Учебное парусное судно «Мир. Новый поход парусника «Мир

Наклеивание

Виктор Николаевич Антонов - капитан-наставник учебного
парусного судна «Мир» ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

Вот очередной прохожий фотографирует корабль на мобильный телефон , и я чувствую приятный укол тщеславия, когда деловито откидываю цепочку, прохожу на причал и поднимаюсь по трапу. На табло, где указаны фамилии и должности всех членов экипажа, напротив строки «Капитан-наставник Виктор Николаевич Антонов» горит зеленый огонек. Это значит, что он на борту. Встречает нас в капитанском салоне вместе со своим преемником, капитаном Андреем Орловым. В конце апреля они поведут «Мир» в юбилейное плавание. Антонов - капитан-легенда. Почетный работник транспорта России, мастер спорта СССР международного класса по парусному спорту, опытный педагог - дал путевку в морскую жизнь практически всем поколениям курсантов «Макаровки» - Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, для которых парусник «Мир» является учебным судном. В прошлом году ему исполнилось семьдесят пять, из них пятьдесят лет он провел в море и двадцать пять - на «Мире», то есть со дня его спуска на воду в 1987-м. Парусник был построен на верфи Гданьска по проекту знаменитого польского конструктора Зигмунда Хореня. У «Мира» пятеро братьев: польский «Дар молодежи», украинские «Дружба» и «Херсонес», российские «Паллада» и «Надежда». Сейчас по морям ходит польское судно - основной конкурент «Мира» в классе А (большие парусники) на всех регатах, а также «Паллада» и «Надежда», которые базируются во Владивостоке. Виктор Антонов родился в Ленинграде, окончил Институт инженеров железнодорожного транспорта, а потом ушел в море на учебном парусном судне «Сириус».

В вашей семье кто-то плавал, то есть ходил?

Нет, просто я с детства мечтал о море. У нас морской город, так что все получилось. Отучился заочно в ЛВИМУ имени Макарова, потом ходил на учебно-производственных судах, то есть грузовых. А с 1987 года - на «Мире». Команду на парусник набирали с торговых судов, специального опыта у большинства не было. Но как-то пообвыклись. Практику на корабле проходили люди со всего Союза: из Прибалтики, с Каспия... Потом начали брать и дальних иностранцев, иногда на борту было до двадцати национальностей: англичане, индусы, филиппинцы, - настоящий мир в миниатюре.

Где интереснее всего, в каких морях?

В Северном море сейчас вообще невозможно стало: всюду вышек понаставили, движение плотное, только успевай поворачиваться. В Бискайском заливе интересно. Помню, лет семь назад шли девятнадцать узлов, черпали иллюминаторами, люди по палубе ездили, сто человек тянули одну веревку. А как-то подошли к Бермудам - погода чудесная. Хорошо, немного парусов стояло. Вдруг шквал, судно закренило на пятьдесят пять градусов, ливень стеной. Все продолжалось несколько минут, потом снова солнце.

Зачем нужны парусники, помимо морской романтики?

Нигде так не научишься принимать единственно верное решение в быстро меняющейся ситуации и ценить плечо товарища. В Европе на парусах не только моряки тренируются - и летчики, и даже танкисты, разные военные. Потому что это настоящий опыт работы в коллективе, когда от каждого многое зависит. Поэтому парусник «Мир» для курсантов «Макаровки» и наших практикантов является очень важным местом, где они делают свои первые шаги и познают все тонкости морского и парусного мастерства.

За четверть века Антонов вырастил также не одного капитана - кто-то уже даже на пенсии. Сейчас в капитанском салоне вместе с Виктором Николаевичем его преемник Андрей Орлов, немногословный человек лет сорока пяти.

«Мир» выиграл все возможные регаты. Если ли у экипажа мечта о каком-то особенном плавании?

Мы мечтаем о кругосветке. (Оба капитана начинают говорить почти что разом. ) Виктор Николаевич все двадцать пять лет мечтает о кругосветном плавании. «Седов» и «Крузенштерн» уже не раз в кругосветку ходили, а «Мир» - а мы же корабль морской столицы России - ни разу!

После слияния Академии имени Макарова и Университета водных коммуникаций в один вуз мечта капитанов вроде бы обретает реальные черты. Давно пора, ведь именно из акватории Финского залива отправились в первую русскую кругосветку Крузенштерн и Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева».

Считается, что «Мир» - самый быстрый парусный корабль в мире.

Это не совсем так. «Паллада» и «Надежда», последние корабли в серии, на самом деле имеют ряд улучшений, теоретически они могут развивать большую скорость. Просто мы чаще участвуем в регатах, наши рекорды зафиксированы. Ну и, конечно, от экипажа многое зависит. У нас хороший экипаж.

Гоночная история «Мира» - это особый разговор. В 1992-м корабль выиграл океанскую гонку Columbus в честь пятисотлетия открытия Америки, не раз становился лидером регаты The Tall Ship"s Races (бывшая Cutty Sark), причем стал единственным кораблем, который победил в гонке два раза подряд.

Олег Пономаренко, который сам ходил на «Мире», а теперь занимается работой с туристами-практикантами, поясняет: «Антонов скромный человек, никогда не скажет напрямую, что наш “Мир” самый быстрый, но это действительно так. И это его заслуга, заслуга экипажа и курсантов. Он бессребреник, для него важнее всего море, паруса и корабль. Вспоминаю такую типичную картину: ночь, тишина, ничего не видно, только звездное небо. Кто-то на палубе - всматриваешься в силуэт, а это капитан Антонов ходит, “ловит ветер”, сам лично подстраивает снасти, там чуть расслабит, здесь слегка натянет веревку, и “Мир” сразу на пару узлов быстрее бежит. Как будто настраивает музыкальный инструмент». Сейчас по всему миру существует традиция любительского мореходства, люди выстраиваются в очередь, чтобы пройти морскую практику на настоящем паруснике. С недавних пор российские парусные корабли, как правило приписанные к морским учебным заведениям, тоже стали брать на борт практикантов со стороны. Фрегат «Мир» - один из тех кораблей, на которых можно отправиться в подобное приключение, став участником какого-нибудь международного парусного проекта.
Оставив капитанов Виктора Антонова и Андрея Орлова мечтать о кругосветном плавании, начинаем осмотр корабля: кубрики, камбуз, столовая, аудитория, где проходят лекции по астрономии и навигации, машинное отделение, парусная мастерская. Нас настигают три гудка: капитаны покинули борт. На палубе старший боцман указывает, где курить, - пока, до 1 июня, можно. Устье Невы уже свободно ото льда, и длинный бушприт «Мира» направлен в сторону стрелки Васильевского острова.

Олег Пономаренко
директор Международного парусного агентства Regatta International


Отправляясь в море на большом паруснике, важно понимать, что это не простое путешествие, а учебное плавание: морская теория и практика, практика языковая (морской язык все-таки английский), компания активных людей со всего мира, возможность испытать себя, открыть новые города и континенты с борта корабля. Вы будете нести вахту, стоять на руле, взбираться на мачты, жить в 10–12-местных кубриках.

1. Выбираем судно по типу парусного вооружения, размеру и по душе. Парусник «Мир» - по типу вооружения фрегат, длиной 109 метров вместе с бушпритом.

2. Выбираем маршрут и отрезок пути. Парусные корабли, как правило, всюду встречают городским праздником, по пути следования они участвуют в регатах и морских фестивалях. Как член экипажа вы побываете в эпицентре событий. 3. Оформляем визы страны назначения и страны, откуда отправляемся обратно. Если это Европа, обычно достаточно Шенгена.

4. Оформляем страховку , лучше расширенную спортивную.

5. Определяемся со снаряжением. Классический набор: спортивная одежда, свободная куртка и брюки, шапка, обувь с твердой устойчивой подошвой для подъема на мачты, ветровка, штормовка. Для вечеров нужна одежда потеплее. Плавки, купальник. Можно загорать на палубе, купаться в открытом море или на пляже в порту.

6. Нелишним будет перед плаванием почитать литературу о парусниках, выучить рангоут и такелаж, парусное вооружение судна, простые морские узлы. Но все это можно узнать и на самом паруснике во время учебного плавания.

Бывалые

Леонид Круглов

путешественник, этнограф, член Русского географического общества

Для первых шагов в парусном спорте на «Мире» самая подходящая обстановка. Атмосфера на корабле здоровая, бодрящая и в хорошем смысле затягивающая. Капитан-наставник Виктор Антонов привнес на корабль традиции парусного спорта. Это гоночное судно, если сравнивать его, например, с «Седовым», то оно похоже на дельфина или длинноносую рыбу-меч, в то время как «Седов» напоминает скорее кита.
Освоение мачт - чрезвычайно захватывающая задача, которую проходишь как испытание. Всем туристам-практикантам (их называют тренизами - от англ. trainee) я советую первый раз подниматься, когда корабль стоит, - все же это пятьдесят метров над уровнем моря. А когда корабль идет, он ведь раскачивается! Но если не хочешь лезть, никто тебя не заставляет.
Морская болезнь - неизбежное неудобство, но следует помнить, что она как простуда - длится дня три и потом сама проходит, поэтому я бы не советовал пить таблетки, лучше просто пересидеть на открытом воздухе. Впрочем, если идешь летом по внутренним морям, например по Балтике, то качает несильно и привыкаешь быстрее.
На «Мире» можно узнать такие вещи, которых нигде больше нет, - скажем, технику работы с парусами. К сожалению, пока большинство тренизов - западные туристы, наши люди еще не поняли, насколько это увлекательно.

Диана Киджи

курсант Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Рейс на «Мире» для курсантов становится первой практикой, они впервые видят море, понимают, куда попали и для чего. Для курсантов поход в море - это романтическое занятие, которое впоследствии меняет жизнь. После ознакомления с техникой безопасности практиканты тоже могут работать на вахтах, стоять на руле.
Я судоводитель, штурман. В прошлом году ходила на «Мире» и в этом году пойду. По сути, морской рейс - рутина. Встаешь с утра и точно знаешь, каким будет распорядок дня. Самое запоминающееся - приход в порты, увольнительные, праздники. В самом море запоминаешь, конечно, первый шторм. Со мной это случилось в Северном море. Тогда половина курсантов слегла на палубе, а второй половине пришлось за них работать. Но мы справились. «Мир» уходит в море в конце апреля. В этом году будем в рейсе до ноября.
Ощущение, что рейс затянулся, возникает на четвертом-пятом месяце. Всем хочется домой. Так что к такой поездке надо подготовиться. Обычно в рейс идут люди терпеливые и внимательные. Ведь надо, к примеру, четыре часа простоять на вахте и, даже если не появится ни единой точки на горизонте, вести внимательно наблюдение.

Анис Ламри

владелец строительной фирмы, практикант на «Мире»

На корабль я попал случайно, друзья затащили в это приключение. Сначала немного побаивался - представлял, как придется спать в гамаках и изредка принимать соленый душ. Но душ можно принимать сколько угодно, есть опреснитель, и кубрики удобные.
На переходе из Лиссабона в Кадис мы несли вахты, но это не очень сложно для мало-мальски физически подготовленного человека, потому что постановка парусов летом в Атлантике занимает около получаса, а потом ты просто лежишь на палубе и ждешь аврала. Осенью, правда, говорят, все серьезнее. И мы, конечно, просто помогали, хотя и заняли командой практикантов третье место по перетягиванию каната, а с нами соревновались вахты кадетов с трех мачт.
Сильное впечатление на меня произвели отношения курсантов «Макаровки» между собой и с экипажем. Я сам учился в закрытой гимназии, где одни парни, и бывало недопонимание. А тут молодые ребятакадеты и экипаж, который в среднем постарше, но все очень вежливо, демократично, никакой грубости, и в то же время каждая команда выполняется сразу и с энтузиазмом, что ли. В Кадисе к прибытию регаты приготовили городской праздник: множество людей собралось близ порта, были концерты и веселье. И ты на корабле, как в ВИП-ложе, все наблюдаешь и чувствуешь себя героем этого праздника.

Текст: Наталия Курчатова
Фото: Полина Твердая

Самый большой парусник в мире на данный момент – «Royal Clipper», построенный в 2000 году в Голландии. Это не просто самый большой парусник, но еще и самый быстрый среди пассажирских судов такого типа. «Royal Clipper» — круизный корабль с пятью мачтами – единственный представитель данного класса. Выглядит этот самый большой корабль парусник – достаточно впечатляюще, поражая своей мощью и величием.

Самый большой парусник в мире является и самым красивым круизным кораблем, вместимость которого составляет до 227 пассажиров. Принятый в эксплуатацию в 2000 году «Royal Clipper» был обновлен в 2006 году. При этом его оборудовали самыми современными системами навигации, а также удобствами, полезными для путешественников. Поэтому отправляясь в круиз на этом парусном гиганте, можно быть уверенным в комфортном и интересном отдыхе, сравнимом с путешествиями на самых комфортабельных и безопасных яхтах с безупречным сервисом и современными условиями.

Отдых на этом самом большом паруснике будет по достоинству оценен романтическими парами, одинокими любителями путешествовать и теми, кто любит морской отдых в небольшой, но дружной компании.

Достаточно простые каюты при своей простоте снабжены всем необходимым в путешествии, их размер обычно составляет 10 квадратных метров. Количество кают на судне – 114 штук. На борту парусного судна находится 1 ресторан, потолком которого является дно расположенного этажом выше бассейна, что делает пребывание в ресторане интересным и впечатляющим. Развлекательная программа всегда составляется и исполняется капитаном и командой. На корме имеется площадка со специальным инвентарем для всевозможных безмоторных видов морского спорта, использование которого включено в оплату круиза. Хотите поплавать на банане – пожалуйста! Освоить снорклинг или виндсерфинг – без проблем! Масса впечатлений на самом большом паруснике в мире обеспечена!

Технические характеристики судна

Внушительные основные размеры парусника – это длина в 133 метра и ширина 16,5 метров. Судно развивает максимальную скорость до 17 узлов, идя на 42 парусах, которые расположены на 5 мачтах. Этот самый большой парусник может посоревноваться по скорости с большими круизными лайнерами. Общая площадь парусов составляет более 17 тыс. квадратных метров. А мощность корабля в 22 тыс. л.с. развивается благодаря двум дизельным двигателям.

Особенности «Royal Clipper»

Уникальность этого самого большого парусника в мире – красота гигантской палубы. Она оборудована различными морскими атрибутами — колоколом, канатами, якорями и лебедками, создавая непередаваемую романтическую атмосферу. Со смотровой площадки, которая расположена на высоте около 18 метров над палубой, можно любоваться надводным миром. Иллюминаторы с подсветкой в клубе «Капитан Немо» станут отличным способом увидеть непередаваемую красоту подводного мира. Еще одной интересной особенностью путешествий на этом гиганте является возможность принять активное участие в процессе управления судном. Искусству ходить парусами и науку завязывания морских узлов всегда готовы рассказать и показать представители экипажа.

Какие еще парусники самые большие?

За всю историю человечества было построено немало парусных судов, размеры которых были довольно внушительными. Отдельного внимания заслуживают такие представители из самых больших парусников:

1. France II – французский пятимачтовый парусник, длиной 146 метров, спущенный на воду в 1911 году. Он успешно покорял моря между Европой и Новой Каледонией до 1922 года, пока не разбился о риф.

2. R. C. Rickmers – пятимачтовый гигант из Германии, пущен на воду в 1906 году. Кроме парусов он имел и паровой двигатель. Во время одного из путешествий был потоплен подводной лодкой.

3. Томас У. Лоусон – уникален наличием семи мачт. Был спущен на воду в 1902 году, а уже в 1907 году во время шторма был разрушен стихией.

4. Пруссен (1902-1910) – самый большой парусник начала 20 века. Затонул после столкновения с другим судном во время транспортировки груза.

5. Потоси – самый большой парусник в мире на 1895 год. После самовозгорания на борту, он затонул в 1925 году.

6. Четырехмачтовый барк «Седов» по праву считается самым большим парусником России. Построен он в 1921 и работает по настоящее время, отправившись в 2012 году в кругосветный круиз.

Можно еще перечислять самые большие парусники мира, описывая их характеристики и особенности, но все они либо уже не существуют, либо уже не самые большие на данный момент времени. Поэтому первенство в этой категории все же остается за современным и комфортным самым большим кораблем-парусником «Royal Clipper».


Довелось побывать на этом удивительном корабле. Небольшая фотопрогулка + описание решения администрации Питера, на мой взгляд, катастрофического для туристов и горожан.

Было

«МИР» - учебный фрегат, судно с полным парусным вооружением, история которого насчитывает уже 25 лет. В 1984 году Советский союз, подписал контракт с Польшей на постройку пяти учебных парусных судов. В то время Польша уже имела опыт, персонал, место, и ноу-хау для осуществления подобных проектов. Главным конструктором первых кораблей серии стал Зигмунд Хорен.


В 1987 году - первый из пяти кораблей "Дружба" (Одесса) - был спущен на воду с Гданьской судоверфи. В том же году был построен УПС "МИР". 1 декабря 1987 - флаг СССР был поднят на кормовом флагштоке "Мира" и судно отправилось в порт приписки - Ленинград. Ленинградское Высшее Инженерное Морское Училище стало его владельцем. Первым капитаном стал В.Н. Антонов.


На некоторое время - с 1989 по 1991 годы, судно перешло к Балтийскому морскому пароходству. Затем, после преобразования Училища в ГМА им. Макарова, академия вновь стала владельцем парусника.

В разные годы на борту корабля одновременно проходили морскую практику не только лучшие курсанты ГМА, но и представители других морских учебных заведений как бывшего Советского Союза, так и европейских стран и США. Это помогало академии устанавливать и поддерживать связи с Высшими морскими учебными заведениями за рубежом.


Одной из главных составляющих в службе корабля является практически ежегодное участие в крупнейших мировых гонках парусных судов. В 1988, 1989, 1991, 1993, 1996, 1997, 1998, 1999, 2001 и 2002 «Мир» принимал участие в регатах «Катти Сарк», которые ежегодно проводит Международная ассоциация парусных судов. Здесь «Мир» несколько раз побеждал и на отдельных этапах, и в общем зачёте гонок.

Наиболее примечательным событием стало участие в интернациональной гранд регате Коламбус-92, посвященной 500-летию открытия Америки. В этой гонке «Мир» пришел к финишу абсолютным победителем. Главный приз вручил экипажу корабля Его Величество Король Испании Хуан Карлос I.


В 2000 году, участвуя в транс-атлантической регате "Cutty Sark Tall Ships" Races 2000", «Мир», несмотря на неполадки в рулевом устройстве, выиграл четыре различных приза и в итоге занял четвертое место общего зачёта класса "А". В 2002 году регата "Катти Сарк" была преобразована в "Tall Ships" Races".


В 2003 и 2004 годах «Мир» выиграл главный приз этой регаты - большое серебрянное блюдо. Это был первый корабль с начала истории регаты, в 1956 году. «Мир» - единственное судно класса "А", выигравшее её два года подряд.


Есть

На сегодняшний день, "МИР" считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами - 21 узел (38,9 км/ч). В 2010 году установил рекорд средней скорости - 11,3 узла.



Учебный кинозал, он же кают-компания, он же бар - пока на ремонте. На полу стоят подарки от Русского Музея.

Участвуя в регатах и учебных плаваниях, парусник «Мир» побывал в таких портах Европы и Америки как Хельсинки, Копенгаген, Гамбург, Росток, Бремерхафен, Амстердам, Лондон, Ливерпуль, Лиссабон, Барселона, Неаполь, Мальта, Стамбул, Нью-Йорк...

Из 24-х гонок, в которых парусник принял участие за свою историю - в 20-ти он занимал призовые места.

Радиорубка.


Радист. К сожалению, не знаю имени отчества.

Как правило, в день рождения Санкт-Петербурга «Мир» на 10-12 дней приходит в свой город и участвует в праздничных мероприятиях.

По сложившейся в последние годы практике "МИР" с апреля по октябрь работает в районе Балтийского и Северного морей, посещая за сезон от 15 до 20 портов. На судне проходят практику курсанты Государственной морской академии и других морских учебных заведений.


Медведка.

Зарабатывать тоже приходится, на переходах между портами, длящимися от 3 до 10 суток корабль берет на борт до 140 трейнизов - своеобразных пассажиров, желающих на себе почувствовать морское путешествие, поучаствовать в непосредственном управлении парусником.

Зимует же парусник, будучи собственностью ГМА, традиционно в Петербурге, пришвартовавшись к набережной Лейтенанта Шмидта. В отличие от близких по габаритам парусников "Седов" и "Крузенштерн", заходящих в акваторию города только в летний период.

Немного цифр:

  • 109,6 метра - Длина трехмачтового парусника с бушпритом.
  • 2771 кв.м. - Общая площадь парусов.
  • 6,6 м. - Осадка.
  • 2256 тонн - Водоизмещение
  • 200 человек - Экипаж, в том числе 144 курсанта

И эта - ключевая для данного поста цифра:

  • 49,5 м. - Высота средней мачты

Будет

А вот из-за последней цифры, у нас с вами есть шанс никогда больше не увидеть "МИР" в центре Петербурга. Все дело в том, что в рамках строительства мостовых переходов Западного скоростного диаметра планируется возвести мост над Морским каналом высотой 52 метра.


Игорь Лукьянов, гендиректор ОАО "ЗСД": В рамках строительства мостовых переходов Западного скоростного диаметра планируется возвести мост над Морским каналом высотой 52 метра. Это будет самый большой переход. Высота моста над Петровским фарватером составит 25 метров, Елагинским – 16, Корабельным – 35.

Владимир Мартусь, капитан парусника "Штандарт": Высоты перехода 52 м. над Морским каналом не хватит не только для "МИРа", так же в город не смогут войти парусники "Крузенштерн", "Седов", корабли "Надежда" и "Паллада" (однотипные с "Миром", базируются на Дальнем Востоке), а так же несколько судов из Норвегии, Голландии и Польши. Если сделать мосты высотой 59 м, то все парусники смогут под ними пройти.

Владимир Ходырев, советник Губернатора СПб: Инициаторы строительства платной трассы должны пересмотреть проект, разработав альтернативные варианты морской части ЗСД. Даже проектировщики знаменитого Эресуннского моста, который обеспечивает связь между Данией и Швецией, пошли навстречу парусному сообществу.

Более того, европейские строители специально сделали высоту моста такой, чтобы его могли благополучно проходить российские парусные суда.

Сергей Алексеев, президент "Санкт-Петербургского парусного союза": Если надводная часть проекта ЗСД будет реализована в нынешнем виде, то про городской парусный спорт, который сегодня и без того находится в плачевном состоянии, можно будет забыть.

Владимир Мартусь, капитан парусника "Штандарт": Это основа парусного флота и российская слава. Если парусные корабли не будут стоять на набережных Петербурга, то мы и не морской город вовсе.

Виктор Олерский, замминистра транспорта: Я был не в курсе проблем с высотой моста ЗСД. Но, в любом случае, сегодня проект имеет пограничный финансовый результат. Любое новое ограничение означает увеличение затрат, стоимость проекта увеличится в разы.

Это все-таки коммерческий проект. Приятно, конечно, видеть "Мир" и "Седов" у набережной, но мы все - петербуржцы, понимаем, что чем-то нужно жертвовать. Парусники вполне могут швартоваться не у набережной Лейтенанта Шмидта, а на "Морском фасаде".

Между тем, в прошлом году Владимир Путин подписал распоряжение о проведении в 2012-2013 годах кругосветного плавания учебного парусного судна "Седов", приуроченного к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности. В кругосветку "Седов" ушел из Петербурга в прошлом мае. Интересно, знает ли президент о том, что крупнейший в мире парусник в Петербург может и не вернуться?


Поскольку заканчивать пост негативом не хочется, закончим цитатой другого отечественного политика:

"Надлежит вам беречь останки кораблей, яхт и галер, а буде упустите, то взыскано будет на вас и потомков ваших".

Основные технические характеристики Парусного судна «МИР»

Длина наибольшая (с бушпритом) – 109,6 м,
* Длина корпуса — 79,4 м * Ширина наибольшая – 14,0 м
* Полная высота борта (от линии киля до палубы по центру корпуса) – 10,65 м
* Максимальная осадка – 6,6 м
* Валовая вместимость: (общий объём всех помещений судна, кроме топливных и балластных
цистерн) — 2257 рег.т.
* Чистая вместимость (объём коммерчески эксплуатируемых помещений): 677 рег.т.
Регистровая тонна — еденица объёма — 2,83 м³ (100 фут³)
* Порожнее водоизмещение — 2984 т,
* Дедвейт (полезная нагрузка — запас топлива, воды продовольствия, масса экипажа и т.п.) — 761 т
* Высота грот мачты от поверхности воды – 49,5 м
* Силовая установка — два дизельных двигателя по 570 л.с. (2х419 кВт)
* Два электро-генератора по 320 квт и один 400 квт.
* Экипаж — постоянный штатный — 55 чел. (включая до 140 курсантов — 199 человек)
* Запас пресной воды – 300 т
* Запас топлива — 194 т
* Скорость под двигателями — 11 узлов.
* Скорость под парусами (максимальная, официально зарегистрированная) — 21 узел (38.9 км/ч)
На настоящее время Организацией Учебно-парусных судов SAIL TRAINING INTERNATIONAL ORGANIZATION признан самым быстрым парусником в мире.

Корпус
Корпус парусника — стальной, сварной, трёхпалубный, со сплошными палубами.
Корма — транцевая, выпуклая, с ахтерштевнем открытого типа. Руль — полый, балансирного типа.
Винт — регулируемого шага, при ходе под парусами, для уменьшения сопротивления, лопасти винта приводятся во флюгерное положение.
Носовая оконечность — классической, клипперной формы.
На судне используются якоря Холла массой 1500 кг и брашпильное якорное устройство. Длина цепи позволяет становиться на якорь на глубине до 100 м. Скорость подъёма якорей — 10 м/с. На носовой и кормовой оконечностях установлены швартовые шпили.
На верхней палубе расположены три одноярусные надстройки. Их мостики имеют вынесенные к бортам крылья, на которых находятся спасательные средства. На мостике кормовой надстройки — ходовая штурманская рубка (капитанский мостик), откуда осуществляется управление кораблём, ниже в надстройке располагается учебная штурманская рубка (учебный кабинет), походные каюты капитана или лоцмана, радиорубка с мастерской. В 2016 году ФГУП «РОСМОРПОРТ», новым судовладельцем ПУС «МИР» проведены серьезные работы по модернизации и реконструкции ходовой и учебной штурманских рубок. Значительно увеличена площадь и укомплектовано самым новейшим радио-навигационным оборудованием, созданы 6 учебных штурманских столов для практических занятий курсантов и трейнизов. На главной (первой закрытой) палубе находятся общий салон, каюты и кабинет капитана и старшего помощника, 5 одноместных кают для старшего и 10 для среднего руководящего состава. Там-же находятся помещения медицинской службы, кают-компания и учебные классы. Так же на главной палубе или в помещениях твиндека (нижней закрытой палубы) — 14 двух- или трёхместных кают для рядового штатного экипажа. На твиндеке расположены двенадцатиместные кубрики для курсантов и хозяйственные помещения — мастерская, такелажная, парусная, тросовая, хозяйственная кладовые, камбуз с холодильниками и комнаты отдыха. Окраска корпуса корабля — белая, с продольной голубой полосой. Княвдигенд (выступающая часть носовой оконечности) и корма украшены золоченым орнаментом. Бархоуты — продольные усиления обшивки покрыты золоченной краской.

Рангоут

Весь рангоут парусника — стальной, сварной, пустотелый. Главная колонна мачты соединяется с её продолжением с помощью фланцевого соединения. Таким образом традиционное членение верхней части мачт на собственно стеньги, брам- и бом-брам-стеньги соответственно, становится весьма условным и определяется по месту, положения реев, марсовых площадок и салингов. Реи на кораблях этой серии, в отличии от традиционных парусников с прямым вооружением, выполнены не подъёмными, а закреплены на постоянной высоте на бейфутах. При помощи брасов реи могут свободно вращаться в горизонтальной плоскости, поворачиваясь на угол до 60o в обоих направлениях. Все три мачты наклонены к корме под уголом 2o.

Высота мачт от КВЛ (конструктивной ватерлинии)
фок — 49,2 м,
грот — 49,5,
бизань — 48,4 м.
Размер основных элементов рангоута (длина и диаметр соотв.)
Бушприт — 23 м, 700 мм,
Фокмачта — 25,5 м, 700 мм,
Гротмачта — 25,8 м, 700 мм,
Бизаньмачта — 23,0 м, 550 мм.
Фока- и грота- реи — 23,7 м, 450 мм.

Такелаж
Весь стоячий такелаж выполнен из стальных тросов.
Ватер- и мартин-штаги бушприта — окрашенные в белый цвет стальные цепи.
Бегучий такелаж из синтетических тросов различных оттенков — своего для каждой группы такелажа — для облегчения работы при большом количестве снастей.

Рангоут
Стоячий черного цвета. Бегучий — светло-бежевого, брасы — тёмно-бежевого цвета.
Современные материалы позволяют делать такелаж достаточно тонким с сохранением прочности. Это можно видеть на многих фотографиях реальных парусников, где большая часть снастей становится практически неразличимой на фоне моря и неба.

Паруса
Корабль «Мир» имеет полное крабельное парусное вооружение — т.е. на всех мачтах установлен полный комплект прямых парусов, а на бизань-мачте отсутствует самый нижний парус. Между мачтами установлены косые паруса -стаксели, обеспечивающие манёвренность корабля. Паруса для всех современных парусных судов изготавливаются их специальных синтетических тканей, имеющих повышенную прочность и устойчивость к воздействию морской воды и
ультрафиолетового излучения. Таким материалом служит — дакрон.

С развитием скоростного торгового клипперного флота постепенно стали уходить в прошлое большие, неудобные в оперативном управлении паруса, подобные тем, что несли тяжёлые линейные корабли до середины XIX века. Вместо сплошных марселей и брамселей появились разрезные, состоявшие из двух отдельных полотнищ, каждое из которых подвешивалось на собственной рее. Первым это новшество было применено на американском четырёхмачтовом чайном клипере «Грейт Рипаблик» — самом большом в истории деревянном корабле с длиной корпуса 101,5 м, и высотой мачт — 69 м. При этом исчез и способ уменьшении площади паруса при помощи взятия рифов — на их место пришли продёрнутые сквозь парус по высоте леера, рабочие концы которых через систему блоков проводятся вдоль мачт вниз на кофель-нагельные планки, установленные около мачты. На паруснике «Мир» разрезными являются только марсели.

Паруса (площадь в м2)
Общее количество парусов — 26 шт.

Косые паруса
От фок-мачты к бушприту:
летучий кливер* — 64,3 м2
бом-кливер -71,3 м2
кливер -72,5 м2
мидель-кливер — 79,3 м2
фор-стень-стаксель -71,7 м2

От грот-мачты:
грот-стень-стаксель -120 м2
грот-брам-стаксель -78 м2
грот-бом-брам-стаксель -72 м2

От бизань-мачты:
крюйс-стень-стаксель -67,2 м2
крюйс-брам-стаксель -60,4 м2
крюйс-бом-брам-стаксель -58,2 м2
задняя бизань (контр-бизань) -154 м2

Прямые паруса
Фок-мачты:
фок -201,5 м2
нижний фор-марсель -111,8 м2
верхний фор-марсель -113,1 м2
фор-брамсель -114,2 м2
фор-бом-брамсель — 111,5 м2

Грот-мачты:
грот -201,5 м2
нижний грот-марсель -111,8 м2
верхний грот-марсель -113,1 м2
грот-брамсель -114,2 м2
фор-грот-брамсель -111,5 м2

Бизань-мачты:
нижний крюйс-марсель -100,8 м2
верхний крюйс-марсель -91,2 м2
крюйс-брамсель -106,6 м2
крюйс-бом-брамсель -75,7 м2

Итого общая площадь парусов — 2647 м2

* Летучий кливер (не растягиваемый по фалу, а поднимаемый непосредственно за верхний шкотовый угол паруса) поднимался достаточно редко, только при маневрировании с самым слабым ветром.


Спецификация и схема парусов
Паруса: А -летучий кливер, Б — бом-кливер, В — кливер, Г — мидель-кливер, Д — фор-стень-стаксель, Е — фок, Ж — нижний фор-марсель, И — верхний фор-марсель, К — фор-брамсель, Л — фор-бом- брамсель, М — грот-стень-стаксель, Н — грот-брам-стаксель, О — грот-бом-брам-стаксель, П — грот, Р — нижний грот-марсель, С — верхний грот-марсель, Т — грот-брамсель, У — фор-грот- брамсель, Ф — крюйс-стень-стаксель, Х — крюйс-брам-стаксель, Ц — крюйс-бом-брам-стаксель, Ш — нижний крюйс-марсель, Щ — верхний крюйс-марсель, Э — крюйс-брамсель, Ю — крюйс-бом- брамсель, Я — задняя бизань




План корпуса и палубы

боковые проекции и вид сверху

1 — бушприт
2 — подбушпритная сетка
3 — бакштаги бушприта
4 — горловины вентиляционных люков подпалубных помещений
5 — швартовый шпиль
6 — вентиляционные головки
7 — палубные клюзы якорных цепей
8 — винтовые фрикционные стопоры цепей
9 — электрический брашпиль
10 — рында
11 — кофель-нагельные планки
12 — табло-боксы для бортовых ходовых и сигнальных огней
13 — люк для погрузки продовольствия на камбуз
14 — короб вентиляционной шахты камбуза
15 — контрольно-измерительные приборы внутренних коммуникаций
16 — ящик с песком
17 — спасательные плоты ПСН-10
18 — вентиляционная головка
19 — контейнер для сигнальных флагов
20 — кран для спуска мотоботов, 2 шт
21 — малый мотобот, 2 шт
22 — кожух дымовой трубы
23 — выхлопные отверстия дымовой трубы
24 — трап-балка 25 — забориный трап
26 — гирокомпасы, 2 шт
27 — штурманский мостик
28 — авторегистратор параметров рейса
29 — мостик верхней штурманской рубки
30 — компас
31 — антенна спутниковой навигационной системы
32 — вентиляционная головка
33 — вытяжной кожух
34 — кормовой электрический шватовый шпиль
35 — кнехты
36 — скамьи
37 — кормовой флагшток
38 — гакабортный огонь
39 — опоры для установки навигационных антенн
40 — контейнер
41 — вентиляционный дефлектор
42 — бизань-мачта
43 — трап на штурманский мостик
44 — трап на мостик кормовой рубки
45 — аварийный радиобуй
46 — штурвал
47 — опоры для установки ледовых прожекторов
48 — световой люк
49 — крышки сходных люков
50 — грот-мачта
51 — крановая стрела
52 — большой мотобот
53 — скобяной трап
54 — запасной якорь
55 — фок-мачта 56 — киповые планки
57 — выстрелы для шкотовых блоков
58 — передняя надстройка
59 — средняя надстройка
60 — нижняя штурманская рубка
61 — верняя штурманская рубка
62 — мостик вокруг нижней рубки
63 — кормовая надстройка 64 — опора гика бизани
65 — мартин-гик 66 — цепные ватер-штаги
67 — буксирные клюзы
68 — якорь Холла

Теоритический чертеж корпуса праусника «Мир»

Проекции «бок» и «корпус» теоретического чертежа парусника «Мир».На чертеже показаны силуэты килевой рамы и полный набор шпангоутов, необходимый для постройки модели. Показан контур кормового транца, линии верхней и главной палуб, линия слома поверхности корпуса на корме. КВЛ — конструктивная ватерлиния. Контур подводной части кормы и силуэт рулевого пера.


Марсовые площадки и салинги

на чертеже показаны марсовые площадки и салинги учебного парусного судна «Мир». Вид сверху и сбоку. На планах марсов показаны отверстия для проводки снастей такелажа парусов.
Сочленения мачт со стеньгами и стеньг с брам-стеньгами — фланцевые. Устройство ноков реев в двух проекциях.
контуры краспиц под марсовыми площадками.
Наделки на мачтах и стеньках для крепления и проводки тросов бегучего такелажа. Путенс ванты под марсовыми площадками.

Бушприт

Наклонная рангоутная мачта, выступающая вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов - кливеров и стакселей.

Кофель-планки брус с гнёздами для кофель-нагелей, укреплённый горизонтально на палубе у мачт или с внутренней стороны фальшборта под нижними вантами

Судовое радионавигационное оборудование

— Магнитные компасы
— Гирокомпасы
— Радиолокационная станция (тоже — РЛ) — 2 шт
— УКВ радиотелефонная станция
— Радиостанции, установленные на спасательных средствах
— Эхолот для промера глубин
— Лаг (тоже — ЛГЭ) — система контроля пройденного расстояния
— Средство автоматической радиолокационной прокладки курса
— Приемник-индикатор радионавигационных систем
— Ультракоротковолновая радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом) — 2 шт
— Радиоустановка промежуточных и коротких волн (ПВ/КВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом и УБПЧ (узкополосной букврпечатью))
— Судовая земная станция системы ГМССБ (глобальной морской системы связи при бедствиях)
— Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ (Космическая Система Поиска Аварийных Судов)- Sarsat (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking)
— международная спутниковая поисково-спасательная система, оповещения о бедствиях и местоположении радиобуев
— Приемник службы НАВТЕКС (англ. NAVTEX - „NAVigational TEXt Messages“) международная автоматизированная система оповещения
— Приемники расширенного группового и цифрового избирательного вызовов
— Приемник коротковолновой буквопечатающей аппаратуры
— Радиолокационный ответчик, Передатчик АИС (Aвтоматическая идентификационная система) поиска и спасания — 2 шт
— УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи — 3 комплекта
— Аппаратура автоматической идентификационной системы
— Упрощенный автоматический регистратор данных рейса
Судовая система аварийного и охранного оповещения
— Командно-трансляционное устройство
— Система опознавания судов и дальнего слежения за ними
Автоматическая система контроля состояния вахтенного помощника капитана

Спасательное оборудование и малые плавсредства корабля
– Полный комплект индивидуальных спасательных жилетов на каждого члена экипажа и пассажиров
— Набор спасательных кругов вдоль леернонго ограждения
— Полный комплект (до 20 шт) надувных 10-местных спасательных плотов ПСН-10
— Два малых стационарных надувных мотобота с кранами для спуска на крыльях второй надстройки.
— Большой стационарный мотобот на крыше носовой рубки.
— Полный комплект страховочного снаряжения для работы на высоте

Экипаж

В высший руководящий состав штатного экипажа корабля входят:
* Капитан — Орлов Андрей Валентинович (с 2012 года и по настоящее время)
* Капитан наставник — Антонов Виктор Николаевич
* Старший помощник капитана — Котляров Вячеслав Александрович
* Старший механик
* Старший учебный помощник капитана

Офицерский состав:
* Помощник капитана по электронике
* 2й помощник капитана
* 3й и помощник капитана
* 4й помощник капитана
* Помощники капитана по хозяйственно-административной части (5й помощник)
* 2й механик
* 3й механик
* 4й механик
* Инженер электрорадионавигатор
* судовой врач (хирург)
* Старший инструктор

Члены экипажа:
* Сменные мотористы — 3 чел
* Сменные электрики — 3 чел
* Парусный мастер
* Электрорадионавигатор
* Механик рефрижераторных установок
* Электромеханик
* Токарь-слесарь
* Старший вахтенный матрос — 3 чел.
* Матрос 1 класса — до 8 человек
* Машинист прачечной
* Заведующий продовольствием
* Шеф-повар
* Повара — 3 чел.
* Пекарь
* Старший буфетчик
* Буфетчик-официант — 3 чел.
* Старший матрос-уборщик
* Руководители практики — до 8 человек
* Курсанты, рактиканты — до 132 чел.
* Пассажиры — до 12 человек

Смотрите документальный фильм телекомпании Russia Today «В НАДЕЖДЕ НА ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР»



Что такое SAIL TRANING? Sail Training – это увлекательное приключение, больше чем морская практика. В период плавания участники, которых также называют трейнизами (от англ: trainee), сталкиваются с различными вызовами, физическими и эмоциональными, что помогает им обрести уверенность в себе и чувство ответственности. Практика в море развивает принятие окружающих, вне зависимости от их социального и культурного статуса, а также способность идти на контролируемый риск. Те, кто проходят практику по программе Sail Training на учебно-парусных судах отмечают, что этот опыт меняет их жизнь в позитивном ключе. Sail Training International – международная некоммерческая организация, проводящая международные мероприятия и объединяющая двадцать девять национальных ассоциаций Sail Training International во всем мире.