Определить тип мировоззрения. Понятие мировоззрения. Виды мировоззрения и его значение в общественной жизни

Окрашивание

Что такое мировоззрение и для чего оно необходимо современному человеку? В чем состоит сущность мировоззрения? Менялось ли на протяжении истории мировоззрение и его роль в жизни человека?

В век, когда достаточно нажать кнопку и получить ответ на любой вопрос, есть ли необходимость заглядывать внутрь себя, чтобы дать правильную оценку того, что мы собой представляем и какими глазами смотрим на мир?

Мировоззрение личности обусловливает ее поведение, стереотипы мышления, влияет на определение моральных ценностей и личностных качеств. Это видение человеком себя в мире и восприятие им мира вокруг себя. Между понятиями «философия» и «мировоззрение» часто не видят различия. Между тем характеристики мировоззрения гораздо шире.

Философия – это установки, идеи, которые становятся базой для мировоззрения. Формирование личности и ее поведения, определение идеологических и психологических рамок деятельности людей, выстраивание критериев для взаимоотношений с миром – это функции мировоззрения.

Что и как влияет на процесс формирования

Система тесно связанных между собой ценностей, эмоций, идеалов и действий формирует целостную личность. Именно поэтому понятие мировоззрения занимало ученые умы с давних времен. Мировоззрение человека формируется из общепринятых в его кругу норм и представлений о жизни и мире, о людях и природе, о науке и культуре.

Можно выделить пути формирования мировоззрения, т.е. несколько кругов влияния:

  • В первую очередь это семья – именно здесь человек получает первое определение того, кто он и каков мир вокруг.
  • Вторым слоем влияния является ближайшее окружение – друзья и люди, обладающие авторитетом, с которыми происходит непосредственное общение.
  • Третий слой – авторитеты, с которыми нет непосредственного общения, но мнение и воззрения которых человек может узнавать через книги, СМИ и т.д.
  • К четвертому слою влияния можно отнести общие идеологические нормы и принципы, существующие в его государстве или принятые в мире в целом.

Мы видим, что формирование мировоззрения происходит под влиянием большого количества факторов. Каждый из указанных слоев работает на определение и выработку качеств личности, на формирование его взглядов, идеалов, на его эмоциональный уровень, создает стереотипы, устанавливает внутренние правила и требования – «часы», по которым человек живет всю жизнь.

Особенно важным в формировании мировоззренческой позиции личности является период детства и юношества. В то время, когда авторитет родителей и взрослых велик и является безоговорочным, необходимо не только прививать ребенку бытовые навыки, но и обязательно объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Если ребенок с детства погружен в определенную мировоззренческую среду, то и в дальнейшем он будет искать окружение, где люди живут по таким же критериям. Если же с детства не заложены четкие мировоззренческие принципы, в подростковом возрасте ребенок не сможет принимать правильные и безопасные решения, давать адекватную оценку людям и событиям.

Подростки с большим недоверием относятся к миру взрослых и часто самоутверждаются через отрицание тех ценностей, которые им навязывают. То есть если ближний круг не сформировал в личности устойчивых принципов, то повлиять на его мировоззренческую позицию может любой авторитетный лидер той социальной группы, в которой человек оказался. Именно поэтому люди попадают в секты или иные радикальные группы.

Как же защитить себя и близких, что необходимо знать? В первую очередь давайте разберемся, из чего же состоит мировоззрение и какие его компоненты наиболее уязвимы для стороннего негативного влияния.

Компоненты мировоззрения, оказывающие наибольшее влияние на формирование личности:

  • Знания, полученные личностью.
  • Эмоции, т.е. реакции людей на определенные события или среду.
  • Правила, которые люди применяют в жизни.
  • Поступки и действия.

Знания личность получает через общение и через чтение. Это два важных источника информации, которые в свою очередь порождают эмоциональные реакции на окружающий мир и те правила жизни, которые личность принимает и в соответствии с которыми совершает определенные действия.

Таким образом, в основе всего лежит знание или информация. Люди принимают и реагируют на разную информацию по-разному. Если человека поместить в среду, где будет однотипная негативная информация, человек изменится, поменяется его поведение и эмоции, он станет более агрессивным, озлобленным. Если же человек будет получать позитивную информацию – он преобразится в лучшую сторону. Подумайте, какую информацию получаете вы и каков ваш круг общения.

Сказка – ложь, да…

В ходе развития человечества сформировалось несколько типов мировоззрения, которые принято связывать именно с историческими эпохами. Такой подход не является абсолютно верным, поскольку в наше время можно обнаружить все три типа и даже их комбинации.

Рассматривая исторические типы мировоззрения, мы найдем отличия компонентов, составляющих их.

Первый тип – мифологический. Знания, которые получает человек, обладающий мифологическим мировоззрением, переданы устно и направлены на получение им ограниченной и искаженной картины мира. Мифологическое сознание отводит деятельности человека второстепенное значение.

Главные вопросы в жизни людей решают боги или их земные представители. При этом эмоции и поступки людей по отношению к миру четко регламентированы – ведь все в руках богов. Из такого же постулата исходят правила поведения и действия самого человека.

В наше время типичным примером мифологического сознания можно считать религиозные секты. В них человек и вся его деятельность полностью подчиняется лидеру, который провозглашает себя «богом» и устанавливает нормы и правила поведения, регулирует эмоции своих последователей и навязывает им свои знания о мире.

Второй тип – религиозный. В отличие от первого типа, знания содержатся в религиозных книгах, поэтому создается видимость того, что человек сам нашел эти знания в процессе чтения. Таким образом повышается их ценность. Кроме того, в религиозном мировоззрении четко отделен мир земной от мира духа.

Правила и нормы хотя и менее жесткие, но основываются на авторитете религиозных лидеров. Адепты религиозного мировоззрения живут ради получения каких-то благ не в земном мире, а в сакральном, мире, который будет после смерти. Данный тип мировоззрения присутствует в любой религиозной конфессии.

Третий тип – философский или научный. Человек сам ищет и находит знания, имеет возможность анализировать и проверять их на практике. На основе полученных знаний о мире он формирует свою картину мира и представление о человеке. Нормы поведения такого человека основаны на принципах гуманизма. Его эмоции и действия подчинены его знаниям о том, что хорошо для мира и человечества.

К сожалению, третий тип встречается реже, чем религиозное или мифологическое сознание. Ведь заявить о своей индивидуальности и искать свой путь в мире гораздо сложнее.

Основные типы мировоззрения с точки зрения того, какие знания положены в его основу: житейское (основывается на бытовых познаниях), религиозное (получено из религиозной литературы), научное (основано на изучении теории и опытах) и гуманистическое (основано на ценности человека).

Кризис – что делать

Мы видим, насколько важно, чтобы вопрос, что такое мировоззрение и какова роль мировоззрения в жизни человека, не оставался лишь темой для научных дискуссий. В деятельности людей именно мировоззрение становится фундаментом и точкой опоры.

При разрушении системы ценностей в жизни человека может произойти мировоззренческий кризис. Он может быть краткий или долговременный, чаще всего случается в возрасте 40-44 лет. Такие периоды характеризуются, как правило, сменой мировоззрения личности или серьезной его корректировкой.

Главное – не паникуйте. Кризис – это возможность пересмотреть то, до чего не доходили руки долгие годы, заняться тем, за что вы не решались взяться и откладывали на потом. Ищите то, что вам по душе, меняйте то, что вам не нравится, что тяготит.

Смените круг общения, найдите тех, кого объединяют с вами общие интересы. Оградите себя от любой негативной информации и вечно недовольных людей – ведь мы с вами пришли к выводу о том, что именно информация является основой нашей мировоззренческой системы.

Однако если кризис оказался глубок и вы не можете самостоятельно справиться с затянувшимся состоянием, не стесняйтесь обращаться за помощью, даже если раньше никогда этого не делали. Прозреть по отношению к самому себе – вот что самое важное в жизни. И тогда все встанет на свои места. Автор: Руслана Капланова

Мировоззрение - 1) совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов поведения. 2) это общее представление, убеждение о мире в целом и о месте человека в этом мире. 3) система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

Субъекты мировоззрения: - отдельный человек; - группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); - общество в целом.

Мировоззрение решает три основных вопроса: - отношение человека к миру в целом - познание и преобразование мира - общество в целом.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения, установки, идеи.

Мировоззрение включает компоненты (формы мировоззрения):

  • 1. Мироощущение - эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;
  • 2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) - мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;
  • 3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
  • 4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
  • 5. Менталитет - 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?

Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?

Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности -- родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных.

Типы мировоззрения:

Обыденное.

Мифологическое.

Религиозное.

Философское.

Обыденное (стихийное):

Источник: личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью.

Простейший вид мировоззрения, основа формирования более сложных видов мировоззрения

Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы; (+)

формируется в процессе личной практики (+)

складывается стихийно, на основе жизненного опыта (+)

широко распространено (+)

мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией (-)

неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний (-)

порождается непосредственными условиями жизни и передающимся опытом людей

носитель - средний человек, имеющий стандартное школьное образование и довольствующийся этим, далее не развивающийся. Часто это человек толпы.

Такое мировоззрение должно служить отправное точкой.

Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения.

По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми.

По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли.

На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф.

Мифологическое:

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Причины возникновения: 1) первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды -- природной и социальной; 2) первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д.

Мифологическое мировоззрение - это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в форме сказок, преданий, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, преимущественно до появления письменности. (Дескриптативность -- стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур -- герои и боги в виде особых людей.)

Оно определяло нравственную позицию первобытных людей, выступало первичным регулятором поведения, формой социализации, подготовило почву для появления следующего типа мировоззрения.

Характерная черта - антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т. п.

Важнейшая особенность - отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. (Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью.)

Генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

Не менее важную роль играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях.

Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае, оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Сущность мифологического мировоззрения состоит в создании такой картины мира, в которой человек и мир слиты воедино образность, эмоциональность, некритический характер, мышление по аналогии, символизм, стереотипность.

Мифологическое мировоззрение - форма коллективного сознания, в котором личность растворяется в коллективных представлениях, обретая силу не в самостоятельном мышлении или в самостоятельных действиях, не в независимости от авторитетов, а в сопричастности к ним.

Функции мифологического мировоззрения: превращение хаоса в космос, или установление произвольного, символического, иллюзорного порядка в мире; создание иллюзии безопасности; объединение людей вокруг какой-то идеи или образа.

Причины возникновения:

  • * недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;
  • * развитие способности человека к абстрактному мышлению;
  • * усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм -- религиозный экстремизм, фанатизм, иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование (-)

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.

Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий: 1. Буддизм - 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель -- Будда. В центре -- учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории; 2. Христианство -- 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак: вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения - Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм; 3. Ислам - 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель -- Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед -- посланник Аллаха. Основные ветви Ислама -- суннизм, шиннизм.

Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения.

Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея, сознание.

Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований: - Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений. - Они близки по форме отражения. Они обе - духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей форме, ибо и Бог, и философия - определенные абсолюты. - Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами).

Основа: рационально обработанный опыт; основывается на современных достижениях научного познания мира.

Причины возникновения: научное мировоззрение вызревает постепенно как результат усложнения труда, решения практических задач: измерений, вычислений, расчетов связанных с необходимостью строить сложные сооружения (ирригационные, дворцы, храмы, пирамиды), заниматься торговлей и обменом, создавать календари, заниматься навигацией и т.д.

Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания:

опирается на достижения науки (+);

включает научную картину мира (+);

обобщает итоги человеческого познания (+);

тесно связано с практической деятельностью людей (+);

реальность содержащихся целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей (+);

изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места (-).

Наука мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как:

  • 1. она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является главным вопросом всякого мировоззрения)
  • 2. любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе.

Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.

Научное мировоззрение - это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Философия как мировоззрение является предпосылкой возникновения науки.

Философское:

Основа: разум, обращенный к самому себе.

Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира человеком. В нем философия выполняет важнейшую функцию, по сути, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе.

Философия решает смысложизненные задачи человека теоретическим методом, она отвечает на его потребность в смысле жизни, пытается найти его, опираясь, в основном, на мышление и логику.

Философия и основанное на ней мировоззрение: 1. несовместимы с суевериями: она освобождает человека от призраков сознания, мифов и иллюзий, 2. стремится познать истину бытия, 3. благодаря ей человек может воспитать внутреннюю духовную свободу, занимать независимую позицию, развить мужество и способность самостоятельного мышления.

Философия выходит из мифологии и религии и противостоит им. Если в мифе и в религии необходимо все принимать на веру, то в философии необходим принцип доказательности.

В целом, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением и с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна, то ее все равно необходимо рационально обосновать.

Основными чертами философского мировоззрения является: логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя.

Ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.

Отражение мира в системе понятий

Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем.

Философский метод познания - это мысленное построение на основе имеющихся знаний и представлений предельно обобщённой модели, которая превосходит по уровню системных отношений объекты, осваиваемые научными дисциплинами.

Человечество в изучении Вселенной и окружающего нас мира опирается на философский и научный методы познания. Кроме философии и науки на мировоззрение цивилизации большое влияние оказывают религии и эзотерика. Но, ни религиозные течения, ни эзотерические направления, не имеют чётких определений, методов познания, а тем более практического подтверждения возможностей изучения окружающего мира.

мировоззрение философия религия вера

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Введение: что такое философия

Мировоззрение

Истоки философии

Философское мировоззрение

Проблема научности философского мировоззрения

Предназначение философии

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное - необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно, чем первое. Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому из нас нужно и нечто большее - широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития. Важно также осознавать смысл и цели собственной жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям, не приведет ли нас самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением .

Для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Понятие мировоззрения

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные "блоки" знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все ее составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И все же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных "составляющих". Понятно, речь идет не об их механическом соединении. Мировоззрение интегрально: в нем принципиально важна связь компонентов, их "сплав". И, как в сплаве, различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением. Каковы же компоненты, "слагаемые" мировоззрения?

В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору - в этом отношении - может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или "многоученость", которая, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, "уму не научает". Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.

Знания - при всей их важности - не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия - взаимосвязаны.

При этом знания и ценности во многом "полярны": противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции.

Условно все типы мировоззрения делят на две группы: социально-исторические типы и экзистенциально – личные.

Уже было описано ранее. Стоит лишь освежить память: мировоззрение – это совокупность понятий, убеждений, ценностей о жизни, о самом человеке, о его положении в жизни.

Типы мировоззрения и жизненные цели

От того, каким мы мировоззрением пользуемся – такие ставим соответственные жизненные (), и, соответственно, согласно типу нашего представления о мире – выбираем способ реализации такой цели.

Несчастные и неудачные люди обычно цель берут из одного контекста мировоззрения, а путь к ней с другого. У счастливых и успешных людей — цель и путь к ней находятся в одной системе координат (в одном контексте их мировоззрения).

Типы мировоззрения, исторически-социальные

Формировались в хронологическом порядке. Очень хорошо понять в чем отличие – зная историю всего человечества. От каменного века до наших дней. В каждый период времени отражались те принципы, что лежали в каждом из этих типов мировоззрения.

Еще один любопытный факт: человечество развивалось — и развивалось его мышление, менялось мировоззрение. И точно такое же происходит с развитием ребенка. Т.е, по сути, каждый человек — взрослея, развивает свое мировоззрение выбирая соответственные цели.

Архаический тип мировоззрения

Это раннее представления человечества о мире, о самом человеке в нем

Характеризуется тем, что не отделены в нем друг от друга реализм и фантазия. Эти два понятия слились в образе ранних верований: анимизма, фетишизма, тотеизма. Нет четкого деления от своего «Я» и окружающего мира. Как такого понимания «Душа» вовсе не существует. В то же время: все живое наделено жизнью, как и человек: от камня до солнца.

Жизненные цели формируются не осознанно: это угодить себе и другим одушевленным существам (жертвоприношение, ритуалы, идолы ….)

Мифологический тип мировоззрения

На этом витке истории происходит четкое отделения «себя» от окружающего мира. А если есть «Я», значит есть «Он» , у которого поступки, помысли могут не совпадать с моими. Изо таких взглядов происходит уже конфронтация (противостояние).

Это эра культов и пантеонов богов. Как сама жизнь полна конфронтацией и конкуренций за место под солнцем, так и рождаются мифы, о точно таком же противостоянии между богами.

Жизненные цели приобретают уже более четкую структуру и осмысленность: быть с Сильными мира сего, иметь власть… добиться благосклонности определенного бога или человека…

Религиозный

Еще большее деление мира. Что есть мир этот и мир тот . Появляются понятия души, духа и тела. Богу божье, кесарю кесарево.

Появляется понятие вера – в невидимое, без критического анализа в последнее. Общее для всех религий идеи: о сотворении Богом мира, о концепций добра и зла, о следствии не выполняя тех или иных правил поведения.

Жизненные цели – согласно концепции веры, которую исповедует человек – «правильные» в ее понимании поступки и помыслы.

Философский тип мировоззрения

При увеличении знаний о самом человеке и о окружающим его мире – происходит коллапс (критическая масса), когда нужно эти знания переосмыслить. Так и образуются различные школы философии.

Если переосмысленные знания в контексте такой школы – то полагают, что философия та же, но – развивается… Если же противоречие со старой школой – очевидны, образуется новое философское течение.

Жизненные цели в этом контексте – это личностный рост, саморазвитие, самоактуализация, поиск истины …

Экспоненциально-личностные типы мировоззрения

Формируется согласно взрослению самого человека. От некритического, не отделения себя от мамы до подросткового экзистенциального кризиса… плюс накладываются внешняя среда влияния.

В основе мировоззрения каждого человека лежит собирательный образ со многих типов мировоззрений. Это может быть как гармоничная комбинация философии, веры и традиций, так и без особой критики воспринимаются различные мировоззренческие законы, как аксиомы.

Возьмите раннее описанные типы – смешайте что-то из низ в кучу, вот вам и будет современный человек такой человек.

Цели будут разные в зависимости от того, какая концепция мировоззрении доминирует… Происходит самое интересное: когда цели в одной плоскости, а пути к ним в другой…

Догматический

Догма – не критическое, но осознанное следование правилам и законом, согласно какому-то мировоззрению.

Следование к целям — согласно догмам и правилам.

Рефлекторный

Рефлексы – подсознательное следование каким-то правилам. Если в догмах разум еще принимает участие, в рефлексии – это следование принципам и правилам без участия сознания, рефлекторно, импульсивно.

В целее положении рефлексия играет не заметную но, иногда, весьма существенную роль.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу, концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас — от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели не из своего типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению, цель довольно просто. Только своя цель принесет ! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!