Государство Израиль было образовано в 1948 г. на территории, которую три величайшие мировые религии — христианство, иудаизм и ислам, считают священной. Поэтому неудивительно, что вокруг ее истории разгораются горячие споры. Но, для того чтобы понять израильтян, следует ознакомиться с их точкой зрения.
История государства Израиль началась около 4 тысяч лет назад (около 1600 г. до н.э.) с библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. В Книге Бытия повествуется как Авраам, рожденный в шумерском городе Ур, находившемся в южной части современного Ирака, получил повеление отправиться в Ханаан и найти людей, которые поклоняются Единому Богу. После того как в Ханаане начался голод, внук Авраама Иаков (Исраэль) со своими двенадцатью сыновьями и их семьями отправился в Египет, где их потомков обратили в рабство.
Современные ученые постоянно детализируют и уточняют наше понимание исторического контекста событий, описываемых в Библии. Но яркие события древнееврейской Библии представляют собой краеугольный камень еврейской идентичности. Итак, после того как в Египте в рабстве выросло несколько поколений, Моисей повел иудеев к свободе, к обретению откровения Десяти Заповедей в Синае и к тому, чтобы в течение сорока лет блуждания по пустыни они медленно сформировались в нацию. Джошуа (Иисус) встал во главе процесса покорения Ханаана, Земли Обетованной, страны изобилия — молочных рек и кисельных берегов, где детям Израилевым придется построить высоко нравственное и духовное общество, которое стало бы «светом для неевреев». Исход из Египта, который навеки остался в сознании, ежегодно отмечается евреями вне зависимости от того, где они находятся в этот день. Этот праздник свободы называется Песах или еврейской Пасхой.
Евреи заселили центральную, холмистую часть Ханаана и проживали там на протяжении более тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Это были годы библейских судей, пророков и царей. Давид, воин-израильтянин во времена правления царя Саула, победил великана Голиафа и обеспечил победу над филистимлянами. Он основал свое царство со столицей в Иерусалиме, ставшее самым могущественным в этом регионе. Его сын Соломон построил в X веке до н. э. Первый Храм в Иерусалиме. Путем браков он заключал политические союзы, развивал внешнюю торговлю и способствовал внутреннему процветанию. После его смерти царство разделилось на две части — царство Израилево на севере со столицей Шехем (Самария) и Иудейское царство на юге со столицей Иерусалим.
Небольшие иудейские царства быстро оказались вовлеченными в борьбу за власть между соперничающими империями Египта и Ассирии. Около 720 г. до н. э. ассирийцы разгромили северное царство Израилево и предали его жителей забвению. В 587 г. до н.э. вавилоняне разрушили Храм Соломона и изгнали почти всех, даже самых бедных иудеев, в Вавилон. На протяжении всего периода изгнания евреи оставались верными своей религии: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя» (Книга Псалтирь 137: 5). После завоевания Вавилона персами в 539 г. до н.э. Кир Великий позволил изгнанникам вернуться домой и восстановить Храм. Многие евреи остались в Вавилоне, а в каждом большом городе на побережье Средиземного моря стали появляться и разрастаться их общины. Таким образом, начала формироваться модель сосуществования евреев, проживающих на земле Израилевой, с еврейскими коммунами во «внешнем» мире, которые в собирательном значении называются диаспорой (рассеиванием).
В 332 г. до н.э. покорил этот регион. После его смерти в 323 г. до н.э. его империя была разделена. Иудея в конечном итоге оказалась в сирийской части, которой правила династия Селевкидов. Проводимая ими политика навязывания эллинистического (греческого) влияния вызывала сопротивление, которое вылилось в мятеж, во главе которого встали жрец Маттафия (или Матиас, что на иврите означает «дар Яхве») и его сын Иуда по прозвищу Маккавей, который в 164 г. до н.э. переосвятил оскверненный Храм. Победа, завоеванная в тот день, отмечается праздником, который называется Ханука. Они основали царский род иудеев — Хасмонеи, или Маккавеи, который правил Иудеей вплоть до этого, римский военачальник Помпей захватил Иерусалим в 63 г. до н.э. После этого еврейское государство оказалось поглощенным Римской империей.
B 37 г. до н.э. римский Сенат назначил Ирода на должность царя Иудеи. Ему была предоставлена неограниченная свобода действий во внутренних делах, и Ирод быстро стал одним из самых могущественных царей подчиненных царств в восточной части Римской империи. Ирод держал своих подданных под жесточайшим контролем и занимался обширным строительством. Именно он соорудил города Кесарию и Себасте, а также крепости Иродион и Масаду. Он перестроил Храм в Иерусалиме, превратив его в одну из самых величественных построек своего времени. Несмотря на многочисленные достижения, ему так и не удалось завоевать доверия и поддержку со стороны своих подданных-иудеев.
После смерти Ирода в 4 г. н.э. начались годы политической нестабильности, гражданского неповиновения и расцвета мессианства. Разрозненные еврейские группировки объединялись вместе против жестоких и продажных римских прокураторов. В 67 г. н. э. началось всеобщее еврейское восстание. Император Нерон направил в Иудею своего генерала Веспасиана с тремя легионами. После самоубийства Нерона в 68 г. н. э. Веспасиан занял императорский и горский трон и направил своего сына Тита продолжать кампанию по усмирению Иудеи. В 70 г. н. э. римские армии начали осаду Иерусалима, и в девятый день месяца Ав по еврейскому календарю Храм был сожжен до основания. Также были полностью разрушены все другие здания, за исключением трех башен, а жители города оказались в плену. Группа зелотов укрылась в крепости Масада — укрепленном дворцовом комплексе, сооруженном Иродом на труднодоступном горном плато, возвышающемся над Мертвым морем. В 73 г. н.э. после многолетних попыток вытеснить защитников из крепости, римлянам удалось осадить крепость с помощью армии в десять тысяч человек. Когда в конце концов римляне проломили защитную стену, то обнаружили, что все защитники Масады, мужчины, женщины и дети, за исключением пяти человек, предпочли покончить жизнь самоубийством, чем оказаться распятыми на кресте или угнанными в рабство.
Второе еврейское восстание, организованное гораздо лучше, поднялось в 131 г. Его духовным лидером стал рабби Акиба, а общее руководство осуществлял Симон Бар Кохба. Римляне были вынуждены уйти из Иерусалима. В нем была учреждена еврейская администрация. Через четыре года, в 135 г. н.э., ценой очень больших потерь со стороны римлян, императору Адриану удалось подавить восстание. Иерусалим был выстроен заново как римский город, посвященный Юпитеру, и назван Элией Капитолиной. Евреям было запрещено входить в него. Иудея была переименована в Палестинскую Сирию.
После разрушения еврейского государства и утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи страна стала преимущественно христианской и превратилась в место христианского паломничества. В 326 г. Святую землю посетила Елена, мать императора Константина. В Иерусалиме, Вифлееме и Галилее стали возводиться церкви, а по всей стране стали появляться монастыри. Нашествие персов в 614 г. привело к опустошению страны, но Византия восстановила свое господство в 629 г.
Первая оккупация мусульманами началась через четыре года после смерти Пророка Мухаммада и продолжалась более четырех столетий. В 637 г. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, который отличался необыкновенной терпимостью в отношении как христиан, так и евреев. В 688 г. халиф Абд эль-Малик из династии Умайадов приказал начать возведение величественной мечети Купол Скалы на месте Храма на горе Мориа. Именно отсюда был вознесен Пророк Мухаммад во время своего знаменитого «Ночного путешествия». Рядом с мечетью Купол Скалы была сооружена и мечеть Аль-Акса. В 750 г. Палестина перешла под контроль халифата Аббасидов. Ею стали править из новой столицы Аббасидов — Багдада. В 969 г. она оказалась под властью шиитских мусульман из Египта — Фатимидов (известных в Европе как сарацины). Храм Гроба Господня был разрушен, а христиане и евреи оказались под жесточайшим гнетом.
В общем, во времена мусульманского господства христианам не препятствовали в поклонении своим святыням в Иерусалиме. В 1071 г. кочевые племена турок-сельджуков, недавно принявших ислам, в битве при Манцикерте, рядом с озером Ван, разгромили византийского императора и вынудили Фатимидов уйти из Палестины и Сирии. В 1077 г. они закрыли доступ в Иерусалим для христианских паломников. В 1095 г. византийский император и паломники обратились за помощью к папе Урбану II. В ответ он призвал к Крестовому походу или Священной войне за освобождение Святой земли от язычников. В период с 1096 по 1204 гг. состоялись четыре важнейших военных кампании европейских христиан на Среднем Востоке.
В июле 1099 г. после осады, продолжавшейся пять недель, армия крестоносцев, возглавляемая Готфридом Бульонским, захватила Иерусалим. Захватчики устроили жуткую резню, уничтожая всех его жителей нехристиан и сжигая синагоги вместе с находящимися в них евреями. Готфрид основал Латинское царство Иерусалима. После смерти Готфрида в 1100 г. власть в царстве перешла к его брату Болдуину. С середины XII века занятые христианами территории вынуждены были постоянно обороняться, несмотря на то, что уже были созданы великие военно-религиозные ордена рыцарей-госпитальеров и тамплиеров.
В 1171 г. турки-сельджуки из Мосула разрушили власть Фатимидов в Египте и утвердили своего ставленника, курдского военачальника Саладина, в качестве правителя. Это оказало сильное воздействие на регион. Саладин буквально пронесся по Галилее и в сражении при деревне Хыттин, недалеко от Тивериадского озера (Галилейского моря), разбил армию крестоносцев под предводительством Ги де Лузиньяна и захватил Иерусалим в 1187 г. В руках христиан оставались только города Тир, Триполи и Антиохия. В ответ европейцы собрали Третий крестовый поход. Его возглавил Ричард Львиное Сердце. Под его командованием крестоносцам удалось отбить узкую полоску вдоль побережья, Акру, но не Иерусалим. Заключив перемирие с Саладином, Ричард вернулся в Европу. Последующие кампании под руководством европейских монархов, в том числе и будущего короля Англии Эдуарда I, не принесли никаких результатов. В конце концов, мамлюкский султанат Египта заново захватил Палестину и Сирию. Последний христианский оплот закончил свое существование в 1302 г.
Династия Мамлюков, которая вела свой род от воинов-рабов турецкого и черкесского происхождения, правила Египтом с 1250 по 1517 г. Под их властью Палестина вступила в период упадка. Порты были разрушены для того, чтобы не допустить новых крестовых походов, что привело к резкому сокращению торговли. В конце концов, вся страна, включая и Иерусалим, оказалась просто заброшенной. Небольшие еврейские общины оказались разоренными и доведенными до нищеты. В конечный период власти Мамлюков страна страдала от борьбы за власть и стихийных бедствий.
В 1517 г. Палестина стала частью расширяющейся Оттоманской империи и вошла в вилайет (провинцию) Дамаск-Сирия. Стены, окружающие Иерусалим в наши дни, были сооружены Сулейманом Великолепным в 1542 г. После 1660 г. она вошла в вилайет Сайда в Ливане. В начале Оттоманского правления в регионе проживало около 1000 еврейских семей. Они представляли собой наследников тех евреев, которые жили здесь всегда, и иммигрантов из других частей Оттоманской империи. В XVIII веке начались работы по строительству синагоги Хурва в Старом городе Иерусалима. В 1831 г. Мухаммад Али, вице-король Египта, номинально находящегося в подчинении турецкого султана, оккупировал страну и открыл eе для европейского влияния. Хотя оттоманские правители повторно заявили права на прямое управление в 1840 г., западное влияние уже было не остановить. В 1856 г. султан издал Эдикт о терпимости ко всем религиям в империи. После этого деятельность христиан и евреев на Святой земле усилилась.
Стремление вернуться на землю Израилеву (на иврите, Эрец Исраэль) звучало в религиозных службах и сохранялось в сознании еврейского народа со времени разрушения Храма в 70 г. н. э. Вера в то, что евреи вернутся в Сион, составляла часть иудейского мессианизма. Таким образом, задолго до изобретения сионизма как политического движения, глубокая привязанность евреев к Святой земле нашла свое выражение в алии («подъеме» или иммиграции) на Эрец Исраэль. Поддерживаемые еврейскими филантропами евреи приезжали из таких стран, как Марокко, Йемен, Румыния и Россия. В 1860 г. евреи основали первое поселение вне стен Иерусалима. До начала сионистской колонизации существовали достаточно крупные еврейские поселения в Сафеде, Тибериасе, Иерусалиме, Иерихоне и Хевроне. В целом, еврейское население страны в период с 1890 по 1914 г. увеличилось на 104 процента.
Средством обеспечения безопасности еврейской исторической родины стала «Декларация Бальфура» 1917 г. В ней Великобритания заявила, что она с заинтересованностью относится к идее учреждения национального еврейского государства в Палестине.
В то же самое время, в ходе Первой мировой войны, были достигнуты соглашения с национальными арабскими лидерами, поощряющие на выступления против Оттоманского владычества. После окончания войны Оттоманская империя раскололась на ч aсти , а недавно образованная Лига Наций предоставила Великобритании мандат на управление Палестиной на обоих берегах реки Иордан.
По условиям Палестинского мандата, содержащегося и в Статье 6 «Декларации Бальфура», предписывалось способствовать и поощрять еврейскую иммиграцию и строительство поселений при одновременном обеспечении прав и мест расселения других групп населения, интересы которых не должны ущемляться. При этом в основу был положен принцип, согласно которому на подмандатной территории как можно скорее должна быть установлена независимость. Таким образом, сделав противоречащие друг другу обещания, Великобритания оказалась вовлеченной в практически невыполнимую миссию. Одним из её первых действий стало образование в 1922 г. эмирата Трансиордания на восточном берегу реки Иордан. Евреям было разрешено селиться только в западной Палестине.
В период с 1919 по 1939 г. в Палестину стали принимать следующие одна за одной волны евреев-иммигрантов. Естественно, что это привело к расширению и росту местной еврейской общины, или йишува. В период с 1919 по 1923 г. приехало около 35 тысяч евреев, главным образом из России. Они заложили основы развитой общественно-экономической инфраструктуры, укрепились на земле и создали уникальные общественные и кооперативные формы сельскохозяйственных поселений — кибуцы и мошавы.
Следующая волна иммигрантов, около 60 тысяч человек, нахлынула в период между 1924 и 1932 гг. В ней преобладали иммигранты из Польши. Они осели в городах и способствовали их развитию. Эти иммигранты поселились, главным образом, в новом городе Тель-Авиве, в Хайфе и Иерусалиме, где занялись малым бизнесом и легкой промышленностью, а также основали строительные фирмы. Последняя серьезная волна иммиграции произошла в тридцатых годах XX века, после прихода к власти в Германии Гитлера. Вновь прибывшие, около 165 тысяч человек, из которых многие были представителями интеллигенции, составили первую масштабную волну иммиграции из Западной и Центральной Европы. Именно они оказали ощутимое воздействие на культурное и коммерческое будущее еврейской общины.
Противодействие арабов-палестинцев сионизму вылилось в массовые беспорядки и зверские убийства, которые в двадцатых годах прошлого века произошли в Хевроне, Иерусалиме, Сафеде, Зайфе, Моце и в других городах. В 1936-1938 гг. гитлеровская Германия и ее политические союзники профинансировали всеобщее восстание арабов под руководством иерусалимского муфтия Хадж Амина эль-Хусейни, в ходе которого произошли первые стычки военизированных (полувоенных) групп арабов и евреев. Великобритания прореагировала на это созданием в 1937 г. Комиссии Пиля, которая рекомендовала разделить территорию на арабское и еврейское государства, сохранив контроль Великобритании над Иерусалимом и Хайфой. Евреи с неохотой приняли этот план, но арабы его отвергли.
Все более очевидной становилась угроза войны с Германией, и Великобритания, озабоченная настроем арабских стран, пересмотрела свою политику в отношении Палестины в «Белой книге» Малькольма Макдональда (май 1939 г.). При этом практически прекращалась иммиграция евреев и запрещалась покупка земель евреями. Евреям из Европы, по сути, запрещалось получать прибежище в Палестине. Они оказывались один на один со своей судьбой. Суда с еврейскими иммигрантами из Европы были возвращены назад. Некоторые отправились в поисках убежища в другие страны мира, а часть — потоплена. После «Белой книги» возмущенная и шокированная йишува пересмотрела свои отношения с Великобританией и стала проводить более агрессивную и воинственную политику сионизма.
В период действия Британского мандата существовали три подпольные еврейские организации. Самой крупной из них была «Хагана», основанная в 1920 г. Лейбористским движением сионистов для защиты и обеспечения безопасности еврейской общины. Она возникла в ответ на введенный для евреев-иммигрантов запрет на проведение демонстраций и саботаж со стороны работников. «Эцель», или «Иргун», был создан оппозиционным националистическим движением ревизионистов в 1931 г. Впоследствии во главе этой организации оказался Менахем Бегин, который в 1977 г. стал премьер-министром Израиля. Эти образования занимались проведением тайных боевых операций против арабов и англичан. Самая небольшая и наименее экстремистская организация «Лехи», или «Штерн Ганг», начала свою террористическую деятельность в 1940 г. Все три движения были распущены после создания в 1948 г. Государства Израиль.
С началом Второй мировой войны, йишув сосредоточился на оказании поддержки Великобритании в войне с Германией. Более 26 000 представителей еврейской общины Палестины отправились на службу в вооруженные силы Великобритании, в армию, в военно-воздушные силы и на флот. В сентябре 1944 г. в качестве отдельного воинского формирования вооруженных сил Великобритании была создана Еврейская бригада со своим флагом и эмблемой, в которой служило около 5 тысяч человек. Эта бригада принимала участия в боевых действиях в Египте, на севере Италии и северо-западе Европы. После разгрома гитлеровской Германии и ее союзников многие из служивших в бригаде принимали участие в тайных операциях по перевозке евреев, выживших в Холокосте, в Палестину.
Невозможно рассматривать конфликт на Среднем Востоке в отрыве от нацистского Холокоста. Евреи, которых судьба разбросала по многим странам мира, не могли даже представить себе таких ужасов, которые были уготованы им во время Второй мировой войны. Нацистский режим планомерно, н а промышленной основе занимался ликвидацией евреев из Европы, уничтожив шесть с половиной миллионов человек, в том числе полтора миллиона детей. После того, как германские армии захватывали одну европейскую страну за другой, евреи сгонялись вместе, как скот, и запирались в гетто. Оттуда они вывозились в концентрационные лагеря, где умирали от голода и болезней, гибли во время массовых казней или в газовых камерах. Те, кому удалось проскочить через нацистский бредень, бежали в другие страны или присоединялись к партизанским отрядам. Часть из них прятали неевреи, рискуя своими жизнями. Выжить удалось только трети евреев, проживавших в Европе до войны. Только после окончания войны мир узнал о размахе геноцида и о том, как низко пало человечество. Для большинства евреев, вне зависимости от того, на каких позициях они стояли ранее, вопрос организации еврейского государства и национального прибежища превратился в острейшую человеческую потребность и моральный императив. Это стало выражением стремления евреев выжить и сохраниться как нация.
После окончания войны Великобритания увеличила ограничения на количество евреев, которые могли приехать и поселиться в Палестине. Йишув в ответ занялся организацией «нелегальной иммиграции», организовав сеть активистов, которые спасали тех, кому удалось выжить после Холокоста. В период с 1945 по 1948 г. в страну, несмотря на блокаду морских путей британским флотом и наличие патрулей на границе, нелегально, часто опасными маршрутами, было доставлено около 85 тысяч евреев. Тех, кого ловили, отправляли в лагеря для интернированных на Кипре или возвращали в Европу.
Сопротивление евреев Британскому мандату усиливалось. В эскалацию насилия вовлекалось все большее число разнообразных еврейских подпольных групп. Пик этого противостояния наступил в 1946 г., когда была организована террористическая атака на штаб британских вооруженных сил в отеле «King David» в Иерусалиме. В результате погиб девяносто один человек. Великобритания передала на рассмотрение Организации Объединенных Наций вопрос о все возрастающем напряжении в Палестине. Специальный комитет ООН организовал посещение Палестины и выработал свои рекомендации.
29 ноября 1947 г. при поддержке США и Советского Союза, несмотря на жесткое противодействие арабов-палестинцев и соседних арабских государств, ООН проголосовала за разделение Палестины надвое — на еврейское и арабское государство. Это решение было с радостью встречено сионистами и отвергнуто арабами. В Палестине и многих арабских странах начались массовые беспорядки. В январе 1948 г., в то время, когда Великобритания все еще номинально контролировала эту территорию, арабская «Армия освобождения», организованная Лигой арабских государств, прибыла в Палестину и присоединилась к местным полувоенным организациям и милиции. Они пригласили мировые средства массовой информации для наблюдения за специально организованными маневрами.
Великобритания заявила о своем намерении уйти в мае и отказалась передавать власть и арабам, и евреям, и ООН. Весной 1948 г. вооруженные силы арабов заблокировали дорогу, соединяющую Тель-Авив с Иерусалимом, отрезав тем самым жителей с Иерусалима от оставшейся части еврейского населения.
14 мая 1948 г., в день окончательного ухода британцев, было официально провозглашено создание Государства Израиль с населением в 650 тысяч человек. Первым его президентом стал Хаим Вейцман, а премьер-министром — Давид Бен-Гурион. В Декларации о независимости провозглашалось, что Государство Израиль будет открыто для иммиграции евреев изо всех стран.
На следующий день Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Ирак напали на Израиль. Это была, по сути, битва за существование. В результате этого конфликта тысячам палестинских арабов пришлось искать убежища в соседних арабских странах, где, в условиях отсутствия мирного договора, они оставались на положении беженцев. На момент прекращения огня в январе 1949 г. израильтянам удалось не только вытеснить арабские войска за границу, но и существенно увеличить смою территорию, выделенную им по решению ООН. Впоследствии большая часть территории, предназначенной по решению ООН для размещения арабского государства, включая Восточный
Население Израиля за четыре года, прошедшие с 1948 г., увеличилось вдвое. К перемещенным евреям из Европы присоединилось 600 тысяч евреев, убегавших от преследования в арабских странах. Благополучная абсорбция структурами небольшого государства такого количества вновь прибывших людей с совершенно различными культурами, в то время, когда это государство само еще только формирует собственную инфраструктуру, не имело прецедентов в истории и может считаться величайшим достижением.
За 60 лет существования Государство Израиль выросло и окрепло по всем показателям, и в первую очередь — по экономическим и социально-демографическим. Вопреки враждебному окружению, Израиль выстоял в войнах, занял достойное место в международном содружестве, построил демократическое общество и побудил его к развитию, вышел в мировые лидеры в науке и высоких технологиях.
Полный текст :
О том, что все описанные в ней события имели реальную основу, свидетельствуют найденные при раскопках в Месопотамии документы, относящиеся к 2000—1500 гг. до н.э., в которых кочевая жизнь патриархов Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, с которых и началась примерно в 17 в. до н.э. в история евреев, а, следовательно, и история Израиля, описана так же, как в Ветхом Завете .
Согласно преданию, Авраам был призван в , для того чтобы стать основателем народа верящего в единого Бога, но вскоре эту землю постиг голод, и во имя продолжения истории Израиля, спасения своего рода ) и его двенадцать сыновей с семьями переселились в Египет , где их потомки в последствие были обращены в рабство.
Долгих 400 лет продолжалась эта кабала, до тех пор, пока в истории Израиля не появился Моисей, по божьему проведению, выведший свой народ с египетской земли. За 40 лет скитания по Синайской пустыне появилось новое поколение свободных людей, народу была дарована Тора (Пятикнижие), со знаменитыми , т.е. сложилась религия.
В начале нашей эры родился, проповедовал, был осужден и распят, а затем воскрес Иисус Христос.
Нахлынувшая волна репатриации, казалось, должна была способствовать процессу реставрации Израиля, однако с этим были не согласны арабы, считавшие земли Палестины исконно своими. В 1937 г. Британия предложила разделить страну на два государства, еврейское и арабское, с чем вновь не согласились арабы, отстаивавшие свою правду с помощью оружия.
А через два года, когда началась , этот вопрос из-за учиненного фашистами геноцида еврейского народа, вообще мог потерять актуальность. Целенаправленно осуществляя план уничтожения европейского еврейства, нацисты убили шесть миллионов еврее, в том числе полтора миллиона детей. После этой чудовищной Катастрофы, вопрос о создании независимого государства, где могли бы жить все рассеянные по миру евреи, не страшась расправы над собой, стал особенно остро. Британское правительство, не справившись со своей миссией установления мира на Ближнем востоке, в апреле 1947 г. предложила ООН вынести «палестинский вопрос» на обсуждение Генеральной Ассамблеи. Данная организация также предложила разделить страну на два государства, арабское и еврейское, тем более что когда 14 мая 1947 истек британский мандат, евреев в стране было 650000, которые представляли собой организованное общество, с развитой социальной системой.
Но израильтяне даже не успели отпраздновать это событие, не прошло и 24 часа, как войска Египта , Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись в пределы, только что образованного государства, армия которого отразила, длившуюся 15 месяцев, атаку захватчиков. В результате пересмотра карты прибрежная равнина, весь Негев, и западный сектор Иерусалима отошли Израилю.
Тем не менее ситуация в регионе оставалась крайне напряженной, арабские страны окружившие кольцом Израиль не переставали предъявлять свои претензии на земли нового государства. Казалось, что Египет , Сирия и Иордания, подписав в 1956 г. , практически вынесли Израилю смертный приговор. Решив расправиться с Израилем в кротчайшие сроки Египет , Сирия и Иордания одновременно вторгаются на территорию Израиля, который 5 июня 1967 г. наносит ответный удар по всем трем направлениям. В историю эта война вошла под название , именно в этот срок, армия Израиля расправилась с противниками, к тому же оккупировав часть их территории: Иудея, Самария, сектор Газы, Синайский полуостров и ; стала возможным свободное плавание израильских торговых судов в Тиранском проливе, и, наконец, Иерусалим вновь соединился со своей восточной половиной, став единым городом под израильским суверенитетом.
Однако, арабские страны этот самый суверенитет признавать не спешили, первым разорвать этот замкнутый круг решился президент Египта Анвар Садат , подписавший 26 марта 1979 года в Вашингтоне мирный договор между Египтом и Израилем, тем самым, положив конец тридцатилетнему состоянию войны между двумя странами.
26 октября 1994 г состоялось подписание иордано-израильского мирного договора. Переговоры с Палестиной о статусе , продолжаются, по сей день, поочередно вызывая недовольство народа, то одной, то другой стороны.
В сложившихся условиях перед правительством Израиля стоят конкретные задачи, направленные на продолжение мирного процесса, а, следовательно, и обеспечения безопасности страны, расширение дипломатических связей, которые вкупе должны обеспечить развитие и укрепление Израиля в последующих столетиях.
Британский мандат на управление Палестиной ещё оставался в силе. Реализация «декларации Бальфура » 1917 г. о создании в Палестине еврейского национального очага привела в 1920 – 1930-е годы к эмиграции множества евреев в Палестину. К началу Второй Мировой войны численность еврейского населения Палестины достигла полумиллиона, а к концу – 600 тыс. Это вызывало крайнее недовольство местных арабов, которые требовали от британского правительства прекращения еврейской иммиграции. Британскому кабинету пришлось согласиться на это, хотя либеральное общественное мнение в годы войны обвиняло Лондон в том, что он мешает евреям бежать на Ближний Восток из нацистской Германии и захваченных ею стран.
Зоны Палестины, населённые евреями в 1947
Руководители еврейской общины в Палестине, в частности, Давид Бен-Гурион , решили перейти к наступательной тактике борьбы за ликвидацию британского мандата на Палестину. С конца 1944 г. они развернули широкую кампанию гражданского неповиновения, не брезгуя и терактами в Палестине против британцев.
Одновременно на Лондон стали оказывать давление международные сионистские организации, а также США, стремившиеся усилить на Ближнем Востоке собственное влияние. В Великобритании болезненно реагировали на обвинения в косвенной ответственности за гибель еврейских беженцев, которые в годы Второй мировой войны пытались нелегально морем проникать в Палестину, но перехватывались британской пограничной охраной и возвращались в Европу, где часто попадали в руки уничтожавших их нацистов.
Тайна создания государства Израиль Рассекреченные документы
13 августа 1945 г. Всемирный сионистский конгресс (ВСК) выдвинул лозунг переселения в Палестину 1 млн. евреев, а 31 августа 1945 г. президент США Г. Трумэн под давлением мощных американских еврейских организаций и конгресса предложил британскому кабинету разрешить эмиграцию в Палестину 100 тыс. евреев из Европы. По данным ВСК, именно столько евреев, пострадавших от нацизма, стремилось уехать в Палестину. Предвидя политический взрыв в арабских странах, Лондон отклонил этот план. В октябре представители Египта, Ливана, Сирии и Ирака выступили с заявлением в адрес США, указав, что попытки превратить Палестину в еврейское государство приведут к войне на Ближнем Востоке.
План раздела Палестины, выдвинутый в 1937 английской комиссией Пиля. Предусматривал создание арабского и еврейского государств, а также зоны (розовый цвет на карте), которая должна была остаться под британским мандатом. Через 10 лет был заменён на план ООН, гораздо более выгодный для евреев
Теракты еврейских боевиков против британских военнослужащих в Палестине продолжались. В июле 1946 г. сионистские террористы взорвали штаб британской военной администрации в Иерусалиме (отель «Царь Давид»), в результате погибло около 100 граждан Великобритании.
Экономически завися от США, Британия не желала ссориться с ними. Но она не хотела и осложнять отношений с арабами. Лондон решил снять с себя ответственность за происходящее и 14 февраля 1947 г. заявил о намерении отказаться от мандата на Палестину. В апреле британское правительство передало палестинский вопрос на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН , хотя и с оговоркой, что будет рассматривать любое ее решение лишь как рекомендательное.
29 ноября 1947 г. ассамблея приняла резолюцию № 181 о разделе территории Палестины на три части: еврейскую (56%), арабскую (42%) и особую зону, передаваемую под опеку ООН (2%). В последнюю были включены «священные города» – Иерусалим и Вифлеем.
План раздела Палестины, принятый ООН в 1947. Салатовым цветом обозначена территория еврейского государства, коричневым – арабского
Сионистские организации согласились с резолюцией № 181, но арабские страны ее не признали. Они указывали, что территориальная пропорция раздела (56% и 42%) не соответствует долям численности арабского и еврейского населения в Палестине. Первое составляло здесь две трети, а второе – одну треть, и еврейские собственники владели лишь 7% земель. Большая часть отдаваемой арабам территории была непригодна для земледелия. В намеченных границах Еврейского государства оказывалось 497 тысяч палестинских арабов против 498 000 евреев, а в Арабском государстве жило бы 807 000 неевреев и 10 000 евреев. (Ещё 105 000 неевреев и 100 000 евреев – в Иерусалиме и Вифлееме). Между тем отношения между иудеями и мусульманами к тому моменту дошли уже до крайнего накала, то и дело вспыхивали кровавые стычки.
Арабы продолжали настаивать на создании в Палестине единого арабского государства, обещая дать в нём еврейскому меньшинству полные гражданские права. Однако действия хорошо обученных и вооруженных еврейских боевых дружин в Палестине по размаху и организованности стали приобретать характер настоящих военных операций. Началось массовое бегство арабского населения из Палестины. Не желая ввязываться в надвигавшуюся войну, Великобритания приступила к эвакуации своих войск и 14 мая 1948 г. официально заявила о прекращении своего мандата. На следующий день, 15 мая 1948 г., временное еврейское правительство Палестины во главе с Давидом Бен-Гурионом провозгласило образование Государства Израиль . Его президентом стал Хаим Вейцман . Столицей государства стал Тель-Авив. 17 мая Израиль признали СССР и США.
Советский Союз, как и Соединённые Штаты, энергично содействовал разделу Палестины и созданию Израиля. Важнейшую роль среди палестинских евреев играла многочисленная община эмигрантов из бывшей Российской империи. Среди них были широко распространены социалистические идеи. Социалистом и выходцем из России был и Бен-Гурион, который в начале 1920-х годов посещал СССР с дружественным визитом, чтобы «скрепить связи палестинских рабочих и профсоюзов с коммунистическими». В своё время евреи активно способствовали насаждению в России большевизма , и теперь Сталин ожидал от палестинской общины «русских выходцев» лояльности, думая использовать её для укрепления советского влияния на ближневосточные дела и вытеснения из региона Британии. Но вскоре кремлёвский вождь кардинально пересмотрел свое отношение к еврейскому населению собственной страны и к Израилю. В СССР начались гонения на евреев , их выезд из страны был прекращен.
ИЗРАИЛЬ. ИСТОРИЯ
Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 после окончания срока действия британского мандата в Палестине. Связь еврейского народа с землей Израиля неоднократно отмечалась в устных преданиях и письменных источниках. Еще во времена вавилонского пленения евреи выражали желание вернуться на свою историческую родину. Это стремление усилилось после разрушения Иерусалима римлянами в 70 н.э. и последующего рассеяния евреев по всему миру. Современная история Израиля восходит к еврейской иммиграции из Европы (особенно из России и Польши) в Палестину в 19 в. Реальная попытка создания еврейского государства связана с зарождением сионистского движения, т.е. с основания Всемирной сионистской организации Теодором Герцлем в конце 19 в. В 1917 эту идею поддержало британское правительство в декларации Бальфура, в которой содержалось обещание образовать в Палестине "национальный очаг для еврейского народа". Британская подмандатная территория Палестина. В июле 1922 Лига наций выдала Великобритании мандат на управление Палестиной и призвала способствовать образованию национального еврейского государства. В 1919-1939 в Палестину отправлялись переселенцы. Переселенцы заложили основы социальной и экономической инфраструктуры, создавали киббуцы, мошавы и деревни, строили жилые дома и дороги. Они селились в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме, где организовали строительные фирмы и предприятия легкой промышленности. Последний крупный всплеск иммиграции пришелся на 1930-е годы (после прихода Гитлера к власти), когда в Палестину приехало ок. 165 тыс. человек, в основном из Германии. Британские власти в Палестине позволили еврейской и арабской общинам включиться в решение своих внутренних дел. Еврейская община выбрала собственный орган самоуправления, а тот - Национальный совет, которому предстояло формировать ее политику и разрабатывать программы действий. Оба эти органа получали финансовую помощь из местных источников и фондов, учрежденных за рубежом, и занимались вопросами образования, религиозной жизни, медицинского и социального обслуживания еврейского населения.
В годы британского господства развивалось сельское хозяйство, вводились в строй промышленные предприятия, для нужд энергетики был зарегулирован сток р.Иордан, сооружены новые дороги во всей стране и налажена добыча соли из вод Мертвого моря. Был учрежден Хистадрут, который способствовал улучшению положения рабочих и обеспечению занятости путем организации кооперативов в промышленном секторе и для сбыта аграрной продукции. Возрождалась культура, создавались профессиональные школы и студии, открывались художественные галереи и концертные залы. Иврит был официально признан в качестве одного из трех языков страны, наряду с английским и арабским, и использовался в документах, денежных знаках и почтовых марках, а также на радио. Процветала издательская деятельность. Возникали театры, делались попытки создать оригинальные пьесы на иврите. Усилиям еврейского сообщества по перестройке страны противодействовали арабские националисты, росла враждебность арабов, выливавшаяся в демонстрации, восстания и вспышки насилия. В 1930-х годах, когда еврейская иммиграция в Палестину активизировалась и резко возросла с утверждением нацистского режима в Германии, проблема стала много острее. Крупные антиеврейские выступления арабов заставили Англию резко ограничить иммиграцию евреев в 1939.
Вторая мировая война.
Во время Второй мировой войны нацистский режим проводил планомерное уничтожение евреев, было ликвидировано 6 млн. человек. Когда войска союзников освободили заключенных концентрационных лагерей в конце войны, многие из выживших евреев пытались выехать в Палестину. Однако, опасаясь выступлений со стороны арабов, британские власти ужесточили ограничения на въезд и поселение евреев в Палестине. Еврейская община ответила созданием разветвленной сети нелегальной и тайной иммиграции (алия бет); в период 1945-1948 ок. 85 тыс. лиц, пострадавших от Холокоста, были окольными путями доставлены в Палестину.
План ООН по разделу Палестины.
В феврале 1947 Великобритания решила передать рассмотрение вопроса о подмандатной территории в ООН. Специальный комитет ООН по Палестине выдвинул план раздела Палестины. 29 ноября 1947 Генеральная ассамблея ООН одобрила этот план большинством в 2/3 голосов. На землях Палестины предусматривалось создание двух государств - еврейского и арабского, а в Иерусалиме устанавливалось международное управление. После одобрения плана ситуация в Палестине обострилась. Арабы нападали на еврейские поселения и другие объекты. Силы ишува успешно отражали эти атаки во многих районах. Гражданская война между еврейской и арабской общинами в Палестине была прелюдией полномасштабной войны, которая вспыхнула после окончания срока действия британского мандата.
Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .
– нового суверенного независимого государства. Сегодня многие задаю вопрос: «Израиль, как же он образовался?» Об этом и пойдет речь в этой статье.
Все началось так. После того, как резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение в 1947 году 29 ноября о разделе земель Палестины, находящейся под мандатом управления Великобритании, на два независимых суверенных государства — еврейское и арабское, началась осуществляться интенсивная активная подготовка к тому, чтобы провозгласить независимое .
В это же время Британия отказывается сотрудничать в разделе Палестинских земель на два независимых государства и объявляет о своих намерениях вывести с территории, подмандатной Британии свои войска и гражданский персонал. Вывод вооруженных сил и гражданского персонала планируется Великобританией к середине мая 1948 года.
Надо сказать, что американцы пытались оказывать дипломатическое давление на Еврейское агентство, пытаясь добиться отсрочки провозглашения независимого еврейского суверенного государства.
Американские дипломаты и все руководство страны имели сомнения по поводу способности еврейского нового государства выстоять в конфликте с арабами. США также отказались поддержать план о разделе Палестинских земель, при этом был предложен план о передаче их под опеку Организации Объединенных Наций до поры, когда будет достигнуто соглашение между арабами и евреями.
Возникновение Израиля было очень не легким: возражали правительства Западной Европы, постоянное ощутимое давление государственного департамента Соединенных Штатов, разногласия в Народном совете, а также внутрипартийные разногласия. Но, не взирая на все возражения и разногласия, Давид Бен Гурион настоял на образовании суверенного государства перед истечением срока мандата Британии.
Народным правлением 12 мая 1948 года было принято решение о провозглашении независимости, причем в течение двух дней. Решение было принято Вего лиш шестью голосами против четырех.
И уже 14 мая 1948 года Давидом Бен Гурионом было провозглашено образование Израиля, как независимого суверенного еврейского государства. За несколько часов до окончания мандата Британии на Палестину, в музее, в здании бывшего дома Меира Дизенгофа, в городе Тель-Авив в 16-00 было сделано объявление о возникновении Израиля.
Время 16-00 было выбрано таким образом, чтобы церемония провозглашения закончилась до наступления субботы — «шабата». Место провозглашения независимости выбирали таким образом, чтобы избежать религиозных или партийных подоплек. А здание — незаметное и не помпезное выбиралось с оглядкой и опасением перед возможными бомбежками.
14 мая утром приглашения на церемонию провозглашения независимости государства Израиль были разосланы с помощью посыльных, при этом была присовокуплена просьба о хранении этого события в секрете.
Интересный факт: окончательный вариант текста о Декларации независимости был утвержден буквально за один час до начала торжественной церемонии, спешно печатался на печатной машинке. Попутная машина доставила Декларацию независимости в здание музея в 15-59, за минуту до официального провозглашения независимости государства и начала церемонии.
По дороге к месту провозглашения суверенного государства Израиль машина с текстом декларации была остановлена полицейскими за превышение скорости. Водитель, который вез декларацию не имел прав, но он заявил полицейскому, что тот срывает церемонию провозглашения независимого государства, а потому водитель был отпущен и даже избежал штрафа. После того, как декларация о независимости была зачитана, ее подписали 25 членов Народного совета. При этом в декларации было предусмотрено еще место для подписей двенадцати членов Народного совета, которые были заперты в осажденном арабами Иерусалиме.
Церемония образования Израиля транслировалась по радиостанции «Коль Исраэль». С тех пор, официальный год образования Израиля считается 1948.
Что же произошло после провозглашения Бен Гурионом независимости Израиля. Уже на следующий день после провозглашения об образовании Израиля армии пяти арабских стран, входящих в Лигу арабских государств – Египет, Ливан, Ирак, Сирия, Трансиордания, напали на новое молодое государство и начали военные действия против вновь провозглашенной страны.
Генеральным секретарем Лиги арабских государств было обещано: «Это будет страшная война, полностью направленная на уничтожение, это будет самая грязная и страшная резня». С тех пор 15 мая в Израиле стало Днем катастрофы, то есть днем Накба.
Первое государство, которое признало официально суверенное государство Израиль де-факто США. Президент США Трумен 14 мая в 18-11 объявил о признании США Израиля. Это было сделано сразу же, через 11 минут после провозглашения в Тель-Авиве Бен Гурионом независимости Израиля.
Первая страна, которая признала еврейское независимое государство полностью, официально — де-юре, стало Советское государство. Это было сделано 17 мая, через три дня после провозглашения независимости Израиля. День провозглашения Независимости Израиля – 14 мая – считается государственным праздничным днем. Как и все в Израиле День независимости израильтяне отмечают по особому календарю, по еврейскому летосчислению – 5 яира.
Главным, первым документом Израиля, как только он образовался – стала Декларация о провозглашении независимости. В ней говорится об основных принципах .
Первым правительством нового государства стало Временное правительство. 14 мая 1948 года, когда провозгласили независимость, Народный совет подписал постановление, в котором формально узаконил полномочия и этим постановлением был преобразован из Народного Совета во Временное правительство.
Временное работало с 14 мая 1948 года по март 1949 год. В марте 1949 года в Израиле были проведены первые выборы, на которых был сформирован Кнессет Израиля – его правительство. Это было первое правительство, выбранное в независимом государстве на выборах.