Отличие конфликта от конфликтной ситуации. Типы поведения участников конфликтной ситуации. Методы управления конфликтными ситуациями

Дизайн, декор

Конфликт в целом может состоять из одной или несколь-ких конфликтных ситуаций. Можно дать следующее опреде-ление понятию «конфликтная ситуация».

Конфликтная ситуация — конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.

Конфликтная ситуация имеет систему содержательных ха-рактеристик (временные, пространственные и содержательные границы) и элементную структуру.

Элементами конфликтной ситуации являются:

1. Стороны (участники) конфликта. Типичными сторонами конфликта являются сами личности, социальные группы, организации. Актуальными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и пси-хологические характеристики участников конфликта.

2. Интересы и цели.

3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и суще-ственно значимыми для них.

4. Существенные противоречия между интересами и целями участников конфликта. Противоречия могут быть как ре-альными, так и воображаемыми, надуманными, существу-ющими лишь в голове человека. Значимость интересов и целей может быть также субъективно преувеличенной.

5. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из сторон. Это конкретное мате-риальное или духовное благо.

6. Повод и инцидент конфликта.

Повод конфликта — конк-ретное действие со стороны одного или нескольких насто-ящих или будущих участников конфликта, которое другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои ин-тересы. Повод обычно лежит на поверхности, поскольку представляет собой явное или скрытое конкретное дей-ствие, выражающее притязания на нечто, принадлежащее другому, попытку несанкционированного присвоения чего-либо другого либо нанесение ущерба чести и достоинству личности.

Поводом конфликта служит явление, способ-ствующее его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины по-вод возникает случайно и может создаваться искусствен-но, как говорят, «на пустом месте». Так, например, пово-дом к семейному конфликту может послужить недосолен-ное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами. Инцидент конфликта — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуа-ции в конфликт.

Конфликтная ситуация и инцидент вместе образуют конф-ликт, однако конфликтная ситуация возникает до инцидента. Она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъек-тивно, из-за мотивов поведения, преднамеренных устремле-ний оппонирующих сторон. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полнос-тью зависит от ситуации. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент могут быть либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно воз-никшими.


Объективно возникшие конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, получить дальнейшее развитие только в результате изменения объективных обстоятельств. Субъектив-но возникшие ситуация и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе оппонирующих сторон. К тому же случайный конфликт менее подвер-жен урегулированию, чем заранее предусмотренный.

Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и переходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работа-ющие люди не желают слушать и слышать друг друга, не всегда владеют навыками выражать свою мысль, отношение к тому или иному факту ясно и четко.

7. Причины возникновения конфликта. Это реальное проти-воречие между субъектами конфликта, претендующими на какое-либо материальное или духовное благо одновремен-но. Причину конфликта нередко путают с его поводом. Причина всегда находится глубже. Причина конфликта обычно одна, поводов же к конфликту она может порож-дать какое угодно количество.

8. Условия протекания конфликта. Конфликт существенно зависит от внешних условий, в которых он возникает и развивается. Важной составной частью этих условий вы-ступает социально-психологическая среда, представленная обычно личными социальными группами с их специфи-ческой структурой, нормами, ценностями и т. д.

9. Образы конфликтной ситуации. У каждого участника кон-фликта имеются определенные представления о себе (мо-тивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), о проти-воположных сторонах и среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, оп-ределяют конфликтное поведение участников. Отношения образов и реальности весьма сложны и допускают случаи серьезного расхождения.

Исходя из этого, выделяют сле-дующие четыре случая:

Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками; конфлик-та как социально-психологического явления пока нет;

Объективная конфликтная ситуация существует, и сто-роны воспринимают ситуацию как конфликтную, одна-ко с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринимаемо-го конфликта);

Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);

Конфликтная ситуация объективно существует и по клю-чевым характеристикам адекватно воспринимается участ-никами (случай адекватно воспринимаемого конфликта).

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значитель-ной степенью сложности и неопределенности. Именно «нео-пределенность» исхода является необходимым условием воз-никновения конфликта.

Весьма полезно иметь представление о возможных иска-жениях образа конфликтной ситуации. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделили основные типы искажений образа конфликтной ситуации ее участниками.

Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конф-ликта, но и ситуации в целом. Конфликтная ситуация упро-щается, сложные или неясные моменты отбрасываются, про-исходит схематизация ситуации. Уменьшается перспектива вос-приятия ситуации, предпочтение отдается принципу «здесь и теперь», последствия, как правило, не просчитываются. Вос-приятие ситуации происходит в категоричных, полярных оцен-ках по типу «черное-белое», «все или ничего».

Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписыва-ют социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, демократии, кон-ституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оценива-ются как благородные, цели — как возвышенные и достойные реализации, поэтому субъект уверен в своей правоте, а оппо-нент закономерно должен прийти к выводу, что первый прав.

Б. Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низмен-ные (стремление к карьеризму, обогащению, лесть и т. д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной оче-видности фиксировать и мотивы положительной направлен-ности, то возникают ошибки в оценке мотивов. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется норматив-ная обоснованность позиции, ее целесообразность. Целевая со-ставляющая рассматривается в русле «я прав, поэтому я дол-жен победить».

Операциональная составляющая может вос-приниматься в следующих вариантах:

- «я все делаю правильно» (самоподдержка; я — истина в последней инстанции);

- «я вынужден так делать» (возложение ответственности на обстоятельства);

- «по-другому в этой ситуации невозможно поступить» (это единственно верное решение);

- «он сам виноват, что мне приходится так действовать» (возложение ответственности на другого);

- «все так делают» (размывание ответственности).

Б. Позиция оппонента рассматривается как ошибочная, без-доказательная, нормативно неподкрепленная. Поэтому цель противостоящей стороны состоит в том, чтобы заставить оп-понента уступить или проиграть.

Операциональная составля-ющая воспринимается в следующих интерпретациях:

- «это подлые поступки, удары ниже пояса» (действиям приписывается аморальное, противоправное содержание);

- «он делает только то, что мне во вред» (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);

- «он намеренно так поступает» (непреднамеренные дей-ствия воспринимаются как умышленные).

Исксокение восприятия личностных качеств.

А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положи-тельные и привлекательные черты, которые пропагандируют-ся среди окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игно-рируются и не принимаются замечания, упоминания, указа-ния о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положи-тельного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хоро-шие люди совершают хорошие поступки».

Б. Личность оппонента. Происходят усиление и гипербо-лизация негативных черт и свойств личности оппонента. Сра-батывает эффект поиска «соринки в чужом глазу». Усиливает-

ся поиск всего негативного и непривлекательного. В оппонен-те игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдываются высмеивание недостатков (в том числе при-родного свойства), допущение оскорблений в его адрес. При-нимается и поддерживается точка зрения, что «плохие люди действуют плохими методами». В отношении оппонента фор-мируется «образ врага».

Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации, в част-ности, состояние стресса, высокий уровень негативных эмо-ций, низкий уровень информированности участников друг о друге, неумение предвидеть последствия, доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды», негатив-ная установка на оппонента, фактор времени и др.

Иллюзия «выигрыша проигрыша»: «Наши потребности абсолютно несовместимы, только один из нас может побе-дить». Иллюзия заключается в том, что результат, при кото-ром один выигрывает, а другой проигрывает, воспринимается как неизбежный, хотя на самом деле существует альтернатива взаимовыгодного решения.

Иллюзия «плохого человека»: Индивид рассуждает следу-ющим образом: «Мой конфликт — это прямой результат не-компетентности, грубости, глупости или других недостатков партнера; он может быть разрешен только в том случае, если тот их признает и исправит». Поскольку мы считаем конф-ликт прямым следствием личных недостатков другого, мы снимаем с себя ответственность за собственный вклад в созда-ние проблемы. Мы успокаиваем себя, считая, что виноват другой человек, а мы — лишь невинная и несчастная жертва.

Иллюзия «камня преткновения»: «Наши разногласия не-примиримы, соглашение невозможно».

Другими наиболее типичными случаями искажения явля-ются:

- иллюзия «собственного благородства» (каждый оцени-вает свою способность к сотрудничеству выше, чем у оппонента);

- «все ясно» (предельное, в результате чего упрощение ситуации утверждает истинность одной и ложность по-зиции противоположной стороны).

Жизнь современного человека не может обходиться без конфликтов. Они неминуемо возникают и поражают особенно больно тогда, когда личность менее всего к ним готова. В этом и заключается их коварный механизм. Споры и ссоры отнимают порой столько времени и сил, что остается только удивляться.

Конфликтные ситуации - это настоящий пожиратель который приносит разочарование и нередко становится причиной апатии. Изучением различных сложных моментов во взаимодействии людей между собой занимается наука конфликтология. Что представляет собой конфликтная ситуация и как правильно вести себя в ней, чтобы выйти победителем? Об этом наша статья.

Конфликтная ситуация - это...

Поведение в конфликте - очень важная вещь, от которой зависит дальнейшее самочувствие человека, его мироощущение. Замечено, что, например, тот, кто привык постоянно уступать, испытывает значительные трудности, когда требуется проявить характер, настоять на своем мнении. Такая личность в большинстве случаев теряется, когда надо уверенно действовать. Кстати, чувство вины - главный показатель того, что человек готов принять на себя роль жертвы. Только вот нужно ли это делать?

Современная психологическая наука определяет конфликт как столкновение взглядов, убеждений, мнений двух или более оппонентов. Участники спора могут обладать противоречащей друг другу информацией, иметь различные подходы к решению той или иной задачи. Не научившись слушать стороннее мнение, нередко люди заботятся только о том, чтобы удовлетворить собственный интерес, не считаясь с тем, насколько это затрагивает возможности другого человека. Ситуация становится особенно трудной, когда чувства не находят выхода, а попросту замалчиваются. Образуется так называемый вакуум, сквозь который сложно услышать и понять друг друга.

Как начинается столкновение сторон

Конфликт и конфликтная ситуация, как правило, не возникают в один момент. Требуется достаточно большое количество времени, чтобы отрицательные эмоции накопились в избытке и стали просто невыносимыми.

Первая фаза - это период терпеливого ожидания. Она может длиться годами. Возникновение конфликтной ситуации происходит постепенно. В это время у человека случается накопление разрушительной и неблагоприятной энергии. Когда-нибудь эта чаша переполняется. Наступает фаза так называемого прорыва, когда внезапно высказываются впечатления, суждения друг о друге. Услышать о себе такое - более чем неприятно, да и отношения можно испортить раз и навсегда. Поэтому так важно не накапливать в себе раздражение, злость и обиду, а вовремя решать все разногласия. Возможно, это сделать непросто, требуются определенная смелость и уверенность в себе, но оно того стоит. Будьте искренними и дружелюбными!

Причины непонимания

Дело в том, что у каждого из нас имеются собственные уникальные представления по поводу того, как устроен этот мир. Когда другой человек вдруг разрушает привычные границы нашего понимания, иначе говоря вмешивается в него, возникает чувство, что все вокруг рушится. Личность теряет опору под ногами. Признать правоту другого человека для многих - настоящее испытание. И даже если где-то в глубине души кроется сомнение, упрямый человек продолжает упорно отстаивать собственную позицию. Управление конфликтными ситуациями начинается с осознания того, что «я могу быть неправым». Когда личность способна понять и услышать противоположную точку зрения, усвоить для себя в ней какой-то урок, то можно говорить о конструктивном способе решения сложной проблемы.

Межличностный и внутриличностный конфликты

Конфликтные ситуации - этоте обстоятельства жизни, которые требуют от нас невероятных усилий и учат внимательным образом относиться к самому себе, а также учитывать желания других. Душераздирающие противоречия могут как копиться внутри человека (тогда это настоящая «война» с самим собой), так и находить столкновения с близкими людьми. И в том, и в другом случае личность чувствует себя не лучшим образом: возможны расстройство сна, потеря аппетита, снижение настроения.

Внутриличностный конфликт развивается в самом человеке. Его источником являются разрушительные мысли негативного плана, которые буквально заставляют страдать. Личность может отказываться видеть положительные перспективы на будущее просто потому, что ей сложно выйти за рамки своего «я» - здесь необходимо обязательное участие другого. Решение конфликтных ситуацийв рамках сосредоточенности человека на себе должно происходить обязательно под влиянием специалиста - психолога. Одному справиться человеку очень трудно.

Требует участия от двух человек. Здесь происходит столкновение конкретных мнений, взглядов, убеждений. Часто участники спора не могут услышать и правильно понять друг друга только потому, что у каждого из них имеется своя система ценностей, которая никак не соотносится с позицией оппонента. Управление конфликтными ситуациями в данном случае заключается в том, чтобы суметь встать над собственной гордостью и научиться в чем-то уступать, понимать позицию другого. Некоторые из нас ошибочно полагают, что согласие с точкой зрения противника есть проявление слабости. Однако сильный человек уникален именно тем, что обладает способностью видеть истину намного дальше, чем обычные люди.

Супружеские ссоры

Подавляющее большинство ссор происходит между мужем и женой. Так уж устроен мир, что самые близкие и родные души часто не могут понять друг друга. Это происходит, в частности, потому, что супруги склонны отождествлять собственную личность со своей второй половинкой и забывают о том, что у нее могут иметься совершенно другие желания и взгляды. Самое трудное в отношениях двух любящих людей - прийти к состоянию единой внутренней целостности и при этом остаться самодостаточными, не потерять веру в себя.

Решение конфликтных ситуациймежду супругами возможно только в том случае, когда они начнут согласовывать свои поступки друг с другом. Здесь нельзя действовать в одиночку, с позиции эгоизма. Надобно помнить, что когда вы принимаете решение о создании семьи, тем самым берете на себя ответственность за ее благополучие. Если муж и жена не понимают друг друга, то возникающая конфликтная ситуация - это сигнал к тому, чтобы как можно быстрее исправить положение. Скорее всего, неправы оба, и каждый отстаивает свою точку зрения. Важно вовремя увидеть, осознать абсурдность подобных действий! Поведение в конфликтной ситуации зависит не только от степени непонимания, но и характера супругов. Если имеется возможность кому-то из членов семьи пойти на уступки, то это уже замечательно.

Детско-родительские отношения

Как часто родители бывают недовольны своими детьми! Причины для возникновения непонимания могут быть различными: плохая успеваемость в школе, нежелание выполнять домашние задания, грубость и невнимательное отношение. Конфликт и конфликтная ситуация возникают, как правило, когда предприняты неоднократные попытки достичь взаимопонимания. Подростки часто демонстрируют полную непримиримость и во всем желают доказывать свою состоятельность. Глядя на них, мы иногда думаем, что они слишком самонадеянно рассуждают о собственном будущем, так славно верят в свой успех. Юношеский возраст - пора мечтаний и порывов. Посмотрите на них: как горят глаза, какие восторженные речи льются из их уст! И как серьезно, порой нахмурившись, рассуждают взрослые люди о недостижимости некоторых целей, которые когда-то сами себе ставили. Ввиду разностей этих фактов детям и взрослым бывает весьма сложно понять друг друга.

Что можно посоветовать родителям в данном случае? Поведение в конфликтной ситуациидолжно быть направлено на минимизацию ссоры и снижение негативных эмоций. При каждом удобном случае нужно говорить детям о своей любви и о том, что не всего в жизни можно достичь только бравым настроем - в большинстве случаев требуются продуктивные действия.

Школа и ее «уроки»

К сожалению, далеко не всегда учебное заведение, куда ходят наши дети, приносит им радость. Некоторые ребятишки посещают школу с видом отбывания повинности. При таком неоптимистическом подходе к процессу обучения вряд ли стоит ожидать высоких результатов. Очень важно выработать у ребенка познавательный интерес, умение радоваться при получении новых знаний. А что делать, если у него возникла взаимная неприязнь к учителю, не складываются отношения с одноклассниками?

В этом случае родители должны быть готовы незамедлительно отреагировать, прийти на помощь. Конфликтные ситуации в школе нельзя игнорировать, их нужно своевременно устранять. Для этой цели хорошим методом является беседа с ребенком по душам. Кто знает, если вы будете с ним в достаточной степени искренни и ласковы, может быть, он откроется вам со своей школьной проблемой. Разрешение конфликтных ситуаций начинается с понимания. Оно должно исходить от сердца, от искреннего стремления помочь. Даже если чадо долгое время хватало двойки и вообще вело себя ужасно, дайте ему второй шанс. Пусть попробует исправить положение. В конце концов, это так важно в жизни - уметь признавать собственные ошибки. В них сосредоточена возможность для личностного роста.

Если проблема заключается именно в учителе, и вы совместно с ребенком перепробовали разные способы наладить с ним отношения, но ничего не помогло, возможно, стоит всерьез задуматься о судьбе своего чада. Как вариант, переведите его в другой класс или школу. Если ребенок не хочет расставаться со своими школьными товарищами, возможно, следует добиваться смены учителя. Вы ведь не желаете, чтобы сын или дочь окончили школу с плохими оценками! К сожалению, педагоги иногда могут относиться к своим ученикам более чем предвзято. Стоит подумать о благополучии своего ребенка.

Рабочие будни

Конфликтные ситуации в организации не такое уж редкое явление. Это с виду все сотрудники кажутся такими милыми и приветливыми. На самом же деле каждый из них имеет свой характер. Это не хорошо и не плохо, а данность природы. Для того чтобы мирно сосуществовать с коллегами на рабочем месте, где вы в данный момент трудитесь, необходимо соблюдать некоторые правила.

Никогда не Конфликтные ситуации - это всегда сплетни и нелестные мнения, поэтому лучше, если они вас не будут касаться. Когда вы видите, что среди сотрудников назревает напряженная обстановка, не стоит вмешиваться и усугублять положение. Лучше держать нейтральную позицию и оставаться доброжелательным и улыбчивым. В служебное время следует заниматься рабочими делами. Почему-то эту простую истину многие забывают. Непозволительно вести личные беседы по телефону, привлекать к себе внимание, громко смеяться. Вы ведь не всегда можете представить, чем в конечном итоге это может для вас обернуться.

Как правильно себя вести

Разрешение конфликтных ситуаций начинается с осознания, что имеет место некоторая проблема. В зависимости от того, в какой степени вы вовлечены в ссору, принимайте для себя соответствующие решения. Нужно уметь вовремя признавать свою вину, если это так, говорить о том, что вы не правы. Следует помнить о том, что неразрешимых проблем не бывает. Всегда можно найти Важно только идти от души, из сердца - и тогда вы непременно будете услышаны. Все противоречия могут быть побеждены, если действовать из доброго начала с искренним желанием.

К каким только разрушительным последствиям может привести и решение можно найти в художественной и специальной литературе. На самом деле никогда не поздно попросить прощения. Если вы поняли, что были неправы, то совершенно нелишним будет объясниться с коллегой, соседом, собственным ребенком, сказать, почему вы его обидели. Возможно, он поймет, что все не так страшно, и не станет держать на вас зла. И дома, и на работе мы проводим слишком много времени, и оно не для того, чтобы усугублять свое положение, мучиться, портить себе нервы. Если деятельность вам не по душе, подумайте о том, как сделать скучные унылые будни более интересными. Мысленно возьмите в руки краски для того, чтобы раскрасить свои эмоции, превратить домашние часы во что-то значимое и существенное! Поиграйте с ребенком, он очень обрадуется.

Небольшое резюме

Конфликтные ситуации - этоособое состояние, в котором принимают участие двое и более людей, эмоционально связанных между собой. Часто эти люди находятся в зависимости по отношению друг к другу: например, сын-подросток еще не способен жить отдельно от матери, именно поэтому он с ней и спорит, чем желает доказать свою автономность. Мать не понимает сына, считает его ребенком и потому не доверяет важные поручения, не принимает всерьез его рассуждений о карьере музыканта. Любые спорные случаи необходимо своевременно решать, иначе они перейдут в затяжной конфликт, который не так-то просто преодолеть.

Гораздо легче и лучше жить, не накапливая тяжелых отрицательных эмоций. Помните, что они сильно изматывают человека, наносят непоправимый ущерб психике. Тот, кто постоянно находится в состоянии душевного напряжения, не способен адекватно воспринимать действительность. Такая личность не может радоваться жизни, в полной мере развиваться и использовать свои возможности. Если возникла какая-либо конфликтная ситуация, лучше ее заблаговременно решить, чем изводить себя и других. Заботьтесь о своих близких, любите их, берегите ваши отношения. Поистине радость человеческого общения является уникальным, бесценным даром. Если научиться в полной мере ценить то, что имеешь, начинаешь вдруг чувствовать себя счастливым без особой причины. Все складывается удачно, гармонично: зарплата радует, ваши карьерные достижения растут, дети делают успехи в развитии, здоровье и самочувствие на высоте.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

13.1. Конфликтные ситуации и конфликты

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор - это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих возражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвозражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым относятся:

Ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

Учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

Учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

Осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт - это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 24. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ § 24.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РАЗВИТИЕМежличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они характеризуются теми же признаками, что и любые

Из книги Психологические рисуночные тесты автора Венгер Александр Леонидович

Конфликтные отношения в семье У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки, мамы и папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера (рис. 153). Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере отражает

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач) Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Занятие 2.4. Тема: «Конфликтные ситуации». Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях» Цель занятия. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных деловых ситуациях. Развитие

Из книги Психологический климат туристской группы автора Линчевский Эдгар Эмильевич

Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты) Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Такие конфликты охватывают сферу общественного

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

Конфликтные отношения Люди отправляются путешествовать ради отдыха, развлечения и многого другого, о чем говорилось раньше. Но бывает, что они к тому же (или вместо того) ссорятся друг с другом. И порой случается, что возникшая ссора заслоняет все остальные интересы

Из книги Сам себе психотерапевт: на жизнь не обижаюсь! автора Власова Нелли Макаровна

Рыбакова М.М. Педагогические ситуации и конфликты Особенности педагогических ситуаций и конфликтовОпределения и примеры. Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

6.5. Консультирование мужчин, вступивших в конфликтные взаимоотношения с начальством Для мужчин, как правило, наиболее значимыми сферами жизненных отношений являются отношения социальные, профессиональные, связанные с достижениями социальных и профессиональных

Из книги Как оказывать влияние. Новый стиль управления автора Оуэн Джо

Конфликтные ситуации, общение с «трудными» людьми Когда видишь ведьму, желание разговаривать с ней, как с принцессой, возникает, наверное, только если много выпил.Если в ведьме увидеть принцессу, она не обидится. Самые бескорыстные и добровольные «налоги» в виде эмоций

Из книги автора

«Конфликтные» ситуации в отсутствие противоречий Конфликт относится к тому типу ситуаций, к которому полностью применима теорема Томаса: если человек наделяет ситуацию некими свойствами, то независимо от ее реального содержания она становится таковой по своим

Из книги автора

Конфликтные ситуации, создаваемые преподавателями 1. Низкий уровень преподавания.Причины могут быть разные: слабое знание предмета (поручили вести курс неспециалисту); отсутствие педагогических способностей; недобросовестное отношение к подготовке к занятиям;

Из книги автора

Конфликтные ситуации, создаваемые студентами 1. Недобросовестное отношение студентов к учебе.Это главная конфликтная ситуация между студентами и преподавателями. Именно она приводит к наибольшему числу конфликтов. Что питает эту ситуацию? Прежде всего нежелание

Из книги автора

Глава 10 Конфликтные и «трудные» личности

Из книги автора

10.1. Конфликтные личности Конфликтной называется личность, которая в силу определенных своих свойств является инициатором многих негативных и/или деструктивных конфликтов, а также обладает склонностью вовлекаться в конфликты, созданные другими .Как показывает

Конфликт и конфликтная ситуация

Общее понятие конфликта

Работающие в организациях люди различны между собой. Соот­ветственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Кон­фликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сто­рон (личность, группа или организация в целом) вступает в противо­речие с интересами другой стороны. Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты быва­ют, как они возникают и протекают, как эти конфликты можно уст­ранить.

Итак, конфликт - это противоречие между двумя или более сторонами, т. е. конкретными лицами или группами, когда каждая сторона делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Бытует мнение, что конфликт - это явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедлен­но разрешать, как только он возникает. В действительнос­ти даже в организациях с эффективным управлением неко­торые конфликты не только возможны, но даже жела­тельны.

Таким образом, конфликт может быть функциональ­ным и привести к повышению эффективности деятель­ности организации или дисфункциональным и привести к снижению группового сотрудничества и эффективнос­ти ее деятельности. Роль конфликта зависит в основном оттого, насколько правильно им управляют. Для того что­бы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения.

Типы конфликтов и уровни конфликта в организации

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый - это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй - это кон­фликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфлик­тов, связанных с противоречием целей. И наконец, третий - это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участ­ников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Можно выделить пять уровней конфликтов в организа­ции: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой.

Первый тип - внутриличностный конфликт. Он может принимать разные формы. Одна из наиболее распространенных его форм - это ролевой конфликт, когда к одно­му человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией магазина требует, чтобы продавец все время находился в отделе, предоставлял по­купателям информацию и оказывал услуги. Позже он вы­сказывает недовольство тем, что продавец тратит много времени на обслуживание покупателей и уделяет мало вни­мания пополнению отдела товарами. Другая ситуация: не­посредственный начальник - заведующий отделом дал указание товароведу ускорить проверку качества обуви, а руководитель по качеству настаивает на улучшении про­верки качества обуви путем замедления технологического процесса. Оба примера свидетельствуют о том, что испол­нителям давались противоречивые задания и от них тре­бовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возник в результате противоречивых требова­ний, предъявляемых к подчиненному, во втором - из-за нарушения принципа единоначалия.

Второй тип - межличностный конфликт (наиболее рас­пространенный). Руководителям часто приходится отстаивать интересы коллектива (распределение ресурсов, время использования оборудования и т. д.). Причем каждый счи­тает, что должен убедить вышестоящее начальство выде­лить эти ресурсы именно ему. Также может быть столкно­вение двух специалистов за осуществление своих проек­тов. Возможен и конфликт между двумя кандидатами на одну вакансию (должность), а также между отдельными личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

Третий тип - конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым в эту группу. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.

Конфликт может возникнуть и на почве должностных обязанностей руководителя. Руководитель бывает вынуж­ден принимать дисциплинарные меры, которые могут ока­заться непопулярными у подчиненных. Тогда группа мо­жет нанести ответный удар - изменить отношение к ру­ководителю.

Четвертый тип - межгрупповой конфликт, т. е. между группами (формальными и неформальными), а также меж­ду профсоюзом и администрацией. Функциональные груп­пы нередко конфликтуют друг с другом из-за различия целей. Например, в отделе сбыта, ориентированном на покупателя, всегда должны быть большие товарные запа­сы для выполнения заказов, что, в свою очередь, ведет к увеличению затрат и, как следствие, противоречит инте­ресам финансового и других отделов.

Внутриорганизационный конфликт чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновения­ми, возникающими на почве того, как были спроектированы отдель­ные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации. Выделяются четыре разновидности этого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфлик­ты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои, достаточно отличные черты. Так, вертикальный конфликт - это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникно­вение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни организа­ции, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура и т.п. Горизонталь­ный конфликт вовлекает равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению. Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отно­шений между линейным руководством и специалистами, например, путем создания целевых или автономных групп. Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание

3. Причины возникновения конфликтов и их последствия

Причины конфликтов бывают разные. Рассмотрим ос­новные причины.

1. Распределение ресурсов, которые всегда ограничены. Руководство стремится распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами так, что­бы наиболее эффективным образом достигнуть целей орга­низации. При этом каждая группа желает получить не мень­ше, а больше, в результате возникает конфликт.

2. Взаимозависимость заданий. Она существует везде, где один человек или группа зависят при выполнении задачи от другого человека или группы.

3. Различия в целях. Конфликтные ситуации возника­ют, когда предприятие разбивается на подразделения, которые становятся все более специализированными. Они сами формулируют свои цели и могут уделять достиже­нию их больше внимания, чем достижению целей всей организации.

4. Различия в оценке ситуации и мнениях. Представле­ние о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оцени­вать ситуацию, люди могут рассматривать только те аль­тернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. На­пример, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руко­водитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашива­ют, и должен беспрекословно делать то, что ему говорят.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Ис­следования показали, что люди с разным жизненным опы­том (образование, стаж работы, возраст и социальные ха­рактеристики) не всегда достигают полного взаимопони­мания. При их сотрудничестве возникают конфликты.

6. Неудовлетворительная коммуникационная связь. Ра­ботники, не обладающие информацией, не могут понять ситуацию или точку зрения других, что является причи­ной конфликта.

Последствия конфликтов могут быть функциональны­ми. Проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут боль­ше чувствовать свою причастность к решению проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем уст­раняет трудности в осуществлении решений: враждеб­ность, несправедливость и необходимость поступать про­тив воли. Другое последствие конфликта состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудниче­ству, а не к антагонизму в будущих ситуациях. Возможны­ми и важными последствиями конфликта является также снижение вероятности группового мышления и синдром покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям руководителей.

Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам .

В теоретической литературе нет единого определения понятия «конфликт». Авторы при определении данного понятия исходят из различных положений. Рассмотрим основные из определений конфликта, существующих в современной отечественной и западной конфликтологии.

На Западе широко распространено определение американского исследователя Л.Козера, в основе которого лежит социологическая характеристика конфликта:

Л.Козер под конфликтом понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника .

Отечественные исследователи большое внимание уделяют именно социологической стороне конфликта:

Попова Т.Е. под конфликтом понимает наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями .

Л.Г. Здравомыслов рассматривает конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями .

Емельянов С.М. рассматривает конфликт как такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) .

Однако большинство определений не включают в себя понятие внутриличностного конфликта, на котором заостряет внимание Г.И. Козырев:

Г.И. Козырев говорит о том, что конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

По мнению Г.И. Козырева в основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство .

Таким образом, конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики.

Наряду с понятием конфликт часто используется понятие «конфликтная ситуация».

Согласно определению А.Ю. Анцупова, А.И. Шипилова, конфликтная ситуация - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени .

Понятие конфликтной ситуации дается в психологической литературе. Согласно психологической теории «если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, ибо в своих дальнейших действиях в данной ситуации он основывается на том определении, на том значении, которое он придал ситуации, соответственно развивая конфликтное взаимодействие, оценивая действия партнера, выбирая стратегии поведения» .

Используя существующие в психологии методологические представления для понимания психологической природы конфликта, можно сформулировать положение, что объективно существующие противоречия не однозначно детерминируют конфликтное взаимодействие участников ситуации, но, напротив, они сами «конструируют» конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение. Отсюда -- возникновение конфликтной ситуации не является простым следствием возникающих противоречий, но представляет собой следующий процесс:

конфликтная ситуация: внешняя ситуация --> определение ситуации -->конфликтная ситуация.

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две точки перехода: какие факторы обусловливают восприятие актуальной ситуации как конфликтной и как после определения ситуации как конфликтной осуществляется переход к конфликтному взаимодействию.

В качестве главного признака, на основании которого человек определяет ситуацию как конфликтную, обычно рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. Конфликт - это не просто свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе; при этом если ситуация определяется как конфликтная, будут выбираться доказательства, поддерживающие эту схему .

Итак, в современной конфликтологии нет единой точки зрения на проблему конфликта. Неоспоримым фактом является то, что конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни и их изучением занимаются исследователи по всему миру. Большинство ученых подчеркивают социальную значимость конфликта, определяя его как противоборство на основе различия в целях, мотивах, ценностях. Нельзя также забывать и о внутриличностном конфликте, основу которого составляет личность субъекта как устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений.