Дошкольное образование в италии кратко. Система высшего образования. Система образования: отношения родителей и школы

Окраска

Европейское образование во все времена было качественным и престижным. Италия – страна, дающая прекрасное европейское образование. Поэтому многие жители разных страны выбирают для обучения именно Италию. Одним нужны общеобразовательные средние и высшие школы, другим – языковые или кулинарные школы, третьим необходимо получить образование в итальянских школах дизайна и моды.




Начальная школа Scuola primaria - начальная школа, для детей 6-10 лет. Программа рассчитана на 5 лет. Начинают с изучения арифметики, письма, чтения, рисования, музыки. Религиоведение – по желанию родителей. Экзамены по ее окончании не сдаются, но выдается диплом.


Средняя школа первой ступени Scuola secondaria di primo grado. Также обязательна для детей лет, срок обучения в ней 3 года. После окончания сдается государственный экзамен, он необходим для перехода на вторую ступень среднего образования.


Средняя Школа второй ступени Scuola secondaria di secondo livello. Для детей лет, обучаются в ней 2 года. После окончания обучения сдаются выпускные экзамены устно и письменно, после чего выдается диплом о получении общего среднего образования государственного образца.


Средняя старшая школа Scuola secondaria superior. Это высшая ступень обучения в средней школе. По сути, это аналог наших техникумов и колледжей. Обучение проходят дети с 14 до 19 лет. Соответственно, длится оно 5 лет. В Италии это лицеи разных профилей: Классический (гуманитарный) –Liceo Classico Лингвистический – Liceo Lingtastico Естественнонаучный – Liceo Scientifico


Средняя школа в Италии состоит из следующих ступеней образования:

  • начальная школа (обучение в течение 5 лет);
  • первая ступень средней школы (3 года обучения);
  • вторая ступень средней школы (5 лет обучения).

Для иностранных граждан среднее образование доступно только при учебе в международных школах либо частных пансионатах. Обучение в Италии начинается по достижении ребенком 6-летнего возраста. Первые две ступени среднего образования (scuola elementare) являются бесплатными. Предметы, которые изучаются в рамках начального образования (это арифметика, чтение, письмо, изобразительное искусство и музыка) обязательны для изучения. Выборочным в начальной школе является только изучение религиозных основ. За время прохождения учебы в начальной школе обычно иностранные ученики полностью осваивают итальянский язык и могут продолжать образование наравне с итальянцами. Также обычно в местных школах обязательно изучается один иностранный язык. Школьная неделя составляет около 30 часов (5 учебных дней). В конце каждой ступени обучения производится обязательное тестирование на предмет оценки полученных знаний. Примечательно, что вместо бальной шкалы, как в России, итальянские учебные заведения используют словесную шкалу оценивания («отлично», «хорошо» и т.д.).

В обычных муниципальных школах Италии по традиции в одном классе обучается большое количество детей. В частных обычно комплектация классов меньше, но само количество подобных учреждений в стране невелико – всего 5% от общего числа средних учебных заведений. Кроме того, неудобством обучения в частных школах Италии является то, что они не имеют права выдавать сертификат о получении полного среднего образования. Таким образом, выпускникам приходится после окончания сдавать отдельно государственные экзамены на получение сертификата. Но, при этом, программа обучения в частной школе зачастую идентична муниципальной.

После пяти лет, проведенных в начальной школе, ученики сдают экзамены в устной и письменной форме, и получают свой первый аттестат - diploma di licenza elementare. После этого они переходят в среднюю школу, где учатся примерно до 14 лет. Там итальянские школьники изучают географию, историю, иностранный язык, естественные науки, музыку, искусство и родной язык. Система ежегодной экзаменации в средней школе больше напоминает зачетную – экзамены сдаются не на оценку, а по принципу «зачтено» - «не зачтено». После окончания средней школы сдаются обязательные экзамены: итальянский и иностранный языки, а также математика (все в письменной форме). По остальным предметам предусмотрены устные экзамены.

После окончания средней школы, выпускники могут продолжить обучение, но уже на уровне высшей средней школы – в специализированных учебных заведениях различных профессиональных направлений (аналоги профессионально-технических училищ, лицеев, школ искусств). Обычно выпускаются из них примерно в возраст 19 лет.

Этап подготовки к обучению в высших учебных заведениях Италии начинается во время учебы в лицеях. В целом, они подразделяются такие заведения на три вида:

  • классический лицей (используют программы обучения длительностью в 5 лет с уклоном в гуманитарные дисциплины, хотя и естественные науки присутствуют в программе);
  • естественнонаучный лицей (предлагают программу подготовки учеников с углубленным изучением естественных наук);
  • лингвистический лицей (с углубленным изучением языков, литературы и истории цивилизаций);
  • технический лицей (институт) – готовит тех, кто планирует связать свое будущее с техническими дисциплинами и инженерной деятельностью.

Подготовку по другим профессиональным направлениям осуществляют специальные учебные заведения соответствующего профиля: школы искусств, артистические лицеи, профессиональные институты.

Несмотря на четкую градацию по направлениям, во всех типах этих учебных заведений действует пятилетняя программа обучения с обязательными для всех предметами: латынью, историей, философией, итальянской литературой, математикой, физикой и естественными науками. По окончании такого учебного заведения, после сдачи итоговых экзаменов, выпускник получает диплом, именуемый Diploma di Maturita, соответствующего направления – классический, научный, лингвистический, технический. С 1998 года правильным наименованием этой степени образования стало «Diploma di Esame di State conclusivo del corso di...» с дальнейшим указанием специализации. Этот диплом открывает выпускникам двери в любое высшее учебное заведение Италии.


Высшее образование Италии

Если вы раздумываете над получением высшего образования в Европе, Италия – одно из самых лучших мест для этого. Преимущества здешнего обучения следующие:

  • в предоставлении высшего образования по специальностям в области дизайна и моды Италии нет равных;
  • стоимость обучения в государственных ВУЗах Италии сравнительно невысокая – ежегодно она составляет около 500 евро (частные университеты устанавливают расценки на учебу самостоятельно, обычно в пределах от 8 до 25 тысяч евро);
  • итальянский язык очень легок в изучении;
  • кроме того, обучение в университетах возможно как на итальянском, так и на английском языке;
  • стиль жизни и эмоциональность итальянцев, как нации, очень близки нам по духу.

В целом система высшего образования в этой стране подразделяется на два сектора – университетский и неуниверситетский. Второй предполагает обучение в двух направлениях:

1.Искусство (всевозможные школы дизайна, консерватории, академии изящных искусств, которые находятся в ведении Министерства образования и Совета по вопросам национального культурного наследия).

2.Профессиональное обучение, которое осуществляется под эгидой местных властей.

Университетский сектор образования имеет разветвленную структуру как по вертикали (количество всевозможных уровней подготовки и ученых степеней), так и по горизонтали (специализации, количество преподаваемых дисциплин и направлений учебы). На нем следует остановиться подробнее далее. Стоит отметить, что обучение в ВУЗах Италии чаще всего осуществляется, как можно логично предположить, на итальянском языке. Английские программы обучения можно найти в частных университетах, а также различных школах дизайна, учениками которых являются преимущественно иностранцы. Для того чтобы ваши шансы на поступление в итальянский университет возросли, стоит задуматься о прохождении обучения в одной из языковых школ этой страны.

Дизайнерское образование в Италии

Всем известно, что Италия – неоспоримый мировой лидер в модной индустрии. Потому, конечно же, сюда едет огромное количество будущих дизайнеров, модельеров, историков костюма, чтобы получить высшее образование в этой области. Обучение в школах дизайна этой страны возможно на различных уровнях – от полноценного первого высшего образования до краткосрочных летних курсов по дизайну интерьера, ландшафтному дизайну, дизайну костюма, управлению брендом, дизайну аксессуаров и множеству других направлений моды и дизайна. Соответственно, срок обучения в таких школах может составлять от двух недель до четырех лет. После их окончания, выпускнику предоставляется сертификат слушателя курсов, бакалавра или магистра в области моды, в зависимости от выбранного типа обучения. В этом направление чаще всего используют английский язык, в качестве основного, на котором производится обучение.

Особенности итальянских университетов

Большая часть тех, кто получает высшее образование в Италии, делает это в местных университетах. Всего их на территории страны 56, из которых 9 – независимые частные ВУЗы, имеющие лицензию Министерства образования. Университеты Италии славятся своими традициями, многие которых остаются неизменными со времен Средневековья. Так, например, в каждом университете существует свой колоритный обряд принятия в студенческое братство новичков, а также традиционные праздничные элементы костюмов.

Университеты Италии отличаются активным использованием так называемой «кредитной системы» или CFU. Обычно кредитом называют эквивалент пройденным 25 часам обучения. За год в среднем студент зарабатывает порядка 60 кредитов. Соответственно, для того чтобы получить первую степень высшего образования – Laurea, студенту нужно набрать около 180 кредитов (пройти 3 года обучения). При этом некоторые из университетов практикуют так называемый «двойной цикл» для получения первой степени – студент учится по 5-6 лет. Обычно это актуально для таких направлений, как архитектура, медицина, стоматология и ветеринария.

Первая степень оконченного высшего образования в Италии также именуется Laurea, она соответствует степени бакалавра и предполагает в среднем 4-5 лет учебы в зависимости от специальности. Для гуманитарных дисциплин 4 лет достаточно, а вот для химиков, к примеру, срок обучения составляет 5 лет.

За все время учебы итальянские студенты прослушивают курсы по 20 дисциплинам, как основным, так и факультативным. Посещение лекций и семинаров в системе высшего образования Италии – обязательно, ведь на нем построена сама «кредитная система». Поэтому студенты сами отмечают в зачетках количество прослушанных часов по каждому предмету. Как и во многих странах, по окончании обучения выпускник обязан защитить дипломную работу. Вот что интересно: в Италии базисом для дипломной оценки служит средний балл за все сданные экзамены, а уже по результатам защиты дипломной работы, преподавательская комиссия может эту оценку повысить или понизить. Зато учеба в итальянских университетах не требует нервотрепки со сроками сдачи всех экзаменов в срок – учиться здесь можно сколько душе угодно, никто вас торопить не станет. Такой подход, как ни удивительно, не только не расслабляет студентов, но и учит организованности и ответственности.

Следующей университетской степенью является докторантура. Основным требованием для поступления на курс является практика по специальности в течение трех лет. Кроме того, при поступлении необходимо сдавать вступительное тестирование. Успешно прошедшие его могут претендовать на получение стипендии. Докторанты занимаются научно-исследовательскими изысканиями, как в ВУЗах Италии, так и за границей, а по завершении трех лет могут получить докторскую степень.

Начало учебного года в итальянских университетах обычно припадает на октябрь-ноябрь, хотя частные учебные заведения могут практиковать начало учебы и в январе. Длится он до мая-июня. В отличие от нашей системы образования, в год итальянские студенты сдают три экзаменационные сессии. В это время сдаются как обязательные экзамены (на каждом факультете свой список таких дисциплин), так и те, которые решет сдавать сам студент. В этом вопросе итальянские ВУЗы довольно либеральны – время сдачи того или иного экзамена определяет сам экзаменуемый. При этом, подготовка к экзаменам в Италии – серьезный труд, предполагающий большое количество самостоятельных занятий, поскольку на лекциях студенты получают только малую часть знаний по предмету. Еще одна особенность – ни по одному предмету вы не найдете экзаменационных билетов, они сдаются как в устной так и в письменной форме. Преподаватель каждой дисциплины имеет свои консультационные часы, когда вы сможете посоветоваться с ним по вопросам подготовки к сдаче экзамена, литературе, которая сможет пригодиться и особенностях изучения того или иного предмета. Кроме этого, при университетах существуют консультационные центры, помогающие студентам в подобных вопросах. А если уж становится совсем трудно, можно подать заявку на кураторство, и к вам прикрепят отдельного куратора по предмету.

Требования к поступающим в итальянские ВУЗы

Как уже стало понятно, основной принцип высшего образования в Италии – академическая свобода. Она позволяет поступить в университет любому желающему, который соответствует основным требованиям для абитуриентов. Иностранные граждане при поступлении не сдают вступительных экзаменов, им достаточно предъявить сертификат о получении полного среднего образования.

Однако для российских абитуриентов, к сожалению, все не так просто. Из-за разницы в учебных программах, аттестат о среднем

образовании, выданный в любой российской школе, не является в Италии свидетельством об окончании полной средней школы. Наши выпускники, чтобы поступить на первый курс итальянского университета, должны проучиться либо 1 год в российском или иностранном ВУЗе, либо пройти обучение в выпускном классе итальянской школы. Кроме того, все университеты Италии имеют собственное тестирование на знание языка, включающее в себя грамматику, перевод и устное интервью с преподавателем. Но сдать международный экзамен на знание итальянского либо английского не помешает. Это понадобится для получения студенческой визы в Италию.

Для того чтобы пройти обучение в школах дизайна и моды, напротив, придется выдержать экзамены и жесткий конкурс среди поступающих, поскольку это образование очень престижно во всем мире. Кроме того, потребуется предоставить на суд вступительной комиссии собственное портфолио.

Чтобы получить студенческую визу в Италию, кроме экзамена по языку, необходимо подтвердить собственные образовательные документы – аттестат либо диплом. Сделать это можно в Отделе легализации, который находится при посольстве или консульстве Италии.

Система образования в Италии – живой процесс, который ежегодно подвергается изменениям и реформированию согласно последнему слову научно-технического прогресса. Государственные органы контролируют всю систему образования: программы и нормы обучения детей и молодёжи, уровень подготовки преподавательского состава и соответствие образовательной системы европейским и мировым стандартам. Благодаря этому образовательный уровень в учебных заведениях, а в особенности – в заведениях высшего профессионального образования – очень высок, и стать студентом итальянского университета мечтают и резиденты, и жители других стран.

Система итальянского образования

Систему образования в Италии условно можно разделить на 3 ступени, каждая из которых отличается своими особенностями:

  • дошкольное образование;
  • среднее (школьное) образование;
  • высшее образование.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Италии получают малыши в возрасте от 3 до 6 лет. Учебные учреждения, занимающиеся воспитанием детей младшего возраста, представляют собой аналог наших детских садов. Здесь дети не получают никаких специальных навыков. Целью посещения таких учебных заведений является развитие творческих возможностей малышей, изучение окружающего мира, воспитание эстетических, нравственных и моральных норм, социальная адаптация через игры, коммуникацию, общение со сверстниками.

В Италии в большинстве учебных заведений для дошкольников распространена знаменитая система М.Монтессори. Востребованы в Италии и церковно-приходские школы, где кроме светского воспитания занимаются духовным развитием учащихся. Здесь они начинают изучение основ христианства и религии.

Мария Монтессори - первая женщина-врач в Италии, учёный, педагог и психолог. Её система основана на воспитании в детях самостоятельности, развитии чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики.

Получение дошкольного образования не является обязательным в Италии. В стране распространено домашнее дошкольное обучение и количество дошкольных учебных заведений ограничено. Это стало проблемой для работающих мам, декретный отпуск которых составляет всего 5 месяцев. Альтернативой детским дошкольным учреждениям стали семейные детские сады, создание которых широко практикуется в Италии последние 5–7 лет. Учёба в них стоит недёшево, но зачастую это единственный выход для работающих родителей.

В итальянских детских садах большое внимание уделяется развитию творческих способностей малышей

Среднее (школьное) образование

Среднее образование в Италии трёхступенчатое:

  • la scuola Elementare – младшая школа;
  • la scuola Media – средняя школа;
  • la scuola Superiore – старшая школа.

La scuola Elementare

Младшая школа является бесплатным обязательным образовательным этапом и включает в себя 2 ступени - младшая школа 1 и младшая школа 2.

Младшую школу дети начинают посещать в Италии по достижении 6 лет и обучаются на протяжении 5 лет. Здесь школьники изучают обязательные дисциплины, такие как математика, музыка, физкультура, учатся читать и писать, а также изучают любой иностранный язык на выбор. По завершении курса начальной школы учащиеся сдают выпускной экзамен. При положительной оценке ребёнок получает документ об окончании базовой образовательной ступени, дающий ему возможность перейти в среднюю школу.

La scuola Media

При успешном окончании младшей школы дети переходят на ступень Media и обучаются там на протяжении двух лет – с 11 по 13.

На этом этапе ребята начинают изучать дополнительные общеобразовательные предметы, такие как итальянский язык, география, история, естественнонаучные дисциплины. По окончании курса обучения для контроля успешности освоения программы выпускники сдают экзамены – обязательные письменные по итальянскому языку и математике, по остальным предметам – устно.

Система сдачи экзаменов в средней школе – зачётная: при сдаче экзамена обучающиеся получают не оценочный балл, а результат «зачтено» или «не зачтено». Интересно, что в Италии действует распространённая у нас система оставления отстающего ученика на второй год. Если ученик не сдаёт успешно выпускные экзамены, он повторно проходит курс обучения.

На этапе получения среднего образования учащиеся делают выбор: какую профессию им предстоит освоить в будущем

La scuola Superiore

Высшая школа - один из самых ответственных этапов обучения, ведь здесь ученик решает, чем он будет заниматься дальше – продолжит ли свою учебную деятельность в ВУЗе или предпочтёт получение профессионального образования.

Существует два варианта учёбы в высшей школе:

  1. Лицеи и школы со специализированным уклоном. Сюда поступают учащиеся, решившие продолжить учебную деятельность в университете. Все лицеи в Италии узкоспециализированные – в зависимости от направлений, которые будут изучать ребята в дальнейшем в университете. Можно поступить в гуманитарный, технический, естественнонаучный лицей, лицей искусств и так далее. По окончании учебного заведения школьники сдают выпускные экзамены, дающие им право поступления в соответствующий ВУЗ.
  2. Профессиональные школы (аналог колледжей) – предназначены для тех, кто принял решение получить профессиональную квалификацию. После окончания курса и успешной сдачи экзамена учащиеся получают аттестат, подтверждающий их профессиональную квалификацию и дающий возможность найти работу.

La scuola Superiore является серьёзным периодом, который дети проходят в возрасте от 13 до 18 лет. На протяжении всех пяти лет учёбы школьники сдают экзамены для перехода из одного класса в другой. Только при условии их успешной сдачи ученик переводится на следующую ступень обучения.

Ученики, получившие профессиональное образование, получают возможность поступления в университет. Однако для этого им придётся пройти годовые подготовительные курсы.

Особенности высшего образования в Италии

Италия считается родиной европейской и мировой культуры и достойно поддерживает лидерские позиции в этих областях и в наши дни. Многие представители творческих профессий, побывавшие в Италии, говорят о том, что сама атмосфера этой страны способствует появлению новых, креативных идей и мыслей.

Сотни абитуриентов со всего мира, а также практикующие дизайнеры, музыканты, певцы и художники мечтают получить специализированное образование в одном из учебных заведений Италии. Наиболее востребованными направлениями считаются дизайн, архитектура и живопись.

Высшее образование в Италии трёхступенчатое:

  1. Corsi di Diploma Universitario – длительность этого периода обучения составляет 3 года. По окончании студент получает степень бакалавра.
  2. Corsi di Laurea – длится до 5 лет (для студентов некоторых специальностей – таких как медицина, химия, фармацевтика – до 6 лет). По окончании студент получает диплом специалиста.
  3. Corsi di Dottorato di Ricerca, DR и Corsi di Perfexionamento – данную ступень необходимо пройти тем, кто решил связать свою жизнь с наукой. По окончании обучавшийся получает степень доктора наук.

Поступить в университет возможно как сдав вступительные экзамены, так и без них – зависит от требований выбранного университета.

Высшее образование в Италии имеет сложную трёхступенчатую структуру

Обучение в Италии для иностранных граждан: условия поступления, необходимые документы

Иностранцы имеют право получить среднее образование в Италии только в международных или коммерческих школах. А вот с высшим образованием дело обстоит иначе. Итальянская образовательная система даёт возможность любому абитуриенту иностранного государства стать полноправным студентом и получать образование наравне с итальянскими гражданами, если он соответствует основным требованиям, предъявляемым к поступающим.

Как таковых вступительных экзаменов для абитуриентов во многих ВУЗах не существует. Для поступления достаточно иметь на руках документ о полном среднем образовании. Однако стоит иметь в виду, что среднее образование в Италии получают на год больше, чем в России и Украине, поэтому для поступающих в итальянские ВУЗы важным условием будет иметь на руках не только документ о школьном образовании, но и проучиться в высшем учебном заведении не менее года.

Второй вариант обучения в высшем учебном заведении для иностранных граждан (в том числе для русских, украинцев и белорусов) – получить высшее образование на родине и на основании диплома поступить в магистратуру в Италии. Обучение в магистратуре продолжается 3 года и после окончания студент получает диплом специалиста.

Успешной сдачи вступительных экзаменов недостаточно для поступления в итальянский ВУЗ. Чтобы стать полноценным студентом одного из итальянских университетов, необходимо оформить следующие документы:

  • официальное приглашение от учебного заведения на имя студента. Приглашение отправляется администрацией университета на почтовый или электронный адрес абитуриента. Во втором случае приглашение должно быть распечатано;
  • разрешение на пребывание в стране. Следует обратить внимание, что без оформления этого документа студент не считается зачисленным в учебное заведение;
  • студенческая виза. Оформляется не менее чем за 12 дней до предполагаемой даты отъезда, но и не позднее чем за 3 месяца до него. По истечении полугода пребывания на территории страны оформляется , который следует продлевать ежегодно;
  • аттестат о среднем образовании и/или диплом о высшем образовании, заверенные международной комиссией по подтверждению уровня образования.

Стать студентом одного из итальянских университетов - заветная мечта абитуриентов со всего мира

Стоимость обучения и гранты для русских

Учёба в итальянском университете – это доступная возможность для каждого талантливого студента получить диплом европейского образца. При этом выпускники итальянских университетов считаются одними из самых востребованных специалистов в мире.

Оплата за обучение в государственных ВУЗах представляет собой не оплату как таковую, а своего рода налог на обучение и составляет разумную цифру. Стоимость обучения в государственных университетах Италии - от 300 до 3000 Евро, в частных ВУЗах – от 6 тыс. до 20 тыс. Евро в год.

Для иностранных граждан – в том числе для русских и украинцев – бесплатное обучение в государственном ВУЗе Италии возможно, если заранее была подана заявка на квоту.

Также обучение в итальянском ВУЗе может быть бесплатным, если получить грант на обучение. Грант на обучение – это финансовая поддержка со стороны Министерства образования Италии, оказываемая талантливым магистрантам, аспирантам, бакалаврам, а также преподавателям итальянского языка. Стипендиат получает грант сроком на один год – таким образом он освобождается от обязательной оплаты за обучение, а также имеет право получать стипендию. Главное условие получения гранта – отличное знание итальянского языка.

Большой популярностью пользуются гранты на краткосрочное (летнее) обучение на языковых курсах в Италии. В стране существуют целые языковые школы, принимающие иностранных учеников на летнюю языковую практику.

Видео: как поступить в ВУЗ?

Интересные факты об учёбе в итальянских ВУЗах

  • Учебный год в Италии начинается в октябре/ноябре и завершается в мае/июне . В этот период в стране не так жарко и студенты могут заниматься учебным процессом, не испытывая дискомфорта;
  • Для каждого студента составляется индивидуальный учебный план. Обучающийся сам выбирает дополнительные дисциплины, которые будет осваивать и сдавать экзамены;
  • В итальянских университетах существует «кредитная система». Обязательное количество учебных часов, которые должен прослушать студент, рассчитывается в так называемых «кредитах». Один «кредит» равен 25 аудиторным часам. За год студент обязан заработать не менее 60 «кредитов»;
  • Студенты итальянских ВУЗов сдают не привычные нам 2, а 4 сессии: январь/февраль, апрель, июнь/июль, сентябрь.
  • Большое внимание в итальянских ВУЗах уделяется самостоятельной подготовке. На лекциях студенты получают базовую, вводную часть необходимого материала. Остальное они должны освоить самостоятельно. Поэтому ответственность и самоорганизация – важные качества, которыми должен обладать любой студент, решивший получить в Италии диплом о высшем образовании.

Куда пойти учиться? Популярные университеты в Италии

Диплом о высшем образовании, полученный в Италии, котируется во всём мире и станет проходным билетом, открывающим многие двери. Наибольшей популярностью пользуются учебные заведения, готовящие специалистов в сфере дизайна, моды, изящных искусств, архитектуры и музыки. Также высокий уровень подготовки дают итальянские ВУЗы в областях экономических, юридических, прикладных наук и менеджмента.

Учебные аудитории итальянских университетов оборудованы современной техникой

Всего в Италии насчитывается 83 высших учебных учреждений, имеющих статус университетов, 58 из которых – государственные, 17 – частные, 2 – специализированные университеты для иностранных студентов, 3 – заведения, специализирующиеся на постдипломном обучении и 3 – политехнические университеты.

Таблица: направления подготовки и стоимость обучения в самых популярных университетах Италии

Университет Направление

Стоимость обучения/год

Istituto Italiano di Fotografia

Подготавливает профессиональных фотографов.

168 тыс. руб.

Istituto Marangoni Milano

Готовит специалистов в области моды.

14,8 тыс. евро.

Istituto Europeo di Design Italy (Европейский институт дизайна)

Готовит специалистов в области дизайна. Обучение ведётся на английском, итальянском, испанском и португальском языках.

От 142 до 504 тыс. руб.

Итальянская академия NABA

Готовит специалистов в области дизайна и изящных искусств.

252 тыс. руб.

Обучение в сфере живописи и изящных искусств.

18 тыс. евро.

Университет им. Г.Маркони

Экономический, филологический, юридический, педагогический, политехнический факультеты, факультет прикладных наук и технологий. Ведётся обучение на русском, английском, итальянском языках.

88 тыс. руб.

Universita Bocconi (Университет Боккони)

Обучение в сферах экономики, менеджмента, юриспруденции. Обучение ведётся на итальянском и английском языках.

255 тыс. руб.

Università di Roma «La Sapienza»

Ведущий в Италии университет по подготовке специалистов в сфере технических наук. Также можно получить диплом архитектора, экономиста, юриста, философа, лингвиста, медика и др. Язык обучения – итальянский, английский.

От 300 до 1363 Евро.

Università di Bologna (Болонский университет)

В числе самых старых университетов Италии. Готовит специалистов в сфере юридических, математических наук, градостроения, искусства, сельского хозяйства, культуры, педагогики, экономики, филологии, лингвистики, медицины и многих других отраслей знаний.

От 600 до 910 Евро.

Universita degli Studi di Siena, UNISI

Один из крупнейших политехнических университетов Италии.

От 600 до 900 Евро.

Итоговая таблица преимуществ и недостатков итальянского образования

Прежде чем принять решение об учёбе в одном из высших учебных заведений Италии, следует оценить главные плюсы и минусы образования, получаемого в этой стране.

Плюсы

Минусы

Возможность обучаться в университетах как на итальянском, так и на английском языках.

Непривычная образовательная программа.

Итальянское образование (особенно в области культуры и дизайна) считается одним из самых престижных в мире.

Даже при условии обучения на русском или английском языках необходимо сдать тест на знание итальянского языка.

Доступная стоимость обучения (особенно в государственных ВУЗах).

Стоимость проживания в Италии достаточно высока.

Есть возможность самостоятельно составлять учебный план в рамках учебной программы.

Не нужно сдавать вступительные экзамены.

Возможность получить визу ещё на год после окончания университета, что даёт шанс для поиска хорошей работы.

В Италии высок уровень образования населения. В 15 в. здесь была основана первая академия наук - «Академия де Линчеи». Старейшим в Европе является Болонский университет, образованный в 12 в. Немного позднее открылись университеты в Падуе, Неаполе, Риме, Пизе и др. Сейчас их насчитывается более 30. Система образования сложна и состоит из несколько звеньев. Начальная школа имеет 5 - летний срок обучения. Затем идёт 3 - годичная низшая средняя школа. Эти две ступени обязательны. Полное среднее образование дают лицеи и профессиональные учебные заведения различных типов. Путеводитель.

Слайд 6 из презентации «Путеводитель по Италии» к урокам географии на тему «Италия»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке географии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Путеводитель по Италии.ppt» можно в zip-архиве размером 799 КБ.

Скачать презентацию

Италия

«Итальянская кухня» - Продолжение. Но итальянцы никогда не позволят себе такой десерт после плотного обеда. История пиццы. Итальянская кухня. Итальянские десерты, в большинстве своём, основаны на фруктах. Но многим ли из нас известна история пиццы? Что вам понадобиться:

«Путеводитель по Италии» - Столица Италии - Рим(2,6 млн. жителей). Государственный флаг. Католики составляют 97% населения. Оба народа говорят на диалектах ретороманского языка. Итальянцы прославились и в других видах искусства. Географическое положение. В 1946 г. Италия на основании референдума стала республикой. Второй по величине город Италии - Милан.

«Италия страна» - Италия. В Италии сосредоточено около 60% культурных ценностей Европы. Государственный язык – итальянский. И, конечно, всем известен Фестиваль Помидоров. Италия - классическая страна для туристов. В Италии около 98% - итальянцы. Туристическая инфраструктура в стране хорошо развита. Численность населения – около 58 млн. человек.

«Город Рим» - В Италию. К списку столиц. Колизей. Впечатляет также задний фасад базилики в стиле барокко. Прекрасен - каким, впрочем, был всегда. Период VIII -VI вв. до н. э.-это, собственно, неримский период "древнеримской истории". Современный Рим. В подиуме находилась императорская ложа и места для сенаторов.

«Страна Италия» - Венеция. Герб Италии. Население. Есть компактные группы словенцев и даже немецкоговорящее население на севере страны. Немного дальше слева начинается канал «Каннареджо». Главная водная артерия Венеции, пересекающая весь город, длиной почти 4 км. Безусловно, Рим является одной из самых крупных достопримечательностей Италии и мира.

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.