Правильная речь – один из самых важных признаков, характеризующих воспитанного, культурного человека. К сожалению, следует признать, что сейчас красивая речь сдала свои позиции. Но можно при желании научиться правильно и красиво говорить.
Это основы правильной речи и грамотной речи. Люди со временем разучились правильно говорить из-за целого ряда причин, начиная с повсеместного упадка культуры в 90-х годах. Такому необходимо выучиться снова. По меньшей мере потому, что грамотная речь не только позитивно характеризует человека, но и помогает в общении с другими людьми. Представьте: вы разговариваете с человеком, который злоупотребляет вульгарными, жаргонными словами. Захочется ли вам продолжать с ним общение? Вряд ли.
Каждый человек может научиться разговаривать красиво. Богатство языка позволяет с предельной точностью описать любые предметы. Совсем не обязательно, чтобы речь была многословна. Ведь слишком длинное повествование, даже красивое и образное, весьма утомляет, а иногда и раздражает. Поэтому нужно помнить, что одно из главных требований к верной и красивой речи – краткость. Нужно быстрее переходить к основной сути вопроса, не затягивать вступление, не отвлекаться на ненужные мелочи. Тогда ваша история произведет должный эффект.
Разумеется, говорить нужно грамотно. Человек, который часто ошибается в ударениях или неправильно употребляет слова, абсолютно не располагает к себе. Например, вся деловая речь может быть перечеркнута словом «ложить» , вместо правильного «класть» . Таким же образом, начальник, неправильно ставящий ударения в словах «документ», «квартал» , едва ли вызовет расположение и доверие у партнеров по бизнесу.
Тем, кто хочет говорить красиво, различные техники дают все возможности для того, чтобы :
Используя упражнения для тренировки языка, вы автоматически расширите общение, обретете уверенность в профессиональной сфере, научитесь искусству убеждения и легкой манипуляции слушателями.
Упражнения для постановки правильной и красивой речи пригодятся в постановке дыхания, голоса, в управлении резонаторами, в укреплении силы голоса и выносливости, обогатит интонацию, отработает правильный темп дикции. Как же научиться великолепно говорить? Ответ прост – терпеливо отрабатывать технику.
Фонационное дыхание – немаловажный фактор в правильности говорения. За вдох «отвечает» диафрагма – мышца, которая разграничивает грудную область с брюшной и мышцы, которые руководят движением рёбер при дыхании. Самое естественное положение для удобного дыхания – лежа на спине с полностью расслабленными мышцами.
Устройтесь поудобнее, лежа на спине. Одна рука на животе, вторая на груди. Постарайтесь вдохнуть так, чтобы грудь осталась без движения, а живот поднялся. Медленно выдыхайте и повторяйте такое упражнение до тех пор, пока брюшное дыхание не будет осуществляться легко и без напряжения. Такое дыхание нужно ввести в привычку. Тем более такое упражнение хорошо взбодрит вас ото сна.
Конечно, для достижения мечты о красоте слова просто правильная постановка дыхания - это еще не все, что вам нужно. Чаще всего проблема кроется на психологическом уровне. Это может быть боязнь публики, остаточные воспоминания от посещений логопеда в детстве или же просто неумение заинтересовать собеседника.
С этим всем можно легко справиться при помощи несложных уроков правильной речи:
Если чувствуется неуверенность в себе, общаться и раскрепощаться перед собеседником довольно непросто.
Нужно совершить несколько шагов для освобождения от страха :
Но все же есть люди, которые от природы скромны, и не нужно из-за этого страдать. Скромность – не порок! Работайте над собой, над развитием личности, совершенствуйте навыки правильной речи при общении, старайтесь быть открытыми и общительными.
Если вы хотите научиться красиво говорить, то для постановки голоса и правильной техники речи вам необходима мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которые следует развивать.
1. Вам необходимо поставить правильное дыхание (диафрагмальное), освободить гортань от зажимов и задействовать резонаторы
3. Обратиться к гортани можно только через дыхание и резонаторы
Следовательно, наша основная задача – выработать правильное речевое дыхание, воздействуя на гортань с помощью резонаторов. При этом мы полностью избегаем прямое воздействие на нее. Это происходит, когда мы говорим как бы «на зевке».
Давайте разберемся, как появляется звуки в нашей речи. Вначале воздух, находящийся под давлением, проходит через голосовые связки. В результате чего они колеблются. Важно то, что не эти колебания, а их отклик с резонаторами (разными частями тела), и определяют силу и тембр голоса. Одни из мощных резонаторов – лицевая часть и трахеи. Дыхание, резонаторы и голосовые связки – три части единой системы. От них зависит техника речи и постановка .
Различают следующие типы резонаторов:
Верхний резонатор – полости, расположенные в лицевой части головы, выше небного свода.
Нижний резонатор охватывает трахею и крупные бронхи.
Включает в себя гортань.
Чувствуя вибрации в области головного резонатора и в районе груди, вы сможете обогатить свой тембр голоса обертонами, которые будут вызывать вибрации в верхнем и нижнем резонаторах. Однако добиться яркости, звонкости, полетности и качества своего голоса можно лишь тогда, когда будет правильно сформирован его исходный тембр, на который отвечает верхний резонатор. Для этого необходимо выполнять специальные упражнения для постановки голоса: они способствуют свободному произношению звуков в речи с ощущениями вибраций этих звуков в головном резонаторе.
Таким образом, для постановки голоса оратору или выступающему следует научиться расслаблять мышцы всего тела. Для начала лягте на диван или кровать, расслабьте поочередно все мышцы. Начните с ног – снимите с них напряжение. Далее проследите за руками. Расслабьте лицо и шею. Наконец, проконтролируйте мышцы спины и живота. Вам следует полежать в таком положении 4-5 минут. После чего встаньте, при этом сохраняя свободным все тело. Необходимо проследить, чтобы ни одна группа мышцы не была напряжена.
Резонаторы человека
Для выполнения этого упражнения сядьте на стул, при этом держа спину прямо. Представьте, что у вас болит горло и начинайте негромко стонать голосом, чтобы боль прошла. Но не кряхтите – так ваши связки будут находиться в напряжении, звуки будут короткими, а голос получится глухим. Расслабьте мышцы лица, шеи, рук и ног. Плечи отпустите, а шею оставьте свободной так, чтобы голова была наклонена вниз или в сторону.
Далее начинайте двигать головой вверх, вниз, влево, вправо. Эти движения стоит делать медленно, проверяя свободу мышц. Продолжайте стонать, но голос не зажимайте. Свободный стон, на «средней ноте» голоса. Обратите внимание на рот – он должен быть закрыт, а губы лишь слегка сомкнуты – как при произнесении звука «м ». Добившись точности и правильной техники выполнения упражнения, ощутите свободное течение звуков. Издавать стоны будет значительно легче, и звуки будут беспрепятственно выходить из гортани.
Стоная и сохраняя прежнее положение тела, плавно и медленно опускайте нижнюю челюсть, издавая звук «Мммааа». И тут же закрывайте рот:
Мма-мма-мма-мма-мма
Звук «А » следует произносить мягко, мышцы губ и нижней челюсти свободные. Сопровождайте его ровным выдохом, который не ослабевает в момент открытия вашего рта. Выполните это упражнение как минимум 3 раза. Самое главное — это добиться мышечной свободы и ощущать работу только дыхательного аппарата.
Итак, продолжая стонать, произнесите голосом фразу «Мам, меду нам» как одно слово. Открывая рот, сразу же мягко возвращайте его в исходное положение. Поскольку фраза произносится на стоне, то согласные звуки «м » и «н » удваиваются:
Мамм-медунн-намм
Выполняя в дальнейшем упражнение «стон», сопровождайте тренировкой в произнесении сонорных согласных. Поскольку они придадут вашему голосу звонкость, усиливая работу резонатора в носовой полости.
Сонорные звуками являются согласные, которые являются наиболее звучными. Это «м», «н», «л», «р» . Стоните слитно, монотонно и негромко. Не напрягайте горло и связки. Рот при звучании гласных звуков свободно открывается, но не слишком широко. Обращайте внимание на сонорные согласные «м», «н», «л», «р» .
Также на стоне тренируйте сочетания сонорных согласных с гласными звуками:
Мм – мА – мм – мО – мм – мУ – мм – мИ – мм – мЫ – мм – мЭ – мм…
Мм – мнА – мм – мнО – мм – мнУ – мм – мнИ – мм – мнЫ – мм – мнЭ – мм…
Мм – мнАли – мм – мнОли – мм – мнУли – мм – мнИли – мм – мнЫли – мм – мнЭли – мм…
Мм – РлАрм – мм – РлОрм – мм – РлУрм – мм – РлИрм – мм – РлЫрм – мм – РлЭрм – мм…
Теперь, достигнув свободы звучания, постепенно повышайте, а потом понижайте голос на каждой строчке. Но не более чем на два-три тона от средней привычной ноты. Сохраняйте свободу фонационных путей.
Для начала произнесите слитно на стоне, полунапевно:
Ммаммаммаммаммамм
Потом три раза так же слитно на стоне. А в четвёртый зовём маму голосом:
Ммаммаммам-мАм!
Никаких изменений в речевом аппарате – ощущаем свободу в области глотки. Только на «мам» диафрагма слегка вздрогнула, чтобы опереть звук.
Попробуйте добиться того, чтобы в момент звучания голоса изменялся и характер дыхания. Это нужно для правильной опоры голоса.
Произнесите уже знакомую фразу на стоне:
Ммаммедуннамм
Здесь же каждое слово резко и отрывисто:
мАм! мЕду! нАм!
Проследите, чтоб не было чрезмерной активности при речевом произнесении, для сохранения свободы и лёгкости, как и при стоне.
Тренируйте сочетания:
ммА! ммО! ммУ! ммИ! ммЫ! ммЭ!
мнАли! мнОли! мнУли! мнИли! мнЫли! мнЭли!
РлАрм! РлОрм! РлУрм! РлИрм! РлЫрм! РлЭрм!
После отработки сочетаний сонорных согласных с гласными, следует заняться произношением каждого гласного отдельно от согласного. Тут необходимо учесть, что именно гласные, создающие мелодию голоса, являются основой звучности.
Вначале разберём понятие атаки звука. Оно означает начало звучания голоса говорящего человека. Атака звука — момент, когда голосовые связки останавливаются на определённой ноте звучания при их смыкании с силой воздушной струи. Различают придыхательную, твёрдую мягкую атаку звука.
Придыхательная атака — когда часть воздуха, не принимающая участия в голосообразовании, выходит до момента смыкания связок и потом присоединяется к голосу как призвук сипоты.
Твёрдая атака — это когда голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха и только под сильным давлением струи воздуха размыкаются обратно. Это как прорыв воздуха, проходящий через плотно сомкнутые губы. Зачастую при этом происходит пересмыкание связок, то есть когда они заходят друг на друга. При твёрдом их смыкании и резком толчке воздушной струи голос будет звучать резко, черство, он потеряет интонационную подвижность.
Мягкая атака возникает при одновременном смыкании голосовых связок и посыла дыхания. Достичь ее, помогает уже известное упражнение «стон» с его вариантами. Выступающий человек должен стремиться именно к мягкой атаке, которая является естественной для формирования голоса. При этом смыкание голосовых складок совпадает с началом выдоха, и они сближаются так, что обеспечивается свободное колебание. При мягкой атаке ваш голос будет наилучшего тембра: он будет рождаться плавно и без толчков. Следует научиться распознавать и ощущать, какой атакой рождён голос. И до тех пор, пока не будет освоена атака звука, пока вы не почувствуете своими мышцами мягкого начала звука и не ощущение отражения атаки, нельзя идти дальше в .
Представьте, будто бы вы укачиваете ребёнка и мягко голосом напевайте фразу колыбельной мелодии:
М – м – м – м – м – м – м…
А эту мелодию уже напевайте на всех гласных, добиваясь мягкой атаки звука:
А – а – а – а – а – а – а…
О – о – о – о – о – о – о…
У – у – у – у – у – у – у…
Э – э – э – э – э – э – э…
Следует запомнить состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение, словно «качаете» диафрагмой гласные звуки.
Открывая рот широко, вы тем самым способствуете лучшему выведению звуковой энергии наружу. Поэтому необходимо добиваться свободы мышц нижней челюсти и избегать такое положения, когда зубы сжаты. Разжимая их вовремя, вы сделаете свой голос «летящим», избавляясь от сдавленности.
Стоит отметить, что нет единого для всех раствора рта. Всё зависит от речевого аппарата и характера голоса каждого человека. Степень открывания рта определяется как наиболее чётким и ясным произнесением звуков, так наиболее качественным голосовым звучанием.
Это упражнение способствует расслаблению нижней челюсти и снятие скованности речевого аппарата.
Представьте, что вы опять «больны». Обращайтесь к маме на стоне:
Ах, больной я. Ай – ай – ай! Молоко и мед мне, мама, дай!
Рот раскрываете хорошо, но не перестарайтесь: все должно быть естественно. Челюсть опускайте мягко вниз, не в сторону. Текст произносите слитно на протяжном голосе. Поищите лёгкое голосовое звучание на различных высотах:
Ахбольнойяайайаймолокоимедмнемамадай
Как и предыдущее, это упражнение научить вас расслаблять челюсть и снимать скованность. Здесь так же используется текст с частым повторением гласного звука «а ».
Чётко диктуйте, не торопясь:
На атом, на атом, на атом
В атаку плывет атакующий баркас.
Он атом, он атом, он атом
Заставил работать на нас.
В первый раз — по словам, чтобы «успели записать». Доносите знаки препинания, используя точный интонационно-смысловой рисунок. Второй раз диктуйте по фразам, которую произносите слитно, без пауз. При произнесении гласного звука «а» за свободой нижней челюсти.
При диктовке спокойный посыл звука снимает зажатость в глотке, убирает заниженность голоса. Не посылайте голос далеко вперёд — это в свою очередь вызовет напряжение голосового аппарата. Наоборот, вырабатывайте ощущение того, что говорите, посылая звук ближе, «к себе». Как этого можно достичь? Поставьте цель привлечь к себе внимание слушателей. Перед началом речи мысленно скажите: «Внимание, я начинаю!». И ваш голос зазвучит маняще, спокойно, речь будет приковывать внимание аудитории.
Ощущением свободы гортани обеспечивается правильное голосовое звучание. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется при помощи упражнений на : «а », «о », «у ».
Произнесите три раза: «Ау-уу». В первый раз – зовите, во второй «ау» звучит, как отдалённое эхо, а в третий раз — откликайтесь на эхо. Последите за звучанием голоса, и что происходит с мышцами губ, щек.
При звучании голоса на эхо щёки и губы должны быть расслаблены, звук резонирует в области затылка. Когда откликаетесь на эхо, уголки губ и щёки становятся напряжёнными, вследствие чего звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Выполняйте это упражнение, следя за напряжением и расслаблением мышц губ и щек.
Различные упражнения со звуком «у» помогут вам убрать вычурность звучания гласных. Когда «а » вылетает из живота, «о » — гудит, словно в бочке, «и » — протискивается из сдавленного горла, «е » — из голосовой щели, а «ы », «у », «ю » попадают в такие места, из которых их не как не вытащишь.
ууууууу…
А теперь, соединив в одну линию все шесть гласных, гудите голосом:
уууАуууОуууИуууЫуууЭууу…
Старайтесь держать губы в положении «у ». Это поможет вам добиться единого качества других гласных.
Уа! Уо! Уи! Уы! Уэ!…
Звуки «а», «о», «и», «ы», «э» будто бы держатся на губах.
Если «а » у вас звучит далеко, приблизить его звучание поможет гласный «о ». Так как при произнесении этого звука губы принимают форму овала и задерживают звук в губах. Для тренировки мягкой атаки прочтите при произнесении гласных звуков «а » и «о »:
Не по тропе,
А около катилось «о»,
И охало.
«О» — охало,
«о» — охало,
не по тропе, а около!
Четкая дикция имеет большое значение не только для певцов, телевизионных ведущих и публичных ораторов – в повседневной жизни она также занимает особое место. Если у вас проблемы с дикцией, то, впоследствии не исключены некоторые трудности в общении с людьми, однако в ваших силах исправить положение, начав занятия с педагогом или приступив к самостоятельному обучению.
Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.
Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.
Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.
Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.
Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.
Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.
Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.
Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.
Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!
Отрабатываем дыхание:
По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.
Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.
Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.
Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.
Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.
Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.
Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.
Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.
Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.