Почему так важна организованность для человека? Качества личности человека. Волевые, социально-психологические, профессиональные и нравственные качества личности

Окраска

Почему в сутках не 36 часов? Да, искренне жаль, что только 24! Однако человеку неорганизованному сколько б ни было – все мало. Так что ввиду невозможности изменения мирового времени придется сосредоточиться на работе над собой.

Какой же минимум задач необходимо решить, чтобы с чистой совестью назвать себя организованным человеком: научиться выделять главное, не разбрасываясь по мелочам; анализировать свои способности и сопоставлять их с темпом деятельности; действовать, не теряя времени; иметь железную волю и жесткий контроль над собственной ленью.

  • Организованность – это четкий порядок действий.
  • Организованность – это дисциплина и самодисциплина.
  • Организованность – это умение составить четкий график и следовать ему неукоснительно.
  • Организованность – это пунктуальность и прилежность.
  • Организованность – это детальное распределение временного ресурса.
  • Организованность – это максимальная сосредоточенность на действии, которое в данный момент производится.

Управление своими действиями и временными ресурсами в бизнес-среде обозначается понятием тайм-менеджмент.

Тайм-менеджмент – эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного.
Словарь по экономике и финансам / Глоссарий.ру

Преимущества организованности

  • Благодаря четко составленным планам и распределению рабочего времени мы получаем драгоценное «время на себя». Однако форс-мажоров, к сожалению, никто не отменял.
  • Управление собственными личными ресурсами позволяет быть успешным и добиваться поставленных целей.
  • Умение прогнозировать ситуацию, гибко реагировать на независящие от нас факторы и перераспределять нагрузку – незаменимые черты любого бизнесмена. При этом четкая организованность помогает не растеряться в сложных ситуациях.
  • Структурированность в делах и порядок в мыслях экономят время и трудозатраты.

Проявления организованности в повседневной жизни

  • Организованность начинается с внешности . Опрятность и внимание к самым мелким деталям – первый признак вашей организованности.
  • Пунктуальность . Один из важнейших показателей тайм-менеджмента. В бизнесе те, кто небрежно относится ко времени, теряют многое.
  • Порядо к. Да-да, элементарный порядок на рабочем месте, в документах, в личных вещах.
  • Четко спланированные действия . Наличие плана действий и, конечно же, выполнение этого плана – обязательное условие для достижения успеха.

Как развить организованность

Заставлять себя или мотивировать, ставить четкие задачи и по-спортивному добиваться результатов или обозначить мечту и лететь к ней на крыльях, не замечая препятствий? Для каждого методы свои. Самое главное, чтобы они были комфортны и не угнетали вас как личность.

Группа методов «Спортсмен». Быстрее, выше, сильнее

  • Путь к организованности лежит через структурирование собственных действий в течение дня . Анализируя реальные действия и время, которое на них уходит, каждый день ставим себе более высокую планку: сокращаем время на определенное действие не в ущерб качеству.
  • Цейтнот – как тренинг . Устраивая себе тренировочную стрессовую ситуацию, мы имеем возможность смоделировать, спрогнозировать свое поведение в реальной ситуации форс-мажора. Можно проанализировать свои сильные и слабые стороны, сделать определенные выводы. Главное – не переборщить!
  • Интенсивный темп как образ жизни . Такой темп заставляет постоянно держать себя в тонусе, позволяет не раскисать и, самое главное, дает возможность действовать быстрее, находиться в низком старте, а не стартовать из «положения лежа».
  • А вам слабо? Если вас легко вызвать на соревнование – это наверняка ваш метод. Делая вызов самому себе, можно добиться прекраснейших результатов, а главное – потешить самолюбие и вызвать чувство гордости и собственного достоинства. Найдите человека, который движется с вами в одном направлении, и опередите его! Вот это будет победа!

Группа методов «Мечтатель». Верхом на звезде

Если вы любите себя и склонны получать от жизни удовольствие, то вам скорее подойдет эта группа методов.

  • Мечта перед глазами . Определите главную мечту, ради которой вам необходима самоорганизация. Лучше записать ее на листок и повесить там, где он чаще всего будет попадаться вам на глаза. Нельзя забывать о главном!
  • Большое дело – легкие этапы . Не пугайте себя сразу непосильной нагрузкой. Ставьте перед собой маленькие задачи, от решения и успешности которых вы будете получать удовольствие.
  • Тетрадь позитивного опыта . Позитивный опыт – великая вещь в деле самомотивации. Собирайте свои и чужие победы и удачи и записывайте их. Перечитывать их – всегда кстати!
  • Поддержка и опека . Одобрение со стороны близких людей – прекраснейший мотиватор для начала каких-либо действий. Однако бывает, что начинают доминировать черты характера из поговорки: «сила есть, воля есть, а силы воли нет». Что ж, тогда найдите для себя пример для подражания, а лучше высокоорганизованного покровителя, под началом которого быть несобранным просто невозможно. Главное – начало, остальное – дело привычки и заданного ритма.

Золотая середина

Расхлябанность, несобранность

Организованность

Избыточный педантизм

Крылатые выражения об организованности

Я год назад сказал: «Я буду!» Год отзвенел, и вот я – есть! - Игорь Северянин - Пунктуальность – одна из важнейших добродетелей. Не уставайте повторять это своим подчиненным и вообще всем нижестоящим. - Дон Маркис - Сегодня я позволил солнцу встать раньше, чем я. - Георг Кристоф Лихтенберг - Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода? - Николай Рерих - Глеб Архангельский / Работа 2.0: прорыв к свободному времени Глеб Архангельский – владелец компании «Организация времени» и эксперт в области управления временем. Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой тайм-менеджмента Московской финансово-промышленной академии. Несмотря на то что многие считают, что в книге собраны идеи, лежащие на поверхности, эта книга достойна внимания. Хотя бы для того, чтобы не пропустить ничего из того, что сейчас актуально. Тимоти Феррис / Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть. Весьма провокационная книга. Возможно, если вы фрилансер или владелец нескольких бизнесов в разных странах, книга не будет для вас очень уж полезной. Однако, если вы только начали задумываться над тем, что поход на работу каждый день – не самая главное в жизни – прочтите ее. Возможно, идея создать свой бизнес, управлять им из любой точки планеты и наслаждаться тем, о чем мечтали всю жизнь – покажется вам крайне соблазнительной. Н.И. Козлов / Простая правильная жизнь Книга о том, что жизнь не сводится лишь к работе, бизнесу и эффективности. Настоящая правильная жизнь – это гармоничное сочетание нужного и желаемого, обязательного и любимого. Чем четче организована ваша жизнь, тем она разнообразнее и естественнее.

Даже самый последний разгильдяй слышал о принципах организованности – чистое, правильно оформленное рабочее место, где все под рукой, система хранения информации, записи, расписания и т.д. Более того, он наверняка видел примеры, доказывающие их работоспособность. Вот только дисциплины ему, чтобы самому им следовать, не хватает. Так рождается популярная отговорка, мол, организованность это скучно, организованный человек становится рабом своих привычек и времени.

Так ли это? Отнюдь. Организованность – это определенные привычки. А привычки есть у всех нас. Только у одних это привычка разбросать все, а у других – держать в порядке. Первая не обязательно плохая, но лишь до тех пор, пока не вредит жизни, убивая продуктивность и .

Привычки организованных людей

Развивайте следующие привычки, чтобы стать организованным человеком.

Записывайте все

Зачастую, когда человек что-то не забыл, это не благодаря хорошей памяти, а потому, что он самое важное записал. Попытка запомнить все не поможет стать организованным, это, скорее, признак лени.

Запишите все: список товаров, которые нужно купить, фильмов, которые хотите посмотреть, книг, которые необходимо прочесть. Можете использовать бумажный дневник, телефон или компьютер.

Составляйте расписания и устанавливайте крайние сроки

Составляйте расписания, таблицы и графики. Устанавливайте сроки и цели. Без этих простых приемов очень сложно контролировать то, что происходит в вашей жизни.

Помните, что если найдется хотя бы малейшая причина ничего не делать, вы тут же ухватитесь за нее. Поэтому грамотно составленный план – это своеобразный способ не дать себе увильнуть от работы, ведь вот она, определена и понятна.

Избавьтесь от прокрастинации

Прокрастинация – одна из главных бед современного человека. Даже особо не напрягаясь, можно себя обеспечить едой и иметь крышу над головой. А значит, можно отложить важные дела и заняться чем-нибудь приятным, верно? Нет, потому что таким образом вы делаете выбор в пользу сиюминутного удовольствия, упуская возможность сделать что-то значащее.

Чем дольше вы откладываете работу, тем сложнее будет за нее взяться. Поэтому нужно ввести привычку заниматься важными делами сразу после пробуждения.

Регулярно убирайтесь в доме

Уборка – акт не только полезный, но и символический. Вы таким образом показываете самому себе, что наводите порядок в жизни и не приемлите хаоса.

Убирайтесь в квартире хотя бы раз в неделю. Это позволит находить нужные инструменты за считанные секунды и не откладывать важные дела.

Купите все, что нужно для работы и учебы

Как мы уже говорили, человек любит придумывать себе оправдания для того, чтобы не работать. Об организованности в не может быть и речи. Если у вас нет блокнота, ручки, скрепок и прочих канцелярских товаров, вы рискуете упустить то минутное вдохновение, когда вас тянет работать. Да и когда не тянет, но нужно, гораздо проще начать, когда все необходимое есть под рукой.

Исключите отвлечения

Если что-то может вас отвлечь, то обязательно отвлечет. Не испытывайте силу воли. В читальном зале библиотеки сложно заняться чем-то другим, так как никто вас не дергает, за стеной не орет телевизор или радио, а соседи сверху не поют в душе «Макарену». Чем меньше раздражителей – тем проще сосредоточиться на важном.

Много работайте

Для того чтобы стать организованным, для начала нужно очень много работать. Это необходимо для понимания, где нужно приложить больше, а где меньше усилий.

Вы можете прочитать книгу Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок», но мало чего из нее вынести. Ведь он говорит о людях, которые много работают и должны быть продуктивными. А если вы любитель прикладывать минимум усилий, его советы вам вряд ли помогут.

Исходите из того, что нужно работать больше восьми часов в сутки. И только когда начнете замечать, что можно это делать умнее, начинайте пользоваться советами по продуктивности.

Как стать собранным и организованным

Используйте метод 3D

Данная техника расшифровывается как Delete, Delegate, Do (удалите, поручите, действуйте). Как видим, «действуйте» находится на последнем месте. Если вы хотите научиться работать разумно и оставаться организованным, для начала уберите все ненужное или поручите некоторые дела другим людям (об этом отдельно расскажем чуть ниже).

Удалите все дела:

  • которые являются срочными, но не очень важными;
  • которые дают поддельное чувство прогресса;
  • вызывают сильный стресс и при этом не несут никакого смысла.

Это особенно важно при работе с электронной почтой, поскольку по своей сути она представляет собой список дел других людей. Это запросы, которые они вам посылают. Они забирают энергию и время.

Конечно, в некоторых случаях пользу от ответа получаете как вы, так и человек, написавший письмо. Но только в том случае, если ваши цели гармонируют. Во всех остальных случаях это является отвлечением.

Делегируйте свои дела

Если у вас есть помощник или команда сотрудников, поручите им дела, которые они могут сделать. Сложность в том, что вы можете считать себя великим экспертом, а всех остальных – аматорами. И даже если так, часто бывают случаи, когда правильнее позволить сделать другим работу нормально другие, чем самому потратить непропорционально много времени, чтобы сделать ее идеально.

Если таких людей нет, найдите их. Предположим, вы фрилансер, который работает на износ, получает достаточно денег. Хочется не только отдыхать, но и заняться саморазвитием, например, выучить . Что делать? Найти другого фрилансера, который сможет выполнять часть вашей работы.

Если вы сможете освободить при этом 50% времени, снизив доход на 10-15% – отлично! Значит вы уже начинаете следовать заветам Кийосаки.

Как только вы начнете мыслить подобным образом, то, возможно, захотите пойти дальше и начать работать , как писал Тим Феррисс. Почему нет? Даже если такого идеального результата достигнуть не получится, стремиться к нему все равно нужно.

Составляйте список из трех самых важных дел

Составляйте список из трех самых важных дел, которые нужно выполнить за день. Это поможет сохранить предельную ясность и концентрацию. Длинный же список утомляет и заставляет чувствовать себя подавленным и потерянным. Непонятно, с чего начать, особенно если на носу большой проект. А это ведет к прокрастинации.

Всего три задачи, не больше. Каждая из них должна занимать от 1 до 2 часов. Обязуйтесь выполнить их на следующий день, что бы ни случилось. Никаких отговорок. Помимо этого можно планировать три дела в неделю, особенно если они достаточно объемны.

И все же стоит упомянуть, что некоторые гуру тайм-менеджмента не согласны с этим методом. Они считают, что подобные списки приводят к еще большей неорганизованности, ведь помимо трех дел все равно есть множество мелких задач, которые нужно выполнить. В любом случае, советуем попробовать эту технику и выявить ее плюсы и минусы.

Другие эксперты советуют завести два списка. В первом будет три самых важных задачи, которые нужно выполнить в первую очередь. Во втором то, что вы должны сделать потом. Рассмотрите и этот вариант.

Узнайте обо всех своих недостатках и слабых сторонах

У каждого из нас есть недостатки и ограничения. Тот, кто будет игнорировать этот очевидный факт, каждый день будет сталкиваться с одними и теми же проблемами. Поэтому не переоценивайте свои возможности.

Хотите изучить английский язык и ходить в спортзал три раза в неделю? Нет проблем, только для начала достаньте лист бумаги и проведите простые расчеты. Предположим, вы работаете 8 часов в день в офисе, 2 часа уходит на дорогу. Нужно еще собраться утром и поужинать вечером, это еще 1 час. Вам необходимо спать, это еще 7 часов. Сколько получилось в день? Не обманывайте себя, цифры не лгут. Найдите другой способ развивать свои навыки. Чем-то придется пожертвовать.

Независимо от того, насколько вы организованы, часть дня, скорее всего, будет бесполезной: встречи, пробки, бессмысленные разговоры. А еще необходимо отдыхать и приводить себя в порядок. Смиритесь с ограничением: на все время найти нельзя. Но найти его можно на самое важное . Поэтому список из трех задач, о котором мы писали выше, так важен.

Создайте список «Возможно когда-нибудь»

Человек на протяжении дня может держать в голове идеи и дела, до которых прямо сегодня, руки точно не дойдут. Они могут быть ценными или не очень, но прямо сейчас истязать себя выявлением этого, не стоит. А чтобы не забыть о них – просто запишите их в отдельный список. Так они перестанут вас беспокоить и отвлекать.

Используйте технику тайм-боксинга

– один из лучших способов организовывать себя. Суть его состоит в том, что вы резервируете определенные часы дня для своих ценных дел и целей.

Приведем пример. Первый час после пробуждения вы посвящаете чтению. Это не обсуждается, потому что саморазвитие для вас является невероятно важным. Затем работаете на протяжении 5-6 часов. Идете в тренажерный зал или на пробежку.

Суть в том, чтобы выделить несколько часов на конкретные дела, но при этом не назначать точного времени, а, скорее, забронировать его.

Тайм-боксинг применяли некоторые писатели. Они выделяли на свою работу, скажем, 4 часа и садились за стол. У них был выбор – просидеть без дела или начать писать. Мало кто комфортно себя чувствует во время скуки, поэтому человек сразу брался за задачу.

Например, вам нужно написать статью. Вы забронировали 2 часа на это. Просто садитесь за стол и открывайте документ в Ворде. Не знаете, с чего начать? Тогда напишите то, что точно будет в статье. Придумайте заголовок или создайте абзац, который там точно должен быть. Идеи появятся сразу, следует лишь преодолеть инерцию.

Заточите пилу

Совет может показаться не нужным именно для организованности, но это лишь на первый взгляд. Затачивание пилы – это один из принципов книги «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Суть в том, чтобы регулярно обновлять свои знания и изучать новые навыки. То есть, инвестировать в себя на уровне:

  • физическом: делайте зарядку, избегайте стресса и достаточно спите;
  • эмоциональном: общайтесь с позитивными людьми, любите, будьте благодарны, верьте в себя;
  • умственном: читайте книги, пробуйте новое, играйте в игры для мозга, ходите в музеи, занимайтесь творчеством, медитируйте, проводите сеансы мозгового штурма;
  • духовном: продолжайте искать цель жизни, будьте хорошим и достойным человеком, помогайте другим, жертвуйте деньги.

Придерживайтесь минимализма

В конце концов, чем меньше вещей вокруг вас, тем проще быть продуктивным. Раньше не было смартфонов с кучей приложений, телевизор показывал пару каналов, об интернете вообще никто не слышал.

Организованность как качество личности – способность сбалансировать свой рабочий день, эффективно распределить силы и время, сконцентрироваться на поставленной задаче и выполнить все намеченное.

Для многих людей будет открытием, что на получение 80% результатов требуется лишь 20% усилий, а остальные 80% усилий (затраченного времени) дают 20% результатов. Здравомыслящий, организованный человек, естественно, вычислит те 20% дел, которые дают максимальный результат, и начнет с них. Вдумайтесь, 4/5 нашего времени и усилий не имеют практически никакого отношения к тому, что мы планировали сделать. Это эмпирическое правило было введено социологом Вильфредо Парето и оказало огромное влияние на успешных, преуспевающих людей.

Организованный человек, осознав этот принцип, оптимально решает множество жизненных задач. Например, он читает, в первую очередь, важные для него книги, ибо 20% книг имеют 80% ценности. Именно такие книги развивают разум, «перепахивают» душу, обеспечивают личностный рост. Низкопробные «дефективы» — «Смертельное убийство», «Мертвые не потеют», любовные романы – «Любовная любовь», «Сладострастный импотент», не дают пищу для разума и, лишь отбирают драгоценное время.

Организованный человек знает, что принцип Парето распространяется и на межличностные отношения. Отношения с супругом, детьми, родителями имеют, к примеру, для женщины 80% ценности, но, если она работает, то на их долю выпадает всего, лишь 20% времени. Организованный человек составит список бесполезных контактов, действий и избавится от них. Придя на работу, он составит план работы на день, сконцентрирует внимание на важных делах, дающих максимальный результат, и вычеркнет мелочные, второстепенные, отвлекающие внимание вопросы. Если организованный человек занят бизнесом, он понимает, что ему нужно акцентировать внимание на 20% источниках дохода, обеспечивающих 80% прибыли. Неорганизованность упускает знание, откуда поступает основной приток прибыли, и будет тратить время на пустяки, то есть на пассивные источники дохода.

Неорганизованность вечно жалуется на нехватку времени, но увеличь ей сутки вдвое, она все равно не будет успевать, бездарно транжиря свои часы и минуты на ненужные разговоры и не рациональные действия. Делая всё в обратной последовательности, она может растянуть приготовление простого блюда на долгие часы. Как-то я был свидетелем, как более часа варились два куриных яйца. Сначала хозяйка поставила кипятить воду, но увлекшись в другой комнате семьсот пятой серией бесконечного сериала, прозевала процесс варки. Вода выкипела, кастрюля почернела, на яйца было страшно смотреть. Отдраив кастрюлю, она предприняла вторую попытку, но тут зазвонил телефон, началась трескотня с подругой и все в точности повторилось. С третьей попытки ей, наконец, удалось приготовить это необычайно сложное блюдо.

Организованный человек умеет выделять главное, не разбрасывается по мелочам, действует, не теряя времени, осуществляет жесткий контроль над своей ленью, контролирует и управляет самим собой и своей жизнью, а значит, становится независимым от обстоятельств. Имея в голове четкий порядок действий, он ясно расставляет приоритеты, демонстрирует пунктуальность, прилежность, детальное распределение временного ресурса и максимальную сосредоточенность на выполняемом действии.

Преимущества организованности очевидны. Будучи фавориткой самоконтроля и самодисциплины, она позволяет успешно реализовывать поставленные цели, добиваться стремительного карьерного роста, вызывать уважение окружающих, поскольку никогда не опаздывает, никого не подводит, проявляет ответственность и обязательность. Организованность дарит человеку драгоценное «время на себя», позволяет маневренно реагировать на возникающие трудности.

Любимцем организованности был американский инженер-изобретатель Генри Форд. В историю автомобилестроения он вошел как создатель первого промышленного конвейера. Вместе с ним он внедрил научную организацию труда. Его конвейер на двигавшемся шасси протянулся на 300 метров, рабочие последовательно монтировали соответствующие детали. Из ворот завода одна за другой выезжали готовые машины. Они быстро завоевали всю Америку, а за ней и Европу.

Двенадцатилетним мальчиком Генри впервые увидел автомобиль и загорелся мечтой конструировать автомобили. В 1903 году он создал Компанию «Форд мотор» с желанием производить автомобили для простых людей. Его модель Т признали наиболее удачной, она пошла с конвейера сначала за 800 долларов, к 1920 году за 600 долларов и позже за 345 долларов! Таких низких цен ни у кого не было. При этом Форд стал красить все автомобили в один цвет – черный. Шутя, он говорил: «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный». Форд был необычайно организован и требовал организованности от подчиненных. На заводах работали люди, жестко подчинявшиеся его распорядку. С 1914 года он платил рабочим по 5 долларов в день. Это было в два раза больше, чем в среднем по отрасли. Он сократил рабочий день до 8 часов, предоставил своим рабочим 2 выходных дня! Примененная им конвейерная сборка автомобилей ускорила их выпуск – срок сборки с 10 часов сократился до 1,5 часа. Интерес к его модели продолжал расти, и в день он продавал до 100 машин. В 1920 году Форд решил произвести реконструкцию фирмы и устранить все, что не имело к автомобилестроению прямого отношения. Некоторых «белых воротничков» попросили перейти в цеха, стать в ряд «синих воротничков». Всех, кто не согласился работать на конвейере, Форд уволил, провозгласив новый лозунг: «Поменьше администрации в деловой жизни компании и побольше делового духа в администрации». Он ликвидировал ненужные производственные совещания, запретил всякую лишнюю документацию, отменил многое в статистике. Такая разумная организованность приносила свои плоды – деньги текли плавным, мощным потоком.

К 1927 году было произведено и продано 15 миллионов автомобилей. Акции компании оценивались в 700 миллионов долларов. Капитал Форда вместе с сыном достиг 1,2 миллиарда (по нынешним временам примерно 30 миллиардов) долларов.

Петр Ковалев

Когда мы слышим, что кто-то является организованным человеком, то первое что приходит на ум – это человек серьезный, аккуратный, с четко разложенными в алфавитном порядке документами, большой записной книжкой, дорогими часами и, конечно же, до блеска натертыми туфлями. Но в действительности все не совсем так. Организованность больше относится к внутреннему восприятию вещей, чем внешним проявлениям. Личная организованность призвана не усложнять нашу жизнь и делать из нас биологических роботов, а помочь нам научится мобилизовать все свои силы для достижения наших намерений и целей.


Основы личной организованности

Наверное, самым труднопреодолимым качеством, которое есть в каждом из нас, является серьезность. Она – как граненый стакан, через который мы смотрим на нашу жизнь, искажая все самое лучшее, что есть в нас и в окружающей мире. Поэтому, когда дело доходит до лучших качеств, которые нам необходимо развить в себе, мы видим их как чем-то недостижимым для обычного человека. Мы хватаемся за быт как за соломинку, надеясь, что через месяц все наладится, и вот тогда мы сможем начать новую жизнь. Мы представляем, как будем вставать в 5 часов утра, начнем заниматься йогой, поменяем свой рацион питания, запишемся на курсы росписи батика, насобираем денег и всей семьей отправимся в путешествие… Но, проходит время и этот заветный месяц так и не наступает.

Это еще раз убеждает нас, что счастливая жизнь, только для избранных, а нам до конца придётся просто выживать. И если бы только мы смогли повернуть рычаг нашего восприятия всего лишь на один градус от серьезности, мы бы увидели, что жизнь похожа на бездонный сундук с сокровищами, которые вполне под силу получить каждому желающему. Все что нам необходимо - просто приучить себя экспериментировать посредством нашей личной организованности. Тогда мы становимся кутюрье нашей жизни. Мы кроим, отрезаем все ненужное, пришиваем что-то важное, подбираем ткани, фасон, фурнитуру, цвета. Мы настолько становимся поглощенными этим процессом, что кажется, что сама жизнь организовывает для нас все необходимые условия. И вот ежедневное пробуждение в 4:30 уже не выглядит таким ужасным, а утренняя пробежка становиться пристрастием. Приготовление завтрака для семьи превращается в небольшую церемонию, на которую уходит ровно 25 минут. Болезнь родителей перестает быть тяжелой ношей, а видеться как шанс более близкого и частого общения с ними. Конечно, будут возникать соблазны выспаться по дольше, отменить свои занятия в художественной школе, не поехать на велосипедную прогулку со всей семьей на выходных и т.д.


Но Вы будете понимать, что это - всего лишь легкие круги на воде, которым Вы никогда не позволите стать большими волнами в океане Вашей жизни. Вы начнете четко осознавать, что каждый Ваш шаг – это эксперимент, и, если Вы хотите направить его в нужную сторону, то Вам не обойтись без организованности. А последняя по своей сути всегда была, есть и будет Вашей неотъемлемой частью.


Особенности истинной организованности человека

Подведя итог, мы можем сказать, что истинная организованность человека несколько отличается от той искусственной и во многих случаях недостижимой, которую нам пытаются навязать. К ее основным характеристикам относятся следующие:

  • Естественная личная организованность уже является частью нас, нам не нужно учиться ей, нам просто необходимо развить то, что у нас уже есть. По своей сути наша внутренняя организованность создает нам необходимые условия, которые и помогают получить задуманное. В противоположность этому, общепринятая организованность иллюзорна и рассматривается, как что-то отделенное, для обретения которой мы должны прилагать усилия. И только заполучив ее, мы можем создавать необходимые условия в нашей жизни.
  • Настоящая организованность всегда работает с получением определенного опыта. Экспериментируя, например, с новой , мы работаем на определенный результат, получая свой личный опыт. Если эта диета оказалась недейственной в нашем случае, значит, мы организуем новую, экспериментируя с другими ингредиентами и количеством порций в день. Мы как бы начинаем играть в игру «А что, если сделать так». Полностью поглощенные этой игрой мы и сами не замечаем, как упорядочивается наш распорядок дня и организуется время.
  • Последняя особенность вытекает из предыдущей. Личная организованность – это один из самых действенных способов, позволяющих человеку не только добиваться поставленных целей, но и становиться многогранной личностью. Полученный опыт на основе постоянного эксперимента дает человеку возможность гармонично развиваться во всех областях, не создавая перекосов в его внешней жизни и внутреннем пространстве.

Как стать организованным человеком

Для того, чтобы стать организованным человеком нам необходимо работать в двух направлениях. Первое из них – это внутреннее развитие нашей естественной организованности. Второе поможет нам на основе самодисциплины приучить себя работать для достижения поставленных целей.

Внутреннее раскрытие личностной организованности

Все упражнения на внутреннее раскрытие каких-либо качеств призваны устранить наше слишком серьезное отношение к жизни. Когда эта тяжелая завеса убирается с внутреннего видения, мы легко сможем организовать себя и свою жизнь.


Для этого упражнения Ван необходимо уединиться. Выберите свое самое заветное желание. Представьте, как Вы будете его осуществлять, что Вам для этого понадобиться. При необходимости можно делать записи. Представьте, как реагируют на Ваши действия близкие, друзья, знакомые, коллеги. Если они против Ваших планов, постарайтесь понять почему. Что ими движет: зависть, неодобрение, высокомерие? Возможно, кто-то из них так привык, что Вы вечный неудачник, что он просто боится опуститься в своих глазах ниже Вас. Примите их реакцию, постарайтесь сделать это легко. Дальше проанализируйте то, что мешает Вам осуществить свою мечту: отсутствие денег, 12 часовой рабочий день, страх вызвать раздражение со стороны своих домочадцев. Ответьте честно сами себе: неужели это сможет Вас остановить? Если ответ «Нет», значит, Вы на правильном пути. Если же все-таки Вы говорите «Да», то Вам необходимо более детально разобраться со своими страхами, рассматривая влияние каждого из них на Вашу жизнь.

Упражнение для развития внешней организованности

Когда мы только начинаем идти навстречу себе, то в самом начале нам не избежать внешних атрибутов и «ритуалов», которые помогут нам достичь личной организованности. Начнем с самого элементарного – распорядка дня. Запишем в блокнот в одоом столбце тот распорядок дня, который нам бы хотелось иметь, а в другом, тот, который у нас есть сейчас. Постараемся провести корреляцию, чтобы полученному в результате усреднения распорядку можно было следовать в реальной жизни.


Второе упражнение поможет нам организовать свои финансовые расходы. Для этого у Вас должна быть отдельная тетрадь или блокнот расходов, где Вы будите вписывать все ежедневные расходы. В течение месяца делайте записи, а в конце подведите итоги, возможно, Вы сможете сократить расходы на ненужные покупки.

Личная организованность – это одно из первых качеств, которое должно быть развито в каждом ребенке. Но, к сожалению, лишенные такой возможности, дети превращаются во взрослых, уверенных, что жизнь – это лотерея, которая сама выбирает счастливчиков. Так мы попадаем в зависимость от других и теряем контроль над своей жизнью.

    Основа личности – внутренняя самоорганизация

    Организованность и самоорганизация как качества личности: сравнительный анализ понятий

Основа личности – внутренняя самоорганизация

Наиболее доступный человеку путь познания мира и самого себя начинается на уровне его собственной личности. Личность является внешним проявлением внутреннего ядра человеческого существа, состоящего из сознания (своего рода высокоорганизованной операционной системы, действующей на основе причинно-следственного анализа), подсознания (по всей видимости, хаотического скопления эмоций, образов и интуитивных побуждений) и, возможно, души (некой обобщающей сущности, связующей отдельного индивидуума с общим духовным миром одухотворенных существ, если таковой имеет место быть).

Сама по себе личность чаще всего определяется как совокупность выработанных привычек и предпочтений, психических настроений и общего тонуса, социокультурного опыта и приобретенных знаний, иными словами, личность – это набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющий повседневное поведение и связь с обществом и мирозданием.

В более узком понимании личность наблюдается как проявление «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Итак, проявления личности представляют собой внешнюю сторону работы сознания, подсознания и души. На уровне собственного сознания человек может подвергнуть свою личность анализу и установить ее основные свойства. Таким образом, личность – это отражение внутреннего мира человека, отбрасываемое на зеркальную поверхность мира внешнего.

По всей видимости, сознание является единственным высокоорганизованным уровнем внутреннего мира человека, где, с одной стороны, собственно и может происходить построение личности, способной к плодотворному существованию во внешнем мире, так называемой повседневной реальности, и, с другой стороны, происходит некоторое взаимодействие с подсознанием и, возможно, душой, вследствие которого обеспечивается развитие мира внутреннего. Таким образом, насколько бытие определяет сознание, настолько и сознание определяет бытие.

Для успешной работы сознания необходимо устранение отвлекающих факторов, атакующих его как из внешнего мира, так и из мира внутреннего. Для того чтобы избежать коллапса своих структур, сознание работает на нескольких уровнях. Наиболее поверхностный и простой уровень – это повседневные операции, обеспечивающие жизнедеятельность человека. Когда вопросы повседневности ставятся наиболее остро, то этот уровень сознания бомбардируется наиболее интенсивно проблемами внешнего мира, а другие уровни сознания не способны эффективно работать, поскольку все внимание индивида захвачено решением житейских проблем. Этот поверхностный уровень так или иначе задействован практически всегда, за исключением погружения в глубокие размышления или медитацию.

Более глубинный уровень отвечает за анализ тех или иных поведенческих линий, обобщений, построенных на взаимодействии с сознанием других индивидов посредством диалогов, конфликтов и взаимообмена внешним опытом. На этом уровне закладываются основы деловых, научных и отчасти творческих успехов индивида. Этот уровень сознания обычно атакуется интеллектуальными конфликтами между индивидуумами и прочими проблемами, связанными с деловой и научной деятельностью. Загруженность этого уровня нередко препятствует работе еще более глубинного уровня, оставляя нерешенными многочисленные внутренние вопросы, проистекающие из подсознания и души.

Наконец, третий уровень сознания включается в состоянии глубокого самопогружения, напряженного мыслительного процесса второго уровня, когда его предметом становится собственное «я», или в состоянии гипноза, медитации и так называемых внутренних прозрений. Этот уровень сознания глубоко погружен в человеческое «я» и несет ответственность за внутренний анализ собственного подсознания и, если такое возможно, то и души. На этом уровне решаются основные концептуальные проблемы творчества, искренних верований, эмоциональной любви и самореализации человека как существа общего духовного мира одухотворенных существ. Этот уровень подвергается прямым атакам неразрешенных душевных конфликтов, психологических травм, нереализованных ожиданий, неразделенной любви. Неумение задействовать этот уровень сознания приводит к тому, что внутренние проблемы, проистекающие из подсознания, начинают атаковать более внешние уровни сознания, занятые рабочими или научными проблемами, а также повседневными вопросами. В итоге происходит дестабилизация работы сознания на всех уровнях, что приводит к развитию неврозов, а также, говоря простым языком, к возникновению проблем на работе и дома.

Мыслящий человек подспудно наблюдает подобное разделение своего сознания на уровни. Умение самоорганизовываться, последовательно задействуя разные уровни сознания, необходимо для нормального функционирования индивида и, таким образом, составляет основу человеческой личности.

Можно сказать, что такое деление на уровни сознания универсально. Различие лишь в том, насколько эта организация хорошо выражена и поддерживается в функциональном порядке.

Обзаведясь столь эффективным инструментом, каким является развитое трехуровневое сознание, личность может позволить себе поступательное движение в направлении удовлетворения своих потребностей. Наилучшим описанием этих потребностей является иерархия потребностей Маслоу . В своей эпохальной работе «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу сформулировал позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяла теоретическим требованиям и вместе с тем соответствовала уже имеющимся эмпирическим данным, как клиническим, так и экспериментальным. Его теория во многом опиралась на клинический опыт, но в то же время продолжала функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальт-психологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера.

Маслоу назвал свою теорию холистическо-динамической – по названиям интегрированных в ней подходов.

Разработанная Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любому аспекту индивидуальной и социальной жизни. По мнению Маслоу, каждый индивидуум представляет собой интегрированное, организованное целое. Однако при этом можно выделить семь групп потребностей: базовые потребности, включающие в себя прежде всего физиологические: дыхание, вода, пища, жилище, сон, секс, безопасность, а также потребность в любви и потребность быть принятым обществом; высшие потребности: стремление к познанию, красоте, и, наконец, самоактуализация.

Понимание этих двух концепций (наличие трех уровней сознания, позволяющих эффективно анализировать и удовлетворять потребности личности, и осознание этих потребностей во всей их полноте) является залогом счастливого и осмысленного бытия.

Список потребностей достаточно универсален для всех людей. Просто пути удовлетворения этих потребностей могут значительно различаться, что и выражается в широком разнообразии версий человеческой морали, которая ни в коем случае не может служить примером универсальности. Так, каннибал попытается удовлетворить свою потребность в пище путем убийства и съедания другого человека, тогда как убежденный вегетарианец для утоления голода не прибегнет даже к опосредованному убийству животного.

Сложно установить высшие потребности дикаря-каннибала, но можно с натяжкой предположить, что зачатки этих потребностей присутствуют практически во всех представителях человеческих сообществ, другое дело, что в большинстве случаев они остаются неудовлетворенными. Даже в развитых обществах только десять процентов населения достигает уровня самоактуализации, а тех, кто поднимается на более высокий уровень и помогает самоактуализироваться другим, и того меньше.

Достижения компьютерных технологий, приведшие к созданию виртуальной среды обитания, могут способствовать работе трехуровневого сознания по удовлетворению высших потребностей, а автоматизация производств и реорганизация политических структур – удовлетворению базисных потребностей человека.

Организованность и самоорганизация как качества личности: сравнительный анализ понятий

Представим сравнительный анализ терминов «организованность» и «самоорганизация».

Современный толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой рассматривает прилагательное «организованный» как планомерный, отличающийся стройным порядком, дисциплинированный, действующий точно и планомерно. Общепринятое понимание в ряд основных характеристик организованности ставит планомерность, упорядоченность и дисциплину, т.е. характеристики, определяющие стилевые особенности реализации организованного поведения. С житейских позиций организованность есть инструментально-стилевое качество, формирующееся индивидуально.

Самоорганизация относится к числу волевых качеств личности. Проявление воли (точнее было бы - «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Итак, до сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий «организованность» и «самоорганизация», обозначающих волевую активность.

В одной из своих работ В.А. Иванников отмечает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. «Анализ показывает, - пишет он, - что все эти качества выводятся из других источников и связаны не только с волей, а значит, не могут претендовать на роль отличительных признаков воли». Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому он говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности. Однако через несколько лет В.А. Иванников меняет свою позицию. В совместной работе В.А. Иванникова и Е.В. Эйдмана уже утверждается, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства.

Ф.Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность, к качествам второй - выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Подчеркиваем значимость сформированности этих волевых качеств у любой современной личности.

В.И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность, и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе - выдержку, выносливость, терпение.

В современных отечественных исследованиях организованность выделяется как одно из базовых свойств личности. Несмотря на такое выделение, феномен организованности является до настоящего времени мало изученным, отчасти в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства. Подобным образом можно объяснить феномен самоорганизации.

А.Н. Лутошкин, И.С. Мангутов, Л.И. Уманский рассматривают проблему организованности в процессе изучения особенностей организаторской деятельности; С.Л. Чернер - в процессе формирования деловых качеств личности; Ю.К. Васильев и И.А. Мельничук обращаются к организованности, исследуя вопросы экономического воспитания и образования. Ряд ученых связывают организованность будущих менеджеров с их учебной деятельностью, но не с профессиональной направленностью. А.Д. Алферов рассматривает организованность как необходимую предпосылку воспитания ответственного отношения студента к учению; Е.С. Рабунский связывает воспитание организованности студентов с их самостоятельной учебной деятельностью; М.И. Шилова считает, что организованность в учении отражает отношение студента к умственному труду.

Вообще в психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Божович, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская и др.) организованность рассматривают как усиленную, напряжённую деятельность, направленную на реализацию поставленных задач. Это и форма самовыражения и самоутверждения личности, обусловленная не внешней, принудительной необходимостью, осознанно принятым решением напряжённо приобретать знания, умения и навыки ради профессионального становления. Эти аспекты применительно к учащейся молодежи в современных условиях являются особо актуальными. К сожалению, анализ практики показывает, что в процессе обучения в образовательных учреждениях этому не уделяется должного внимания, а школьники и бакалавры не осознают значимость вышеназванных характеристик, а чаще видят лишь привлекательную внешнюю сторону той или иной профессии.

Продолжая анализировать научные работы, посвященные изучению организованности, нужно разделить их на теоретико-методологические (Н.Д. Левитов, Н.И. Рейнвальд, В.И. Селиванов, А.А. Смирнов) и практико-методические (А.И. Высоцкий, Т.А. Егорова, Н.Ф. Прокина, С.Г. Якобсон).

Представители первого направления скорее заинтересованы в исследованиях природы организованности, характеристике ее отличительных особенностей, представители же второго направления основное внимание уделяют разработке конкретных приемов и способов развития этого свойства, опираясь на определенные концепции в его трактовке.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что организованность рассматривается как качество личности, свойственное любому человеку с нормальной психикой (В.Н. Мясищев, Л.И. Уманский), как условие формирования способностей (А.Г. Ковалёв), как волевое качество, свойство, черта, привычка характера (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, В.И. Селиванов, B.C. Юркевич).

В исследованиях В. И. Селиванова, В.И. Высоцкого, Т.А. Егоровой особо уделялось внимание поведенческим и мотивационным характеристикам организованности. Здесь рассматриваются как регуляторно-динамические - постоянный самоконтроль за поведением, доведение начатого дела до конца, так и мотивационно-смысловые - наличие потребности планировать и самому создавать условия и средства для реализации своего поведения по плану, умственные умения ориентировки и планирования своих действий во времени - характеристики организованности. Причем в качестве параметров измерения организованности чаще всего выступают такие внешне-поведенческие (формально-динамические) признаки, как соблюдение внешнего порядка на рабочем месте и в процессе деятельности, рациональное расходование времени с учетом обстановки, планирование своих действий и разумное их чередование, умение вносить в деятельность определенную организацию при изменении обстоятельств. Важным фактором, определяющим динамические проявления организованности, выступает степень сформированности волевых привычек личности: доведение начатого до конца, систематичность и последовательность действий, умение преодолевать трудности, выполнять намеченное в срок и др. В целом для большинства перечисленных авторов характерно основной акцент в анализе природы организованности ставить на её волевой компонент, утверждая приоритетную роль формально-динамических характеристик в структуре изучаемого свойства. Подтверждением этого является факт отнесения организованности к группе волевых качеств, характеризующих динамичность, мобильность личности (Н.Д. Левитов), а также введение в психологическую терминологию понятия «организованность воли» (В.И. Селиванов). Данное положение кажется обоснованным, так как, по мнению С.Л. Рубинштейна, характер теснейшим образом связан с волей, являющейся как бы «хребтом характера» и определяющей его твердость, решительность, настойчивость. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой - проявляется. Отдельно необходимо подчеркнуть, что в самоорганизации также важное место занимают сила воли и волевые качества.

А.К. Осницкий, в частности, отмечает, что значительные сдвиги в формировании качества самоорганизованности наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте, когда саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигают расцвета, когда личность интересуется уже не только результатами своих усилий, но и своей позицией, своими возможностями во взаимодействии с другими людьми. Свои исследования А.К. Осницкий посвятил изучению качеств самоорганизации у подростков.

Он отмечает, что к этому времени в сознании учащегося в той или иной мере сформирована система представлений о своих возможностях: 1) в целеобразовании и целеудержании (нужно не только уметь понимать предложенные цели, уметь формировать их самому, но и удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес); 2) в моделировании (надо уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскать объект, соответствующий этому предмету); 3) в программировании (нужно уметь выбрать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий, подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования, определить последовательность отдельных действий; 4) в оценивании (нужно уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; субъективные критерии оценки результатов не должны сильно отличаться от заданных); 5) в коррекции (нужно представлять, какие изменения можно привнести в результат, если какие-то детали не соответствуют предъявляемым требованиям).

Рассмотрев понятия самостоятельности и организованности, мы представляем определение термина «самоорганизация». Самоорганизация - это деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Итак, в основе самоорганизованности как качества личности лежат не только знаниевые и деятельностные характеристики, но и волевые и оценочные. Однако это лишь основа для дальнейшего формирования этого качества в процессе обучения. Анализ практики и наш эмпирический опыт показывает, что в образовательных учреждениях этому не уделяется внимание. На первый план, как правило, выходит знаниевый компонент, т.е. овладение общегуманитарными и профессиональными знаниями.

Изучение основных требований к образованию и сравнительный анализ понятий «организованность» и «самоорганизация» позволило определить ведущие научно-методологические подходы, лежащие в основе процесса развития культуры самоорганизации учащейся молодежи: психолого-педагогический, объективационный, культурологический, интегративно-модульный, системный, личностно ориентированный, уровневый. Сущность этих подходов заключается в следующем:

    психолого-педагогический подход. В контексте данного направления изучались взаимосвязи самоорганизации с различными феноменами учебной деятельности - самостоятельной работой школьников и студентов (В. Граф, И.И. Ильясов, П.И. Пидкасистый и др.), творческой активностью обучаемых (Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.), самосознанием личности и т.п. Авторы исследований, относящихся к указанному подходу, считают, что поскольку центральным, интегрирующим элементом личности является ее самосознание, то самоорганизация основывается на процессах самодетерминации и выступает как активное освоение и превращение личностью внешних условий жизни в собственное отношение;

    объективационный подход. Ученые, разрабатывающие данный подход (Г.А. Волковицкий), считают самоорганизацию личности необходимой формой ее объективации в процессах самоопределения, самовыражения, самореализации, самоосуществления. Этим они подчеркивают, что процесс личностной самоорганизации является двухвекторным - от осмысления и переосмысления содержания своего самосознания к высшим отношениям личности и от высших отношений к способам их объективации;

    культурологический подход. Группа авторов (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис), обращаясь к проблеме личностной самоорганизации, указывает в качестве ее атрибутивного критерия временную организацию деятельности. Они считают, что временная организация всего поведения человека в условиях современной культуры становится особой осознанной задачей и что действие организации времени неотделимо от смыслообразования и целеполагания - этих важных компонентов самоорганизации личности;

    интегративно-модульный подход. По мнению ученых, этот подход обеспечивает обоснование структуры содержания общей и профессиональной подготовки на основе базовых и специальных курсов, их обобщения на уровне законов, понятий, основных положений, формирования целостной системы знаний, действий, что способствует пониманию целостной профессиональной деятельности и развитию у студентов культуры самоорганизации;

    системный подход. Подход обеспечивает целостность построения и взаимосвязь отдельных компонентов содержания базовых и специальных дисциплин. В рамках системного подхода ученые обращают внимание на различные особенности саморегуляции, оказывающие влияние на эффективность деятельности и поведения личности. Это изучение саморегуляции поведения человека (Б.М. Ананьев, В.А. Ядов, Н.Н. Ярушкин и др.), саморегуляции процессов принятия решения (Т.В. Корнилова, В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова и др.);

    личностно-ориентированный. В рамках этого подхода обеспечивается направленность процесса общего и профессионального обучения на развитие личностных качеств, способного к активной творческой деятельности, осознание себя субъектом общей и профессиональной культуры в новых социально-экономических и социокультурных условиях;

    уровневый подход. В базовых положениях данного подхода исследователями обозначается достаточно своеобразное соотношение психологической саморегуляции и личностной самоорганизации. Под термином «психологическая саморегуляция» (О.А. Конопкин) в широком смысле понимается один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.

Кроме того, при обосновании процесса развития культуры самоорганизации учащейся молодежи мы учитывали деятельностный (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и компетентностный (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенин, Ю.Н. Петров и др.) подходы.

Таким образом, в соответствии с обозначенными понятиями и ведущими научно-методологическими подходами была определена структура самоорганизации личности, которая в процессе обучения и профессиональной подготовки трансформируется в параметры будущей профессиональной деятельности (проектировочные, исполнительские, контрольно-оценочные). В структуру самоорганизации учащейся молодежи включаются следующие качества и умения: проектировочные (умение планировать свою деятельность, ориентироваться во времени, прогнозировать последствия своих решений, формировать стратегии своего развития и самосовершенствования); исполнительские (самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, конструктивно вести деловое общение); контрольно-оценочные (адекватно оценивать результаты своей деятельности, контролировать свою деятельность).

Список литературы

1. Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. - Минск: Нар. света, 1966. - 211 с.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М., 1991.- С.49.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ под ред. Н.Ю.Шиловой.- М. : Рус. яз., 1989.- 924с.

4. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности и подготовка к профессиональному самоопределению // Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособ. - М. : Флинта, 1998. - С. 14-26.

5. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Изд. 2-е. - М., 1976. - С. 85.

7. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения: воля, ее развитие и воспитание. - Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та, 1992. - 574 с.