Подлодка летучий голландец. «Летучий голландец» всплыл из бездны. «Титаник» морских глубин

Внешняя

Лишь к 1944 году союзникам удалось уменьшить потери, наносимые их флоту немецкими подводниками

Германские субмарины Второй мировой были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак…

Цель - Британия

К осени 1939 года Германия обладала весьма скромным по размеру, хотя и технически совершенным военным флотом. Против 22 английских и французских линейных кораблей и крейсеров она смогла выставить лишь два полноценных линкора «Шарнхорст» («Scharnhorst») и «Гнейзенау» («Gneisenau») и три так называемых «карманных» - «Дойчланд» («Deutschland»), «Граф Шпее» («Graf Spee») и «Адмирал Шеер» («Admiral Scheer»). Последние несли всего шесть орудий калибра 280 мм - при том, что в то время новые линкоры вооружались 8–12 орудиями калибра 305–406 мм. Еще два германских линкора, будущие легенды Второй мировой «Бисмарк» («Bismarck») и «Тирпиц» («Tirpitz») - полное водоизмещение 50 300 тонн, скорость 30 узлов, восемь 380-миллиметровых орудий - достраивались и вступили в строй уже после разгрома союзной армии у Дюнкерка. Для прямого сражения на море с могучим британским флотом этого было, конечно, мало. Что и подтвердилось спустя два года во время знаменитой охоты на «Бисмарка», когда германский линкор с мощным вооружением и отлично подготовленной командой был попросту затравлен численно превосходящим противником. Поэтому Германия изначально делала ставку на морскую блокаду Британских островов и отвела своим линкорам роль рейдеров - охотников на транспортные караваны и отдельные военные корабли противника.

Англия прямо зависела от поставок продовольствия и сырья из Нового Света, особенно США, которые были ее основным «снабженцем» в обе мировые войны. Кроме того, блокада позволила бы отрезать Британию от подкреплений, которые мобилизовали в колониях, а также не допустить высадки британских десантов на континенте. Однако успехи надводных рейдеров Германии были кратковременными. Их врагом были не только превосходящие силы флота Соединенного Королевства, но и британская авиация, против которой могучие корабли были почти бессильны. Регулярные авиаудары по французским базам вынудили Германию в 1941–42 годах эвакуировать свои линкоры в северные порты, где они практически бесславно погибли во время налетов или простояли в ремонте до самого окончания войны.

Основным силой, на которую полагался Третий Рейх в битве на море, стали подводные лодки, менее уязвимые для авиации и способные подкрасться даже к очень сильному противнику. А главное, постройка подводной лодки обходилась в несколько раз дешевле, субмарина требовала меньше топлива, ее обслуживал небольшой экипаж - при том, что она могла быть не менее эффективней самого мощного рейдера.

«Волчьи стаи» адмирала Дёница

Во Вторую мировую Германия вступила, имея только 57 подводных лодок, из которых для действий в Атлантике были пригодны всего 26. Однако уже в сентябре 1939 года германский подводный флот (U-Bootwaffe) потопил 41 судно общим тоннажем 153 879 тонн. Среди них - британские лайнер «Атения» (ставший первой жертвой германских подлодок в этой войне) и авианосец «Корейджес». Еще один британский авианосец «Арк-Ройяль» уцелел лишь благодаря тому, что выпущенные в него лодкой U-39 торпеды с магнитными взрывателями детонировали раньше времени. А в ночь с 13 на 14 октября 1939 года лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (G?nther Prien) проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу (Оркнейские острова) и пустила на дно линейный корабль «Ройял Оук».

Это заставило Британию срочно убрать из Атлантики свои авианосцы и ограничить передвижение линкоров и других крупных боевых кораблей, которых теперь тщательно охраняли эсминцы и другие корабли сопровождения. Успехи подействовали на Гитлера: он изменил свое изначально негативное мнение о подводных лодках, и по его приказу развернулось их массовое строительство. В течение следующих 5 лет в состав германского флота вошли 1108 субмарин.

Правда, учитывая потери и необходимость ремонта поврежденных в походе субмарин, Германия единовременно могла выдвинуть ограниченное количество готовых к походу подводных лодок - только к середине войны их количество превысило сотню.

Главным лоббистом подводных лодок как вида вооружений в Третьем Рейхе был командующий подводным флотом (Befehlshaber der Unterseeboote) адмирал Карл Дёниц (Karl D?nitz, 1891–1981), служивший на подлодках уже в Первую мировую. Версальский мир запретил Германии иметь подводный флот, и Дёницу пришлось переквалифицироваться в командира торпедного катера, затем в эксперта по разработке нового вооружения, штурмана, командира флотилии миноносцев, капитана легкого крейсера…

В 1935 году, когда Германия решила воссоздать подводный флот, Дёниц был назначен одновременно командиром 1-й подводной флотилии и получил странное звание «фюрера подводных лодок». Это было очень удачное назначение: подводный флот по сути был его детищем, он создал его с нуля и превратил в мощнейший кулак Третьего Рейха. Дёниц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, присутствовал на выпусках школы подводников, создал для них специальные санатории. За все это он пользовался огромным уважением своих подчиненных, которые прозвали его «папой Карлом» (Vater Karl).

В 1935-38 годах «подводный фюрер» разработал новую тактику охоты на корабли противника. До этого момента подводные лодки всех стран мира действовали поодиночке. Дёниц, послужив командиром флотилии миноносцев, которая атакует противника группой, решил применить групповую тактику в подводной войне. Вначале он предлагает метод «завесы». Группа лодок шла, развернувшись в море в цепь. Обнаружившая противника лодка посылала донесение и атаковала его, а остальные лодки спешили ей на помощь.

Следующей идеей была тактика «круга», при которой лодки располагались вокруг определенного участка океана. Как только в него входил вражеский конвой или боевой корабль, лодка, заметившая вошедшего внутрь круга противника, начинала вести цель, поддерживая контакт с остальными, а те начинали со всех сторон сближаться к обреченным мишеням.

Но самым известным стал метод «волчьей стаи», непосредственно разработанный для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало его сути - именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя параллельно его курсу сосредоточивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивалась на позиции для нового удара.

Лучшие из лучших

За время Второй мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В их числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота.

Для противодействия союзники сосредоточили свыше 3 000 боевых и вспомогательных кораблей, около 1400 самолетов, и к моменту высадки в Нормандии нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого она уже не могла оправиться. Несмотря на то, германская промышленность наращивала выпуск подводных лодок, все меньше экипажей возвращались из похода с удачей. А кто-то не возвращался вовсе. Если в 1940 году были потеряны двадцать три, а в 1941 году - тридцать шесть субмарин, то в 1943 и 1944 потери выросли, соответственно, до двухсот пятидесяти и двухсот шестидесяти трех подлодок. Всего за время войны потери немецких подводников составили 789 субмарин и 32 000 моряков. Но это все равно было в три раза меньше, чем число потопленных ими судов противника, что доказывало высокую эффективность подводного флота.

Как и на любой войне, в этой также были свои асы. Гюнтер Прин стал первым знаменитым на всю Германию подводным корсаром. На его счету тридцать кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны, включая вышеупомянутый линкор). За это он стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Министерство пропаганды Рейха оперативно создало его культ - и Прин начал получать целые мешки писем от восторженных поклонников. Возможно, он бы смог стать самым удачливым германским подводников, но 8 марта 1941 года его лодка погибла при атаке конвоя.

После этого список немецких глубоководных асов возглавлял Отто Кречмер (Otto Kretschmer), который потопил сорок четыре корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют (Wolfgang L?th) - 43 корабля общим водоизмещением 225 712 тонн, Эрих Топп (Erich Topp) - 34 судна общим водоизмещением 193 684 тонны и небезызвестный Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) - 25 кораблей общим водоизмещением 183 253 тонны, который вместе со своей U-96 стал персонажем художественного фильма «U-Boot» («Подлодка»). Кстати, он не погиб во время авианалета. После войны Леманн-Вилленброк служил капитаном торгового флота и отличился при спасении гибнувшего бразильского сухогруза «Комманданте Лира» в 1959 году, а также стал командиром первого немецкого корабля с атомным реактором. Его же лодка, после злополучного потопления прямо на базе, была поднята, ходила в походы (но с другим экипажем) а после войны была превращена в технический музей.

Таким образом, германский подводный флот оказался наиболее удачливым, хотя и не имел столь внушительной поддержки надводный сил и морской авиации, как британский. На счету подводников ее величества только 70 боевых и 368 торговых германских судов общим тоннажем 826 300 тонн. Их союзники американцы потопили на тихоокеанском театре войны 1178 судов общим тоннажем 4,9 миллиона тонн. Не была благосклонна фортуна и к двумстам шестидесяти семи советским подводным лодкам, которые за время войны торпедировали только 157 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 462 300 тонн.

«Летучие голландцы»

Романтический ореол героев с одной стороны - и мрачная репутация пьяниц и бесчеловечных убийц с другой. Такими представляли германских подводников на берегу. Однако напивались вдрызг они только один раз в два-три месяца, когда возвращались из похода. Именно тогда они были на глазах у «общественности», делающей поспешные выводы, после чего уходили отсыпаться в казармы или санатории, а затем в совершенно трезвом виде готовились к новому походу. Но эти редкие возлияния были не столько празднованием побед, сколько способом снять чудовищный стресс, которые подводники получали в каждом походе. И даже несмотря на то, что кандидаты в члены экипажей проходили в том числе и психологический отбор, на подлодках бывали случаи нервных срывов у отдельных моряков, которых приходилось успокаивать всей командой, а то и просто привязывать к койке.

Первое, с чем сталкивались подводники, только-только вышедшие в море, - страшная теснота. Особенно этим страдали экипажи субмарин VII серии, которые, будучи и без того тесными по конструкции, вдобавок набивались под завязку всем необходимым для дальних походов. Спальные места экипажа и все свободные уголки использовались для хранения ящиков с провизией, поэтому отдыхать и принимать пищу экипажу приходилось где придется. Чтобы взять дополнительные тонны топлива, его закачивали в цистерны, предназначенные для пресной воды (питьевой и гигиенической), таким образом, резко сокращая ее рацион.

По этой же причине немецкие подводники никогда не спасали своих жертв, отчаянно барахтающихся посреди океана. Ведь разместить их было просто некуда - разве что засунуть в освободившийся торпедный аппарат. Отсюда закрепившаяся за подводниками репутация бесчеловечных извергов.

Чувство милосердия притуплялось и постоянным страхом за свою собственную жизнь. Во время похода приходилось постоянно опасаться минных полей или вражеской авиации. Но самым страшными были вражеские эсминцы и противолодочные суда, а точнее, их глубинные бомбы, близкий разрыв которой мог разрушить корпус лодки. При этом можно было только надеяться на быструю смерть. Гораздо страшнее было получить тяжелые повреждения и безвозвратно падать в пучину, с ужасом слушая, как трещит сжимаемый корпус лодки, готовый проломиться внутрь потоками воды под давлением в несколько десятков атмосфер. Или хуже того - навсегда лечь на мели и медленно задыхаться, понимая при этом, что никакой помощи не будет…


Подводные лодки. Враг над нами

В фильме рассказывается о беспощадной и жестокой войне подводных лодок в Атлантике и на Тихом океане. Использование противниками последних достижений науки и техники, быстрый прогресс в радиоэлектронике (применение сонаров и противолодочных локаторов) сделали борьбу за превосходство под водой бескопромиссной и захватывающей.

Военная машина Гитлера - Подводные лодки

Документальный фильм из серии "Военная машина Гитлера" расскажет о подлодках - бесшумном оружии Третьего Рейха в битве за Атлантику. Разрабатывавшиеся и строившиеся в секрете, они были ближе к победе, чем любое другое Германии. За время Второй Мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых корабля и транспортных судна союзников. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота. Германские субмарины были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак. Это время будет справедливо назвать периодом расцвета тактики "волчьих стай", которая была непосредственно разработана для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало ее сути- именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя, параллельно его курсу сосредотачивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивавлась на позиции для нового удара.

Из поколения в поколение моряки пересказывали друг другу легенду о Летучем Голландце. Этот образ всегда заставлял сердца биться чаще. Тайна и романтика, с ним связанные, будоражили воображение. И неспроста: легенда действительно очень поэтична.
Каждый год в Мировом океане исчезают десятки судов. Это не только хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера - среди без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры и сухогрузы.
Что случилось? Куда подевались? Любой моряк вам ответит, что все тут очень просто и безысходно: они повстречались с "Летучим голландцем".

Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен. Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм.Команда без промедления начала уговаривать старого капитана причалить к берегу и переждать бурю. Однако тот был пьян, а может быть, сошел с ума. Так или иначе, но мольбу своих подопечных он оставил без внимания. Мало того: он поклялся любыми средствами обогнуть мыс. Опасаясь за судьбу корабля во власти полоумного капитана, матросы вместе с пассажирами взбунтовались и подняли восстание, возымев целью обезвредить безумца. Однако тот оказался хитрее и поймал предводителя непокорных. Через пару секунд он отправился на корм рыбам.

С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, - прорычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова пустил в ход пистолет.

С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится на волнах. Команду свою проклятый Богом капитан набирает из утопленников, причем чем поганее и мерзостнее были их деяния в жизни, тем лучше. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.

"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"

Такова легенда, пронизанная мистикой, похожая на фантасмагорию. Должно быть, этот миф имеет под собой какую-то историческую подоплеку. Однако и реальные факты теряют свои очертания под завесой времени.

Так, например, бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие - Ван Страатеном, третьи - просто Ваном. По всей вероятности, в основу легенды легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году. Торговое судно вознамерилось обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской Компании. Разыгрался шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно. Однако и здесь не обошлось без мифотворчества. Согласно легенде, упрямый капитан так хотел попасть на восточную сторону мыса, что провозгласил: "Я попаду туда, даже если у меня это займет время до самого конца света!" Дьявол даровал ему вечную жизнь, и с тех пор корабль носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна.

Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.

11 июля 1881 г. в судовом журнале фрегата военно-морского флота Великобритании «Бакканте», который огибал мыс Доброй Надежды, появилась запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий голландец». Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса брига». На следующее утро впередсмотрящий, первым заметивший корабль-призрак, сорвался с мачты и разбился насмерть. Позднее внезапно заболел и умер командир эскадры.

За последние 400 лет «Летучий голландец» видели много раз. Встречи с ним наиболее часто происходят южнее мыса Доброй Надежды.

Окрашенный в черный цвет и ярко освещенный, корабль всегда идет с гордо поднятыми парусами, даже в самую свирепую погоду. Временами оттуда раздается голос, но люди опытные не отвечают на вопросы таинственного призрака, ибо знают: за этим обязательно последует несчастье. Некоторые моряки убеждены, что достаточно просто посмотреть на корабль, чтобы найти свою смерть при кораблекрушении.

Даже экипажи немецких подводных лодок в годы Второй мировой войны испытывали страх перед «Голландцем», которого много раз видели к востоку от Суэца. Адмирал Карл Дениц писал в своих донесениях в Берлин: «Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с силами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас повторной встречи с фантомом».

Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.

Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из немецких подводных лодок во время Второй Мировой войны. В 60-е годы прошлого века ученые попытались привлечь последние научные данные для объяснения феномена Летучего Голландца. Предполагалось, что это мираж, возникающий в преддверии бури в результате особого рода атмосферных катаклизмов. Однако эта гипотеза себя не оправдала.

Корабли, идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, вовсе не редкость.

Ранним солнечным утром 1850 года судно "Морская птица" появилось у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт. Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идет под всеми парусами к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Добравшиеся до судна жители поселка были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы = все было на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем.

Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: "Вышли на траверз рифа Брентон". Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их приветствовал. Самое тщательное расследование, проведенное полицией, не объяснило, почему и куда пропали люди.

Некоторые специалисты полагают, что одним из объяснений исчезновения команды в ряде случаев может быть внезапно вспыхнувшая эпидемия. В конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль, капитан и 14 матросов которого были поражены желтой лихорадкой. Когда об этом доложили Великому магистру Мальтийского ордена, он приказал отбуксировать из порта корабль вместе с 23 членами экипажа. Судно отправилось в Тунис, однако местного властителя успели предупредить, и он запретил пускать корабль в порт. Команда решила вести парусник в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь эпидемии. Не приняли корабль и во Франции, и в Англии. В конце концов неприкаянный парусник пропал без вести.

Другое объяснение - инфразвук. Что мы о нем знаем? Инфразвук - это не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра в 20 м/сек мощность "голоса моря" достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, не редки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами кончают счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку...

В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода "Пиккубен" заметили трехмачтовый парусник "Эбий Эсс Харт". На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те, что еще не так сильно были тронуты тлением, были искажены ужасом.

Однако есть случаи, перед которыми пасует разум. Мистика, да и только! Люди подвержены болезням - это верно, но ведь и корабли дряхлеют и долго не живут без каждодневного ухода.

В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода "Джонсонс" поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту которого с трудом читались полустертые слова "Малборо". Паруса и мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. У трапа полулежал скелет, прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 скелетов. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-либо было невозможно. Надвигался шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания взять судно- призрак на буксир, отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что "Малборо" в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд. Он был известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник видели 1 anpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но 23 года парусник скитался no морям! Такого не могло быть, но факт оставался фактом.

Так и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной. Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может быть, Летучий Голландец - всего лишь миф? Кто знает…

Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершим рассказ о "Летучем голландце" забавным происшествием из недавнего прошлого.

В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии пассажирами морского прогулочного корабля был замечен старинный парусник с порванными парусами. На палубе толпились люди в камзолах, треуголках, со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они столпились у борта и стали кричать, потрясая старинными мушкетами. Туристы же вовсю щелкали фотоаппаратами. На борту судна находился репортер одной популярной газеты. За приличную сумму ему разрешили передать информацию о сенсации в свое издание. Тут-то все и разъяснилось. Голливуд снимал очередной фильм про... "Летучий голландец". При сильном порыве ветра лопнул трос, удерживающий корабль у причала, и судно, переполненное статистами, "поймав" ветер, рванулось в открытое море. Что ж, пусть любая встреча с "Летучим голландцем" заканчивается так же благополучно.

Морские сражения Первой мировой войны наглядно показали высшим чинам флотских штабов всего мира, каким грозным оружием являются подводные лодки. До залпов августовских пушек в 1914 году доктрина действий военно-морского флота практически каждого государства на планете строилась на активном использовании дредноутов - тяжеловооруженных бронированных кораблей, вершины развития линейного корабля как класса. По идее адмиралов, одно только появление в море этих огромных монстров, выстроенных по принципу "all-big-gun" - "только большие пушки", должно было определить исход любого сражения. Однако Ютландское сражение 31 мая-1 июня 1916 года, когда впервые в бою встретились дредноуты флотов двух воюющих стран - британского Гранд Флита и германского Флота Открытого моря - вскрыло парадокс: дредноуты не потопили друг друга, более того, львиная доля боя и потерь пришлась более лёгкие крейсера и эсминцы обоих эскадр. Да и вытаскивание из баз в море этих прожорливых мастодонтов оказалось чудовищно затратным предприятием. В то же время небольшие юркие подводные лодки с маленькими экипажами (например, на немецкой U-29 было всего 35 человек, в то время как на британском семибашенном (!!!) дредноуте "Agincourt" ("Эйджинкорт"/"Азенкур" - назван в честь победы англичан над французами при Азенкуре в 1415 году) экипаж включал в себя 1267 человек) наносили противнику столь ощутимые потери, что даже самому последнему скептик сквозь зубы пришлось признать, что подлодки являют собой грозную и опасную силу.

Само собой, такое мнение было вполне обоснованным. Например, уже упоминавшаяся выше ПЛ U-29 Отто Веддигена 22 сентября 1914 года в течение одного часа отправила на дно три дозорных британских броненосных крейсера - "Абукир", "Хог" и "Кресси". 7 мая 1915 года лодка U-20 Вальтера Швигера пустила на дно роскошный океанский лайнер "Лузитания". 27 июня 1915 года русская подводная лодка "Краб" - первый в мире подводный минный заградитель - произвела установку минной банки около Босфора, на которой впоследствии подорвалась турецкая канонерская лодка "Иса-Рейс". Подобные примеры результативной деятельности подводных лодок в годы Первой Мировой войны значительно подняли их значимость в глазах адмиралов и политиков. В период Интербеллума (временной промежуток между Первой и Второй Мировыми войнами) ведущие морские державы мира проводили активные работы по строительству сильных подводных флотов, экспериментируя с обводами корпусов лодок, материалами, силовыми установками и вооружением. Пожалуй, самым необычным можно назвать британские подводные мониторы типа "М", заложенные ещё в годы Первой Мировой войны. Основным оружием этих лодок были не торпеды, а одно 305-мм орудие, установленное прямо в рубке. Предполагалось, что эти странные лодки будут вести огонь из полупогруженного положения - из-под воды будет торчать только ствол пушки. Однако дороговизна, проблемы с герметичностью и сомнительная эффективность не позволили в полной мере оценить потенциал этих подводных лодок. В 20-х годах пушки с них были сняты.

Однако такой странный английский проект не мог не найти отклика среди кораблестроителей. Вдохновившись подводным монитором, французы в 1927 году заложили на верфи "Arsenal de Cherbourg" сразу три огромных "sous-marin de bombardement" - "подводных лодки для артиллерийского обстрела" типа Q5. Из трёх достроили только одну. Артиллерийский титан вступил в строй под именем "Сюркуф".


"Сюркуф", названный в честь легендарного французского капера Робера Сюркуфа, стал вершиной попыток, предпринятых после окончания Первой мировой войны, соединить в рамках одного корабля скрытность подводной лодки и огневую мощь надводного корабля. Водоизмещение "Сюркуфа" составляло 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении. Длина подлодки - 110 метров, дальность плавания - 12 тысяч миль.


"Сюркуф" в море

"Сюркуф" предназначался для крейсерских действий на океанских коммуникациях и помимо торпедного вооружения, обычного для подлодок, был вооружён двумя 203-мм орудиями. Эти пушки соответствовали вооружению тяжёлых крейсеров и располагались в спаренной башне перед рубкой подводной лодки. Управление огнём осуществлялось с помощью механического вычислительного прибора и оптического дальномера с пятиметровой базой, обеспечивавшего замеры на дальности до 11 км. Для разведки и корректировки огня на дальних дистанциях лодка несла в герметичном ангаре за рубкой гидросамолёт Besson MB.411. Самолёт был разработан специально для "Сюркуфа" и построен в двух экземплярах. На крыше ангара были установлены два 37-мм зенитных орудиях и четыре 13.2-мм пулемета. Также "Сюркуф" нес в своём чреве 22 торпеды.














Пушки подводной лодки "Сюркуф"









Гидросамолёт Besson MB.411 - в собранном виде и на борте "Сюркуфа", а также вид ангара для самолёта

Спустя всего полгода после спуска "Сюркуфа" на воду, в апреле 1930-го, был подписан Лондонский морской договор, в статье № 7 которого содержались ограничения на строительство подлодок – в частности, максимальное водоизмещение в надводном положении устанавливалось равным 2845 тонн, а калибр артиллерии не должен был превышать 155 мм. "Сюркуф" Франции разрешалось оставить в строю отдельным уточнением в договоре, но о строительстве двух других лодок данного типа пришлось забыть.


Компьютерное изображение ангара подлодки "Сюркуф"

После постройки "Сюркуф" широко рекламировался французской прессой и неоднократно посещал зарубежные порты с целью демонстрации военно-морской мощи державы. Неудивительно – самая большая в мире подводная лодка, вооруженная орудиями, достойными тяжелого крейсера, целой батареей зениток и несущая ангар с самолетом, смотрелась весьма внушительно, как настоящий шедевр кораблестроения тех лет.
Однако находились и скептики. "...Пожалуй, никто не мог с уверенностью сказать, - писал один из английских специалистов, - с какой целью она была построена. Правда, ее считали способной выйти победителем в артиллерийской дуэли с эсминцем того времени. Но если бы в лодку попал хоть один снаряд, она не могла бы уже погрузиться, и быстроходный эсминец, безусловно, взял бы над ней верх..."
Хотя на чертежах "Сюркуф" выглядел великолепно, на деле для реальной службы лодка оказалась пригодна куда меньше, чем для пропагандистских фотосессий. Отмечалось, что у лодки имеются значительные проблемы с остойчивостью: при волнении ее очень сильно раскачивает в надводном положении, а при погружении она с трудом сохраняет крен и дифферент в приемлемых рамках. Время подготовки лодки к погружению оказалось непозволительно велико – даже в идеальных условиях на то, чтобы уйти под воду, ей требовалось более двух минут, что в критической ситуации легко могло привести к уничтожению лодки противником. Наведение орудий на цель из подводного положения, столь выгодно смотрящееся на бумаге, на практике оказалось неосуществимым – обеспечить герметичность подвижных соединений инженерам не удалось.

Башня подлодки "Сюркуф" была подвижной, однако из-за отвратительной герметичности её практически никогда не поворачивали. Скриншот из компьютерной игры "Silent Hunter"

Бывший капитан, англичанин Фрэнсис Бойер, служивший на "Сюркуфе" в качестве офицера связи союзнических сил с апреля по ноябрь 1941 года, вспоминал: "Подлодка имела башенную установку с двумя восьмидюймовыми орудиями. По идее при сближении с целью мы должны были высовывать жерла орудий и стрелять, оставаясь под водой. Но так не получалось: у нас возникали серьезные трудности с обеспечением водонепроницаемости, при любой попытке вращения артиллерийской башни в нее поступала вода.. Что еще хуже, на "Сюркуфе" все было нестандартным: каждую гайку, каждый болт требовалось вытачивать особо. Как боевой корабль он никуда не годился, гигантское подводное чудовище".



















Внутренние помещения подводной лодки

Вторую мировую войну "Сюркуф" встретил на Ямайке, и практически сразу же начал подготовку к возвращению на родину. Он был включен в состав эскортных сил британского конвоя KJ-2, и 28 сентября 1939 года отбыл в Старый Свет. Новый 1940 год корабль встретил в Шербуре, а в мае, с началом немецкого вторжения, был отправлен в Брест, где встал в сухой док для ремонта. Блицкриг развивался стремительно, и к тому моменту, когда немецкие танки подходили к Бресту, лодка все еще была неисправна, однако благодаря решительным действиям капитана и команды "Сюркуфу" удалось ускользнуть у противника буквально из-под носа. Несмотря на то, что на лодке работал всего один двигатель и был неисправен руль, она смогла пересечь Ла-Манш и достичь Портсмута. Экипаж не знал, что коллаборационист адмирал Франсуа Дарлан послал вдогонку "Сюркуфу" приказ вернуться назад, однако депеша принята не была. Подлодка прибыла в британский порт Девонпорт 18 июля.


Подлодка "Сюркуф" в доке

Военно-морской флот Франции после захвата страны Германией оказался в странной ситуации: примерно половина кораблей осталась у адмирала Дарлана, а остальные перешли на сторону вооруженных сил "Свободной Франции" - французской армии "в изгнании" под командование эмигрировавшего в Англию генерала Шарля де Голля.
Большинство кораблей "Свободной Франции" подчинилось контролю союзнических сил, но отношения между союзниками были пронизаны подозрительностью. Хотя английский премьер-министр Уинстон Черчилль стремился упрочить лидерство де Голля в вооруженных силах "Свободной Франции", он также находил генерала упрямым и высокомерным. Правительство США подозревало де Голля в симпатиях к левым и пыталось выдвинуть в качестве альтернативного руководителя стоявшего на правых позициях генерала Жиро.
Среди французских офицеров и матросов также произошел раскол: многие из них, если и не придерживались открыто провишистких взглядов, не могли без колебаний принять решение о том, на какой стороне им быть в войне, в ходе которой они могли получить приказ открыть огонь по соотечественникам.

В течение двух недель отношения между английскими и французскими моряками в Девонпорте были вполне дружелюбными. Однако 3 июля 1940 года в два часа ночи, получив, очевидно, сообщение, что двигатели "Сюркуфа" в порядке и он собирается тайно покинуть гавань, офицер Деннис Спрейг поднялся на борт подлодки с абордажной группой для ее захвата. Затем Спрейг в сопровождении старшего лейтенанта Пэта Гриффитса с английской подлодки "Таймс" и двух вооруженных часовых спустился в офицерскую кают-компанию, где он объявил о прикомандирование "Сюркуфа" к флоту его величества короля.

Оформив прикомандирование "Сюркуфа" к Королевскому военно-морскому флоту, Спрейг разрешил французскому офицеру отлучиться в гальюн, не подозревая, что французы хранили там личное оружие. Спрейг получил семь пулевых ранений. Гриффитсу выстрелили в спину, когда он полез по трапу за помощью. Один из часовых - Хит - был ранен пулей в лицо, а другой - Уэбб - убит наповал. Погиб также один французский офицер.

В тот же день на Средиземном море английский флот открыл огонь по французской эскадре, стоявшей у берегов Алжира и Мерсэль-Кебире, после того как вишистское командование этой французской военно-морской базы отклонило английский ультиматум, в котором предлагалось либо начать военные действия против Германии и Италии, либо разоружить корабли. Итогом операции "Катапульта" - стрельбы британцев по стоявшим в базе на якорях кораблям погибло 1297 французских моряков. Эта бойня разъярила французских моряков и солдат, спасшихся от немецкого плена. В итоге лишь 14 из 150 человек из команды "Сюркуфа" дали согласие остаться в Англии и участвовать в боевых действиях. Остальные вывели из строя оборудование, уничтожили карты и другую военную документацию, прежде чем их увезли в лагерь для военнопленных в Ливерпуле. Офицеров отправили на остров Мэн, а на подводной лодке в качестве старшего помощника остался только Луи Блезон, ставший командиром, два матроса и прикомандированный к подлодке британский офицер связи.

Для "Сюркуфа" с бору по сосенке был собран экипаж из французских моряков, присоединившихся к движению де Голля "Свободная Франция" и французских матросов торгового флота. Значительная часть из них до этого служила только на гражданских судах, и даже военные моряки впервые имели дело с такой необычной и сложной в обращении конструкцией как "Сюркуф". Недостаток выучки усугублялся и сложным моральным состоянием моряков
На плечи командира Блезона легла задача подготовить из неопытных добровольцев квалифицированных специалистов-подводников, в то время как каждый вечер те слушали французское радио (под контролем вишистов), передававшее немецкую пропаганду с призывами вернуться домой, чтобы "не дать использовать себя англичанам в качестве пушечного мяса" (что ярко иллюстрирует желание французов сражаться).

События в Девонпорте и Мерс-эль-Кебире наложили характерный отпечаток на дальнейшее участие "Сюркуфа" в войне. Политические соображения требовали, чтобы он был укомплектован военнослужащими из состава сил "Свободной Франции" и полноправно участвовал в боевых операциях союзников, но предчувствие говорило Адмиралтейству британских ВВС, что эта подводная лодка станет обузой.
Британское адмиралтейство также оказалось в сложном положении. С одной стороны, подводный крейсер обладал весомой боевой ценностью и, к тому же, благодаря довоенной пропаганде, ассоциировался у французов с мощью их страны, поэтому применять его стоило – это позволило бы наносить урон немцам и их союзникам, одновременно повышая моральное состояние бойцов "Свободной Франции". С другой стороны, конструктивные недостатки лодки, плохая подготовка ее нового экипажа и его ненадежность приводили к тому, что выпускать "Сюркуф" в море многие члены Адмиралтейства считали бесполезным и потенциально опасным делом. В итоге с апреля 1941-го до января 1942-го лодку выводили на боевые задания всего дважды, оба раза без каких-либо успехов. Состояние экипажа было плачевным, матросы часто оказывались под арестом или были списаны на берег за неподобающее поведение и различные нарушения. Отношения между офицерами и нижними чинами были натянутыми и доходили до откровенной враждебности, многие члены команды открыто высказывали сомнение в полезности вооруженных сил "Свободной Франции" как таковых.
















"Сюркуф" в море

1 апреля 1941 года "Сюркуф" покинул Галифакс, свой новый порт базирования, в канадской провинции Новая Шотландия, чтобы присоединиться к конвою НХ 118. Но 10 апреля приказ был неожиданно изменен без каких-либо объяснений - "следовать на полных оборотах в Девонпорт". Эта поспешная и полная перемена плана вызвала на флоте усиленные слухи, будто "Сюркуф" уничтожил своими пушками корабли, которые должен был охранять.
14 мая подлодке было приказано выйти в Атлантику и вести свободный поиск, пока позволит автономность, а затем направиться на Бермуды. Цель поиска - перехват вражеских плавучих баз снабжения.

"Сюркуф" у Галифакса

21 ноября командир Луи Блезон сообщил из Нью-Лондона, штат Коннектикут, что "Сюркуф" на маневрах столкнулся с американской подводной лодкой. Удар вызвал течи в третьей и четвертой носовых балластных цистернах, устранить которые без постановки в сухой док невозможно. "Сюркуф" вышел из Нью-Лондона без исправления этих повреждений, имея на борту нового англичан: офицера связи Роджера Бэрни, старшего телеграфиста Бернарда Гофа и старшего сигнальщика Гарольда Уорнера. То, что Бэрни увидел на "Сюркуфе", привело его в ужас. В своем первом рапорте адмиралу Максу Хортону, командовавшему подводными силами, Бэрни высказал сомнение относительно компетентности командира и беспокойство по поводу морального состояния экипажа. Он отметил "сильную вражду между младшими офицерами и рядовыми моряками", которые, хоть и не проявляли неприязни к союзникам, но часто ставили под вопрос значимость и полезность вооруженных сил "Свободной Франции" в их боевых операциях, особенно против французов. Этот первый рапорт Бэрни был скрыт от верхушки "Свободной Франции".


Окраска "Сюркуфа" в составе флота "Свободной Франции"

20 декабря "Сюркуф", вместе с тремя французскими корветами, принял участие в операции по освобождению архипелага Сен-Пьер и Микелон. На пути из Галифакса в Сен-Пьер "Сюркуф" попал в шторм, ударами волн повредило рубку, орудийную башню заклинило. Лодка теряла мореходность в сильную волну, у нее были повреждены люки, палубные надстройки и торпедные аппараты. Она вернулась в Галифакс, где неожиданно получила новое задание - следовать на Таити с заходом на Бермуды. Там главнокомандующий английскими военно-морскими силами в районе Америки и Вест-Индии адмирал Чарльз Кеннеди-Пэрвис по просьбе командующего подводными силами адмирала Макса Хортона должен был принять для устного доклада молодого Бэрни. Перед уходом из Галифакса Бэрни возвращался на подводную лодку с канадским военно-морским офицером. При расставании Бэрни сказал ему: "Вы только что пожали руку мертвецу".
"Сюркуф" вышел из Галифакса 1 февраля 1942 года и должен был прибыть на Бермуды 4 февраля, но пришел туда с опозданием, получив к тому же новые повреждения. На этот раз выявились дефекты в главной двигательной установке, для устранения которых потребовалось бы несколько месяцев. По дороге ее несколько раз трепало непогодой, из-за чего оказались повреждены рубка, орудийная башня и несколько торпедных аппаратов, потеряли герметичность некоторые люки на палубе. Самолет пришлось оставить на берегу по причине неисправностей еще раньше. Состояние экипажа так и не улучшилось, к тому же он был неполным. По итогам перехода британским наблюдателем был сделан вывод о полной небоеспособности крейсера. Адмиралтейство, однако, больше склонялось к мнению, что степень повреждений командиром лодки преувеличивается, и это просто саботаж, проистекающий из нежелания воевать.


Подводная лодка "Сюркуф" в базе

В совершенно секретной телеграмме, направленной Хортону, а затем Адмиралтейству, адмирал Кеннеди-Пэрвис писал: "Английский офицер связи на "Сюркуфе" передал мне копии своих рапортов. После разговора с этим офицером и посещения "Сюркуфа" я убежден, что он никоим образом не преувеличивает исключительно неблагоприятное положение дел. Две главные причины, отметил он, заключаются в инертности и некомпетентности экипажа: "Дисциплина неудовлетворительна, офицеры почти утратили контроль. В настоящее время подводная лодка потеряла боевую ценность. По политическим соображениям, возможно, будет сочтено желательным оставить ее в строю, но, с моей точки зрения, ее следовало бы направить в Великобританию и списать".
Однако "Сюркуф" олицетворял дух и мощь военно-морских сил "Свободной Франции". Адмирал Хортон послал свое донесение Адмиралтейству и, следовательно, Уинстону Черчиллю: "Командир "Сюркуфа" - моряк, хорошо знающий корабль и свои обязанности. На состояние экипажа отрицательно сказались долгое безделье и антианглийская пропаганда в Канаде. На Таити, при обороне своей земли, я думаю, "Сюркуф" может принести значительную пользу... К "Сюркуфу" особое отношение во французских военно-морских силах, и "Свободная Франция" будет категорически против его списания".


Вид на рубку "Сюркуфа"

Сообщение о повреждениях подводной лодки Хортона не переубедило: "Даже если промежуточный ремонт на Бермудах окажется неудовлетворительным, на пути в Таити "Сюркуф" все равно сможет уйти под воду, пользуясь одним двигателем..."
9 февраля "Сюркуф" получил приказ проследовать на Таити через Панамский канал. 12 февраля он покинул Бермуды и отправился в путь. Маршрут был чрезвычайно опасным, так как следовать в подводном положении лодка не могла из-за повреждений, и потому легко могла стать добычей своих немецких коллег, которые в этом регионе буквально кишели. Последний рапорт Бэрни датирован 10 февраля: "После моего предыдущего донесения от 16 января 1942 года разговоры и события на борту, которые я слышал и наблюдал, еще больше укрепили мое мнение, что неудачи на "Сюркуфе" вызваны скорее некомпетентностью и безразличием экипажа, чем открытой нелояльностью..."
12 февраля "Сюркуф" покинул Бермуды и направился через кишевшее немецкими подводными лодками Карибское море. Он был способен идти лишь в надводном положении - командир Блезон не стал бы уходить под воду с неисправным двигателем. Помимо вычисленных координат предполагаемого местонахождения "Сюркуфа", больше сведений о нем нет.


Модель подлодки "Сюркуф" в разрезе

19 февраля советник британского консульства на Колона-порт (при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря) направил через Бермуды в Адмиралтейство телеграмму с грифом "Совершенно секретно": "Французский подводный крейсер "Сюркуф" не прибыл, повторяю, не прибыл". Далее в телеграмме говорилось: "Военный транспорт США "Томсон Лайкс", вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22.30 (восточное стандартное время) 18 февраля в 10 градусах 40 минутах северной широты, 79 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след - нефтяное пятно. У "Томсон Лайкс" серьезно повреждена нижняя часть форштевня".

"Американские власти, - сообщалось далее, - изучили рапорт капитана транспортного судна, ведется широкий поиск самолетами. По неофициальным сведениям, предварительное расследование указывает на то, что неопознанным судном был сторожевой катер. Пока еще нет достоверных сведений обо всех подводных лодках США, которые могли находиться в этом районе, но их сопричастность считают маловероятной".
Таким образом, в сообщении о пропаже лодки сразу же содержалась и версия ее гибели, ставшая затем официальной – в ночной темноте лодка, о местонахождении и курсе которой американцев не предупредили, столкнулась с транспортом "Томсон Лайкс" и затонула со всем экипажем.
Официальная версия вполне правдоподобна, однако имеет много вопросов и неясностей. К примеру, никто из команды "Томсон Лайкс" не видел, с чем именно столкнулось их судно, а представителей "Свободной Франции" не пустили на заседания комиссии по расследованию столкновения и не дали ознакомиться с ее материалами. К тому же следующую в надводном положении огромную подводную лодку длиной 110 метров не заметить явно было сложно.

В записке, которая легла на стол Черчилля, были вычеркнуты следующие слова телеграммы: "...в 15-м военно-морском районе США явно не информированы о маршруте и скорости французского подводного крейсера "Сюркуф" и не могут определить его местонахождение. Единственным сообщением, переданным мною американцам 17 февраля, была упомянутая шифровка".
15 марта 1942 года в Новом Орлеане началось закрытое заседание официальной комиссии по расследованию инцидента с транспортом "Томсон Лайкс". С английской стороны в качестве наблюдателя был прислан капитан 1-го ранга Харвуд - представитель подводных сил британских ВМФ в Филадельфии, в докладе которого представительству британского военно-морского командования в Вашингтоне говорилось: "Никто из свидетелей не видел корабля, с которым произошло столкновение. Приблизительно через минуту после столкновения под килем "Томсон Лайкс" раздался сильный взрыв. Обширные повреждения форштевня транспорта значительно ниже ватерлинии дают основание полагать, что корабль, в который он врезался, был большого тоннажа и низко сидел в воде. Как корабли, следовавшие встречными маршрутами, они ("Сюркуф" и "Томсон Лайкс") неизбежно должны были пройти на близком расстоянии друг от друга". Согласно подсчетам Гарвуда, "Сюркуф" находился в пределах 55 миль от той точки, где, по сообщению "Томсон Лайкс", произошло столкновение.

Комиссия не сделала однозначного вывода, что "Томас Лайкс" столкнулся именно с "Сюркуфом". Она лишь констатировала, что транспорт столкнулся с "неопознанным судном неизвестной национальности, в результате чего это судно и его экипаж полностью погибли". Тем не менее, последующие исследования не ставили под сомнения тот факт, что погиб именно "Сюркуф". Пока комиссия заседала, руководитель ФБР Дж. Эдгар Гувер направил секретный меморандум управлению военно-морской разведки, в котором указал, что "Сюркуф" в действительности затонул в нескольких сотнях миль дальше - у Сен-Пьера - 2 марта 1942 года. Возможно, Гувер имел в виду порт Сен-Пьер на Мартинике. Не взбунтовался ли экипаж, как это можно было предположить из последнего сообщения Гофа, и не направился ли он, измученный командованием союзников, на Мартинику, решив отсидеться до конца войны в этой тихой гавани?

Некоторые считают, что затопление "неблагонадежного" "Сюркуфа" планировалось союзниками заранее, но огласке не предавалось, чтобы не портить отношения со "Свободной Францией". В 1983 году бывший морской пехотинец, служивший в 1942-м на крейсере "Саванна", заявил, что его корабль получил в середине февраля приказ объединиться с неким английским крейсером, после чего найти и утопить "Сюркуф»", поскольку тот обстреливал союзные корабли. Правда, согласно этой байке, когда крейсера прибыли в назначенное место, "Сюркуф" уже затонул по иным причинам.
Некоторое время по портам Карибского моря ходили слухи, что "Сюркуфа" видели в разных точках моря после даты официальной гибели. Правдивость этих сплетен ставится под сомнение. Подводная лодка исчезла...

Вскоре после исчезновения "Сюркуфа" представители "Свободной Франции" потребовали сначала проведения независимого расследования, затем разрешения присутствовать на заседании комиссии в Новом Орлеане и, наконец, предоставления возможности ознакомиться с судовым журналом "Томсон Лайкс". Все эти требования Уайтхолл отклонил. И многие месяцы и даже годы спустя семьи 127 французских моряков и 3 английских связистов так и ничего не знали об обстоятельствах гибели своих близких.

Если "Сюркуфом" пришлось пожертвовать, потому что его экипаж сменил флаг и перешел на сторону пронацистского правительства Виши, что выразилось в нападениях на союзнические суда, то тогда, разумеется, надлежало принять все меры, чтобы спасти репутацию военно-морских сил "Свободной Франции". Любые слухи о бунте или преднамеренном уничтожении "Сюркуфа" союзниками дали бы бесценный пропагандистский материал нацистам и вишистам. Пострадала бы также политическая репутация "Свободной Франции", если бы один из ее кораблей добровольно перешел в стан врага. Так что официальная версия гибели "Сюркуфа" устраивала все стороны. Необходимо было придерживаться этой версии в дальнейшем, ибо национальная гордость французов не позволит им согласиться с тем, что военный корабль, внесенный в почетный именной список "Свободной Франции", изменил де Голлю.

Весьма весомой выглядит, в отличие от предыдущих, версия, которую выдвинул британский исследователь Джеймс Расбриджер. В документах американской 6-й бомбардировочной группы он обнаружил запись о том, что утром 19 февраля неподалеку от Панамы была "обнаружена и уничтожена подводная лодка больших размеров". Так как в немецких архивах не зафиксировано потерь лодок в том районе в указанное время, логично предположить, что это был "Сюркуф". Вероятнее всего, рация лодки была повреждена состоявшимся накануне столкновением с "Томсон Лайкс", и она просто не смогла дать знать летчикам, что они бомбят своих, а в районе Панамы лодка оказалась потому, что это был ближайший союзный порт, где можно было встать на ремонт.

Есть ещё одна бездоказательная, но интересная версия:
капитан "Томаса Лайкса", неожиданно увидевший перед собой неизвестную подлодку, не имевший оповещения о наличии в этом районе своих кораблей и знавший об огромном количестве в этом районе подводных лодок адмирал Деница, вполне мог посчитать необходимым утопить незнакомое судно таранным ударом.
В ходе работы комиссии по расследованию обстоятельств аварии "Томаса Лайкса", руководитель ФБР Дж.Эдгар Гувер, направил управлению разведки ВМС США секретный меморандум, в котором сообщал, что "Сюркуф" затонул у острова Мартиника 3 марта 1942 г, т.е. спустя почти 2 недели после столкновения "Томсон Лайкса" с неизвестным объектом.

Гибель "Сюркуфа" в представлении художника Роберто Лунардо. Если бы лодка загорелась или взорвалась, то её точно увидели бы с борта транспорта "Томсон Лайкс"

Шарль де Голль в своих мемуарах писал: "В конце декабря угроза нависла над Новой Каледонией. Положение еще больше усугублялось тем, что Новая Каледония прикрывала собой Австралию, главный объект наступления врага. Между тем 22 декабря, предвидя оккупацию японцами наших островов в Океании, Виши назначило адмирала Деку. Верховным комиссаром французских владений в Тихом океане, желая, несомненно, при поддержке агрессора вернуть под свою власть наши владения. Адмирал не переставал призывать по сайгонскому радио население Новой Каледонии к бунту против "Свободной Франции". В то же время д’Аржанлье, которому приходилось преодолевать всевозможные трудности и выносить неприятности, направлял мне донесения, полные энергии, но не слишком обнадеживающие. Что касается лично меня, то, не переставая выражать ему свою уверенность, что ему удастся по крайней мере спасти честь Франции, я отдал приказ направить в Нумеа кое-какие резервы, которыми мы располагали: командный состав, морские орудия, вспомогательный крейсер "Кап де Пальм" и, наконец, "Сюркуф", от которого можно было ожидать эффективных действий в Тихом океане ввиду его качеств подводной лодки большого радиуса действия. Но, увы, в ночь на 20 февраля у входа в Панамский канал эта самая большая в мире подводная лодка столкнулась с торговым пароходом и пошла ко дну со своим командиром, капитаном 2-го ранга Блезоном, и командой, насчитывавшей 130 человек"

Свет на произошедшее определенно пролил бы сам "Сюркуф", но его обломки до сих пор не найдены. В 1965 году аквалангист-любитель Ли Приттимен заявил, что нашел "Сюркуф" на дне пролива Лонг-Айленд, но история быстро заглохла, не пойдя дальше пары газетных статей. По сей день выдвигаются альтернативные теории гибели "Сюркуфа". Одна из наиболее популярных гласит, что экипаж "Сюркуфа" все же пошел на предательство, и что пара американских подлодок "Макрель" и "Марлин" обнаружила его в проливе Лонг-Айленд перегружающим припасы и горючее на немецкую подлодку, в результате чего и "немец", и "француз" были потоплены. Вариации этой версии включают вместо американских подлодок дирижабль береговой обороны или британский эсминец.

Если принять официальную версию о гибели "Сюркуфа" в результате столкновения с "Томсон Лайкс", то его обломки должны лежать на глубине около 3000 метров (9800 футов) в точке с координатами 10 ° 40"N 79 ° 32"W. Однако эта точка морского дна все ещё не исследована при помощи подводных аппаратов и точное место гибели "Сюркуфа" нельзя считать установленным. Огромная подводная лодка с мощным артиллерийским вооружением. гордость французского военно-морского флота

P.S.: память о "Сюркуфе"

Топить беспощадно

Часть 17. Подводный Летучий Голландец

Трагическая судьба постигла экипаж подводной лодки U-31 под командой обер-лейтенанта Зигфрида Вахендорфа. Она вышла из базы в Вильгельмсхафене 13-го января 1915 года, и с тех пор о ней ничего не знали. Командование предполагало, что она подорвалась на мине и затонула где-нибудь в Северном море.

Но через шесть месяцев эту целёхонькую подводную лодку прибило волнами к восточному побережью Британии. Люк был задраен. Когда его вскрыли и спустились внутрь лодки, то увидели мёртвых матросов и офицеров.

Английские врачи и специалисты выяснили, что экипаж погиб от ядовитых испарений из аккумуляторной ямы, когда подводная лодка находилась в подводном положении. Комиссия пришла к выводу, что балластные цистерны самопроизвольно продула сработавшая автоматика.

Когда я прочитал эту информацию в нескольких источниках, то у меня, естественно, возникла масса вопросов. Удивило, что в английской печати нет никаких подробностей. Судя по всему, это просто слух военной поры, основанный на ОБС («одна бабушка сказала»). Удивительно, что этот слух вошёл даже в труды одного из наших военно-морских учёных, заслуженного моряка, вице-адмирала.

Похожая фантастическая история, помнится, бродила по Севастополю вскоре после освобождения города от фашистских захватчиков, будто бы пять матросов остались в живых во взорванных штольнях каменоломен в Инкермане, которые использовались в мирное время как склады для трёхлетней выдержки шампанского.

Один ушлый писатель даже успел издать об этих пятерых матросах патриотическую сказку для детей. В этой книге пять матросов ещё и фашистов громили, как целая дивизия. Но потом газеты «Флаг Родины» и «Слава Севастополя» не оставили камня на камне от такой интересной легенды.

Об U-31, на самом деле, достоверно известно только одно – она погибла, и скорее всего, от подрыва на мине.

Секретный приказ британского Адмиралтейства, по которому торговым судам рекомендовалось плавать под нейтральными флагами, а так же вооружение судов артиллерией, привели к тому, что на флаг немецкие подводники перестали обращать внимание, а если видели на корме торгового судна орудие, то без колебаний топили торпедами. Если же судно выглядело невооружённым, тогда подводные лодки действовали по призовому праву.

Этим воспользовались англичане, направив в море суда-ловушки против подводных лодок. Их расчёт строился, в основном, на том, что немцы экономно расходовали торпеды, приберегая их для больших судов. Мелкие суда подводники предпочитали топить подрывными зарядами, а для этого подводная лодка должна была всплыть и направить осмотровую партию на судно.

Экипажи судов-ловушек набирали из добровольцев, потому что все осознанно рисковали своей жизнью. Переоборудование судов осуществлялось в глубокой тайне. Всем члена экипажа судна-ловушки запрещалось малейшее упоминание о характере службы.

Одним из вариантов такой ловушки была совместная работа траулера и подводной лодки. Первой германской подводной лодкой, попавшейся на этот крючок, была U-40. Утром 23 июня 1915 года капитан-лейтенант Герхард Фюрбрингер, командир подводной лодки U-40 заметил в перископ траулер «Таранаки», который буксировал за собой трал.

Капитан-лейтенант, которому до этого ещё не удалось потопить ни одного английского судна, по принципу, на безрыбье и рак рыба, решил отправить на дно этого рыбака. Лодка всплыла и дала предупредительный выстрел. Траулер застопорил ход. Но тащил за собой на буксире он не трал, а подводную лодку С-24, которой командовал капитан-лейтенант Фредерик Генри Тейлор.

Траулер «Таранаки» реквизировали в 1914 году у компании, которая им владела, для переоборудования в тральщик. Но сначала его использовали как судно-ловушку. Лодка шла, естественно, под водой, изображая наполненный рыбой трал.

Помимо буксировочного троса, траулер и подводная лодка были соединены телефонным кабелем. Командир траулера капитан 3 ранга Эдвардс сообщил по телефону Тейлору о германской подводной лодке. По закону бутерброда (он падает всегда маслом вниз) отказало устройство быстрой отдачи буксира и телефонного кабеля.

Тогда отдали буксир на траулере, а на носу подводной лодки повисли стальной трос и кабель. Тейлор не мог продуть цистерны, чтобы выровнять лодку и прийти на перископную глубину, чтобы не выдать себя воздушными пузырями. Но командир подводной лодки, сумел выполнить эту операцию с помощью двигателя и рулей глубины.

Подождав, пока германская подводная лодка подойдёт ближе, Тейлор, изо всех сил старавшийся удержать лодку на заданной глубине и не намотать кабель и трос на винты, приказал выстрелить одним торпедным аппаратом. Он не промахнулся. U-40 сразу пошла на дно, спасли только трёх человек, находившихся наверху в рубке, в том числе и командира лодки.

Произошло это через несколько месяцев после трагедии на U-31 В середине июля 1915 года у восточного побережья Англии средь бела дня всплыла немецкая подводная лодка и начала дрейфовать к берегу, вызывая ужас у местных жителей. Порывы ветра и волны сделали свое дело, и корпус субмарины мягко воткнулся в прибрежный песок. Казалось, еще мгновение - откроется рубочный люк, на палубу выскочит орудийный расчет. Однако шло время, лодку покачивали волны, а на верхней палубе - никаких признаков жизнедеятельности команды. Оправившись от шока, местные рыбаки с большими предосторожностями подошли к незваной гостье, осмотрели ее и, немного осмелев, забрались на нее. Любители острых ощущений смогли убедиться в том, что верхний люк плотно задраен изнутри и экипаж не подает признаков жизни.Прибывшие на место происшествия английские военные моряки не заставили себя долго ждать. Они тоже осмотрели немецкую лодку и констатировали, что механических повреждений на корпусе лодки нет. Однако прочно задраенный рубочный люк поставил и перед ними вопросы. Что это: «троянский конь» коварного кайзера Вилли? Ловушка, начиненная взрывчаткой? А может, там баллоны с отравляющим газом? А может?..Еще раз внимательно осмотрев корабль, англичане решили снять лодку с мели и завести ее в док, где вскрыть люк и детально обследовать помещения загадочной субмарины.И вот лодка в доке, люк вскрыт, произведена вентиляция отсеков и взору англичан предстали страшные картины корабля мертвецов! И это при том, что подводная лодка не имела повреждений корпуса и механизмов, а на телах подводников не обнаружено ни ран, ни следов иного физического воздействия. Многие члены экипажа находились в своих спальных местах…Тщательный анализ судовых документов и сопоставление его с разведывательными сводками позволили нарисовать примерную картину трагических событий.Утром 13 января 1915 года три немецкие подводные лодки отошли от пирса Вильгельмсгафена и взяли курс к берегам туманного Альбиона. Цель похода: боевое патрулирование. Лодками командовали офицеры: «U-22» -Хоппе, «U-32» - Шпигель, «U-31» - Вашендорф.Через девять дней после безуспешного боевого патрулирования в базу вернулась «U-32» Шпигеля. Еще через пять дней у пирса ошвартовалась лодка Хоппе «U-22». А что же произошло с «U-31»? Последние записи в ее вахтенном журнале обрывались на январе 1915 года. По ним-то и было установлено, что подводная лодка «U-31» вела длительное боевое патрулирование у берегов Англии, причем днем она отлеживалась на грунте, а по ночам всплывала для зарядки аккумуляторных батарей и активного поиска судов противника. В тот роковой день, после безуспешной ночной охоты, «U-31» легла на грунт, команда устроилась на отдых, бодрствовала только вахтенная служба. Большая концентрация угарного газа, которая периодически возникала на лодках времен первой мировой войны, навечно «усыпила» не только вахтенных, но и весь экипаж субмарины. Оставалось только найти ответ на вопрос: каким образом всплыла лодка?Эксперты из английского Адмиралтейства пришли к выводу: со временем сжатый воздух, находящийся в баллонах высокого давления, из-за ослабления запорных вентилей проник в балластные цистерны и постепенно выдавил из них забортную воду. Лодка всплыла, и течением ее прибило к берегу.До этого история мирового мореплавания имела в своих анналах случаи с надводными судами, которые по тем или иным причинам были покинуты своими командами, но случай с подводной лодкой- призраком первый и, пожалуй, единственный.