Расстановка чисел". Почему некоторые люди не запоминают лиц Память на лица тренировка

Дизайн, декор

Наверное, с каждым случался конфуз, когда через минуту после знакомства вы уже не помнили имя своего собеседника.

Оказывается, у этой проблемы есть решение - простой алгоритм действий. Как раз о нем и рассказал Алексей Бессонов, чемпион Украины по запоминанию больших объемов информации, руководитель и тренер Центра развития памяти Алексея Бессонова, полиглот, автор книги «9 ½ недель на иностранный язык», на мастер-классе 9 апреля в «Часопысе».

Любой процесс запоминания ‑ это связка чего-то с чем-то. Запомнить телефонный номер - это привязать набор цифр к конкретному человеку, а запомнить имя - значит связать его с человеком, с его лицом, с тем местом, где вы с ним познакомились, с его работой.

Нередко явление, когда, вы, встретив человека на улице, сначала вспоминаете, при каких обстоятельствах с ним познакомились, а потом в памяти всплывает и имя. Или сначала вспоминаете его профессию, а потом имя.

Рассмотрим три этапа привязки имени к человеку:

1. Запоминаем имя

Вы знакомитесь с человеком, допустим, по имени Сергей. А через некоторое время в процессе разговора уже забыли, как его зовут, или не уверены, что запомнили правильно. Просто вы не уделили процессу запоминания должного внимания.

Искренне заинтересуйтесь вашим визави, проговорите его имя несколько раз в течение разговора - хотя бы три раза: «Сергей, а как вы считаете…», «Спасибо, Сергей, вы мне очень помогли» и т.п. Но пусть, конечно, это звучит естественно. Про себя тоже прокрутите имя несколько раз.

Подумайте, нет ли какой-то ассоциации с человеком или его именем: имя Сергей созвучно слову сережка. Представьте себе этого человека с сережкой в ухе. При следующей с ним встрече ваша память услужливо достанет из своих недр образ с сережкой в ухе, и вы вспомните, как зовут этого человека.

Если нужно запомнить одного человека, то необязательно придумывать мнемоническую ассоциацию. А вот если нужно запомнить группу людей, то без таких ассоциаций не обойтись.

Упражнение: потренируйтесь придумывать мнемонические ассоциации к именам. Кодировать имена можно либо по созвучным словам, либо привязывая к кому-то из ярких личностей вашего круга общения или известных людей.

Александр - Саня - санки

Андрей - Андрей-воробей, как брат жены - в этом случае проведите связь между двумя людьми - волосы, профессия, увлечение и т.п.

Артем - Артемон, улица Артема

Артур - король Артур

Валерий - валерьянка или Валерий Леонтьев

Геннадий - крокодил Гена

Филипп - Филипп Киркоров

Тарас - Тарас Бульба

«Используйте любую ассоциацию, которая у вас возникла, пусть даже самую несуразную. Старайтесь не использовать абстрактные понятия, на них память хуже срабатывает. При этом желательно кодировать первые три буквы. Так устроена память - по первым буквам легче вспомнить слово. Но возможны и исключения - Евгений - гений. В случае с одинаковыми именами ассоциацию можно использовать одну и ту же: Валентин и Валентина - валентинка, валенок»

У вас могут возникнуть на приведенные выше имена другие ассоциации. Отлично - это говорит ваш жизненный опыт. Чужие ассоциации могут оказаться для вас не очень действенными.

Если вы понимаете, что ваш жизненный путь связан с запоминанием имен, вы - учитель, тренер, периодически меняете работу и т.п., то возьмите список наиболее частотных имен и придумайте себе на них ассоциации-заготовки. Тогда, встретившись с группой людей, уже придумывать ассоциации не надо будет. Процесс запоминания пойдет гораздо быстрее. В случае с редким именем ассоциацию придумаете по ходу дела.

Если вам предстоит общаться с этими людьми дальше, помните о важности процесса повторения: сначала надо повторить их имена в течение суток, потом в конце недели и по истечении месяца.

2. Запоминаем лицо

Нам, представителям европеоидной расы, представители негроидной - все на одно лицо. Также, как и азиаты, и наоборот. Это связано с тем, что, мало общаясь с представителями другой расы, мы не умеем их различать. Но этому можно научиться. Достаточно просто стать наблюдательным. Привязывая имя к человеку, нам также нужно запомнить его лицо, фигуру.

Упражнение - учимся различать лица : в течение недели изучайте отдельные черты лица у прохожих на улице, в транспорте, на работе, по телевизору. Присматривайтесь аккуратно, чтобы не смущать испытуемых. Допустим в понедельник контур лица, во вторник глаза и брови, в среду нос, в четверг рот, в пятницу прическу и уши и т.д. Порядок установите сами.

Потренируйтесь к каждой черте лица подбирать характеристики: нос - курносый, с горбинкой, широкий, орлиный и т.п., лицо - овальное, треугольное, квадратное и т.д. Такое упражнение делают полицейские, которым надо составлять фотороботы. Но для благой цели и вам не помешает такое умение.

Лучше всех подмечают черты лица художники, рисующие шаржи: выдающиеся черты лица или фигуры они утрируют, но понятным остается, кто изображен.

3. Наклеиваем визуальный ярлык

Заключительным этапом запоминания является фиксация на отличительной черте - обстоятельствах знакомства (на конференции, в путешествии), хобби, увлечении. Память человека устроена так, что вспомнив обстоятельства знакомства, хобби, любую информацию о человеке, нам проще будет вспомнить и имя, если оно забылось.

Интересный факт: шахматисты могут запоминать только комбинации. Но если шахматы расставлены на доске в произвольном порядке, то запомнить расположение будет гораздо сложнее, потому что они ни с чем не могут ее ассоциировать.

«Когда людей мало, ассоциации можно не делать, просто искренне заинтересоваться человеком, проговорить имя вслух и про себя. Когда много - крепите визуальные ярлыки. Если на один день надо запомнить - крепите к чему угодно - одежде, сумке, очкам и т.п. Если на долгое время - крепите к так называемому отличительному признаку - хобби, профессии, лицу»

Ассоциации нужны будут только на первое время, поэтому даже если человек сменит внешность - поменяет стрижку или цвет волос, по которым вы запоминали, - ничего страшного. Не забудьте повторить имя в течение суток, недели и месяца. Имя будет вспоминаться без ассоциаций, так как в памяти останется образ человека.

На видео вы можете воочию увидеть, насколько эффективна эта методика.

http://www.e-reading-lib.com/bookreader.php/87734/Belova_-_200_uprazhneniii_dlya_razvitiya_obshcheii_i_melkoii_motoriki.html

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАПОМИНАНИЕ ЛИЦ

Схема тренировки для запоминания лиц.

1. Первая характерная черта – это форма головы. Определите ее и хорошо запомните.

2. Найдите характерные черты лица (высокие скулы, волевой подбородок и т. д.).

3. Отыщите особые признаки лица (шрам, родинку и т. д.).

4. Представьте лицо по памяти (мысленно нарисуйте). Сравните с оригиналом.

5. Сопоставьте лицо с тем, что известно вам об оригинале.

Упражнение 1

Выберите человека, играющего важную роль в вашей жизни, и попробуйте ответить на вопросы о его внешности.

Цвет волос?

Волосы длинные или короткие?

Волосы густые или длинные?

Есть ли лысина?

На каком участке головы?

Цвет глаз?

длинное, круглое, овальное, квадратное?

Подбородок маленький или большой?

Уши маленькие или большие?

Уши прижаты к голове или оттопырены?

Уши проколоты?

Опишите бороду, усы.

Упражнение 2

Перед вами три натюрморта, составленных из овощей, фруктов, злаков. Внимательно рассмотрите каждый в течение 30-40 с.

Теперь ответьте, не обращаясь к портретам, из чего состоит лицо.

Рисунок 1

Глаза_______________________

Волосы____________________

Нос________________________

Рот________________________

Уши_______________________

Голова_____________________

Усы________________________

Рисунок 2

Глаза_______________________

Волосы____________________

Нос________________________

Рот________________________

Уши_______________________

Голова_____________________

Усы________________________

Рисунок 3

Глаза_______________________

Волосы____________________

Нос________________________

Рот________________________

Уши_______________________

Голова_____________________

Усы________________________

Упражнение 3

Перед вами три портрета, составленных из различных предметов.

Внимательно рассмотрите каждый в течение 30-60 с. Лица легче запомнить, если представить себе, что сам составляешь портреты из данных предметов.

Представьте портреты и ответьте на вопрос, из каких предметов составлены лица?

Рисунок 1

Голова____________________________

Глаза

Брови____________________________

Нос

Рот______________________________

Уши______________________________

Рисунок 2

Голова____________________________

Волосы___________________________

Глаза_____________________________

Нос______________________________

Рот______________________________

Рисунок 3

Голова_________________________

Волосы________________________

Глаза и нос_____________________

Рот___________________________

УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (СРАВНИВАНИЕ ЛЮДЕЙ ПО ФОТОГРАФИЯМ)

Когда человек рассматривает какую-либо фотографию, отличительный признак запоминается его мозгом автоматически. Отличительным признаком на фотографии могут быть детали одежды, прическа, сходство с кем-либо, даже элемент фона. Если на фотографии трудно найти яркие отличительные признаки, внимательно всмотритесь в лицо и постарайтесь найти сходство с кем-либо или с чем-либо.

Чтобы запомнить информацию о выдающихся ученых, используйте прием выделения отличительных признаков на фотографии.

Упражнение 1

Перед вами фотография молодого человека. В течение 30-60 с внимательно рассмотрите и запомните его лицо. Обратите внимание на форму глаз, губ, найдите что-то необычное в его внешности.

Задание Найти детскую фотографию молодого человека среди предложенных.

Среди предложенных найти фотографию молодого человека с его изображением 40 лет спустя.

Упражнение 2

Внимательно рассмотрите фотографию актера без грима. Это исходный снимок.

Задание

Среди предложенных снимков с загримированными актерами отыщите тот, на котором можно узнать актера с исходного снимка.

Упражнение 3

Дана фотография человека. Внимательно рассмотрите его лицо, обращая внимание на все мельчайшие подробности.

Задание

К фотографии с недостающими фрагментами подберите брови, глаза, нос, губы, уши, волосы.

Упражнение 4

Перед вами разорванные фотографии. Рассмотрите их в течение 10-30 с.

Отыщите недостающие части.

Упражнение 5

Перед вами фотографии родителей девочки. Внимательно изучите их в течение 1-2 мин.

А теперь посмотрите на фотографию их дочери и скажите, какие черты лица унаследовал ребенок от родителей (отметить в таблице).

Упражнение 6

Внимательно рассмотрите фотографию девушки.

Представьте на пустом портрете лицо девушки с исходной фотографии, сравните свой образ с данным портретом и найдите пять изменений.

Подсказка:

Расстановка чисел"

Тест предназначен для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция : в течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше. Тест удобен при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

Стимульный материал

Бланк для заполнения

Чтобы правильно оценить свои возможности, после двух - минутного рассматривания исходного квадрата Вы должны закрыть его листом плотной бумаги, после чего приступайте к заполнению бланка. Не забудьте засечь время, так как цифры, написанные после двух минут заполнения, в зачет результата не идут.

"Сложные аналогии"

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью. Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция : перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого записать ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу.

Шифр

    Испуг – бегство

    Физика – наука

    Правильно – верно

    Грядка – огород

    Пара – два

    Слово – фраза

    Бодрый – вялый

    Свобода – воля

    Страна – город

    Похвала – брань

    Месть – поджог

    Десять – число

    Плакать – реветь

    Глава – роман

    Покой – движение

    Смелость – геройство

    Прохлада – мороз

    Обман – недоверие

    Пение – искусство

    Тумбочка – шкаф

Ключ

Сколько себя помню, у меня всегда была проблема с узнаванием людей. Чтобы запомнить человека, мне надо долго и регулярно с ним общаться, иначе я не могу запомнить его в лицо. В детстве это не слишком мне мешало, да и я и не знала, что у других людей не так. Но во взрослой жизни это стало серьезной проблемой. Сейчас мне 35, работаю в большой компании (в офисе около 200 сотрудников).
Постоянно попадаю в сложные ситуации из-за этой своей особенности, т.к. очень тяжело запоминать новых людей. Если новый сотрудник приходит в наш небольшой отдел, то это еще не так страшно, т.к. я запоминаю место, где этот человек сидит, и постепенно начинаю этого человека переводить в разряд запомненных. Обычно на полное запоминание уходит примерно месяц. Это при условии, что я точно знаю, где человек сидит, здороваюсь с ним утром и вижу в течение дня в нашем отделе, но не общаюсь по работе. Если я встречу этого человека в коридоре, то, скорее всего, я его просто не узнаю. Примерно через месяц я уже начинаю узнавать человека по походке, одежде, даже начинаю запоминать лицо. Потом наступает момент, когда я полностью запоминаю человека и могу уже легко узнавать его в коридоре и даже на улице. Правда, на улице уверенности все равно нет, особенно если человек будет одет во что-то новое и я встречу его далеко от работы в нерабочее время.

С теми, кого я вижу каждый день, друзьями, близкими людьми, хорошими знакомыми такой проблемы нет. Легко всех узнаю. Более того, где-то в мозгу хранятся подробные данные о каждом таком «запомненном» человеке (одежда, тембр голоса, походка, мимика, жесты). Я отлично помню в подробностях разговоры с этим человек, могу процитировать что-то, о чем этот человек говорил мне много лет назад, помню кучу всяких мелочей типа цвета и фасона босоножек, в которых была подруга, когда мы гуляли вместе по набережной в 1993 году.

Но когда дело касается новых людей… Самый ужас, это когда на работу принимают нового сотрудника и мне предстоит с ним работать. Обычно человека проводят по всем отделам, знакомят. Я забываю его лицо и имя сразу же, как только человек исчезает из поля зрения. Не могу описать его совсем, т.е. самый максимум – что-то типа «девушка, красивая, высокая». Всё. Лицо, цвет и длину волос не помню. Могу запомнить одежду, если это будет что-то странное, нелепое, необычное. Но должно быть именно что-то из ряда вон. Очень симпатизирую необычным людям, которых запоминать легко (с лишним весом, с пирсингом, татуировками, шрамами и т.д.). Год назад в офисе был ремонт и всех пересадили на новые места. Я чуть с ума не сошла, т.к. было несколько человек, которых я узнавала только по местам (знала, где они сидят), а по лицу найти не могла.

Последние три месяца постоянно переживаю из-за того, что никак не могу запомнить двух новых юристов-тезок. Они работают в одном кабинете и периодически то одна, то другая мне звонят. Т.к. я не общаюсь с ними подолгу, то всё никак не могу запомнить их. Иногда сталкиваюсь с ними в коридоре и понимаю, что это одна из них, только когда они начинают обсуждать со мной юридические вопросы. Несколько раз была ситуация, что я не сразу понимала, что это юристы (есть и другие сотрудники из других отделов, которых я не могу запомнить) и с трудом выстраивала беседу так, чтобы стало понятно, с кем я вообще разговариваю. Была очень тяжелая для меня ситуация, когда одна из них попросила меня занести ей документы, я зашла в кабинет и не знала к какому столу идти (столы стоят в противоположных концах), т.к. не помнила, с какой из них я до этого общалась в коридоре. Повезло, что одна из них на меня отреагировала, и я поняла, что документы ждет именно она. Наверное, они меня приняли бы за сумасшедшую, если бы узнали, что я три месяца с ними общаюсь и не запомнила их лиц.

А как тяжело, когда в коридоре ко мне подходит кто-нибудь и просит выслать ему что-либо. Приходиться выкручивать – просить этого человека прислать мне сначала письмо с запросом, типа чтобы я не забыла о его просьбе.
Очень тяжело смотреть фильмы с большим количеством героев. Иногда приходится смотреть начало несколько раз, т.к. с одного раза я не могу никого запомнить. Очень помогает, если смотрю вместе с мужем. Он подсказывает кто-где.
Собственное лицо, кстати, мне тоже кажется очень незапоминающимся. Раньше я вообще не понимала, как меня знакомые узнают. Однажды была шокирована тем, что ко мне на улице подошел незнакомый человек и сказал, что узнал меня по фотографии, которую видел в фотоальбоме моей одноклассницы. Фотографии, на которой был изображен класс человек 40. 40, Карл! Для меня это фантастика.

Для чего пишу в сообщество? Хочу узнать, есть ли люди с похожей проблемой. Может, это вообще распространенная проблема, но просто её не обсуждают? Насколько обидно сказать человеку, что не можешь его запомнить, и что на это потребуется время? На работе о своей проблеме сказала только одной коллеге, которая помогает мне ориентироваться, когда я в очередной раз не могу запомнить человека.