Соглашение об ассоциации украины с евросоюзом вступает в полную силу. За что стоял Майдан: на Украине в полную силу вступает соглашение об ассоциации с ЕС

Обои

Ассоциация Украины с ЕС, та самая, за которую боролись на Майдане и отказ от которой президента Януковича и правительства Николая Азарова осенью 2013 года стал триггером массовых протестов в Киеве, наконец, начинает действовать в полной мере. 1 сентября 2017 года подписанное ещё в марте—июне 2014 года соглашение (21 марта 2014 года Киев завизировал политическую, а 27 июня 2014 года — экономическую его части) официально вступило в силу.

Но 1 сентября 2017 года — дата, скорее, символическая. Дело в том, что большинство положений договора уже действовали ранее, хотя и во временном режиме. Политическая часть документа начала работать 1 сентября 2014 года. С 1 января 2016-го вступила в силу и экономическая часть, предусматривавшая создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Однако полноценной ратификации со стороны стран — членов ЕС пришлось ждать до 2016 года.

  • Февраль 2014 года
  • Reuters

Дело в том, что такого рода документы должны получить одобрение всех участников Евросоюза. А в 2015 году на референдуме в Нидерландах большинство жителей этой страны выступило против ассоциации Украины с ЕС. И хотя плебисцит не был обязывающим, а лишь консультативным, Евросоюз начал диалог с политическим руководством страны, который завершился 30 мая 2017 года ратификацией парламентом Нидерландов соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

В обмен на присоединение к соглашению Нидерланды потребовали от ЕС принять «особую позицию этой страны». Евросоюз гарантировал Гааге, что соглашение об ассоциации не даст в будущем Украине права претендовать на автоматическое членство в Евросоюзе, что Киев не сможет получать финансирование из структурных фондов ЕС и не станет участником его оборонных программ.

Практически с 1 сентября 2017 года для рядовых украинцев мало что изменится, отмечают эксперты. Пока не действуют в полную силу те положения договора, которые относятся к сотрудничеству в областях обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, финансов, миграции, пограничного контроля и борьбы с террором. С 1 сентября начнётся постепенная имплементация этих положений. Как именно это будет происходить, чиновники в Брюсселе и Киеве пока не говорят.

На них и скажется в первую очередь перевод статуса действующих положений соглашения с временного на постоянный. Дело в том, что с момента вступления документа о евроассоциации в полную силу Брюссель сможет ставить перед Киевом конкретные и юридически обязывающие сроки реализации всех реформ, предусмотренных этим соглашением. Ссылаться на то, что оно ещё не вступило в полную силу, а значит можно откладывать выполнение реформ, как это делали украинские власти раньше, отмечает BBC, больше не получится.

Наконец, то, что произойдёт в отношениях Украины и ЕС 1 сентября, важно с символической точки зрения — по меньшей мере, так считают в Киеве.

«Соглашение об ассоциации и безвиз (начавшее действовать в начале июня 2017 года соглашение о безвизовом въезде украинцев в страны ЕС. — RT ) — это то, что является убедительным свидетельством нашего окончательного (де-факто и де-юре) разрыва с империей. С той, которую Рональд Рейган назвал империей зла», — заявил президент Украины Пётр Порошенко на параде в честь Дня независимости Украины 24 августа 2017 года.

Идеологический выбор

«Соглашение об ассоциации Украины с ЕС представляет собой пакет из 486 статей, 311 из которых регламентируют торговлю и вопросы, связанные с торговлей, — пояснил RT содержание документа заместитель генерального директора бюро «Стратегические коммуникации» Евсей Васильев. — По сути, речь идёт о расширенной зоне свободной торговли, которую ЕС, помимо Украины, имеет ещё с тридцатью государствами мира, включая страны Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего Востока, а также с Албанией, Косово, ЮАР и Южной Кореей».

Конечно, каждый конкретный договор отличается от других, отмечает эксперт, но в случае с Украиной «изначально торговое соглашение с подачи Запада преподносилось украинским руководством чуть ли не как «стадия, предшествующая вступлению Украины в ЕС».

«Хотя никакой стратегии (вхождения в ЕС. — RT ) на самом деле не было», — утверждает Васильев. Показателен пример Турции, которая заключила соглашение об ассоциации с предшественником ЕС — Европейским экономическим сообществом — ещё в 1963 году, но в ЕС так и не вступила.

Накануне и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подтвердил, что до полноценного членства в ЕС Украине очень далеко. «Я видел, что мой друг Порошенко несколько дней назад сказал, что Украина — это Евросоюз, это НАТО», — прокомментировал Юнкер недавнюю речь украинского президента, в которой тот заявил о стремлении его страны стать частью двух вышеупомянутых международных организаций. «На данный момент это ни то, ни другое. Все должны это знать!» — заявил председатель Еврокомиссии.

«По замыслу украинских идеологов, величайшее достижение Украины после «евромайдана» в виде трёхмесячного безвиза без права работы, якобы общего европейского рынка и отмены пошлин на европейские товары, включая «изделия, бывшие в употреблении», должно было списать все ошибки и просчёты киевских властей, которые привели к гражданскому конфликту, военным преступлениям, человеческим жертвам и 300 тыс. поломанных судеб ветеранов АТО, и, как следствие, к экономическому кризису и росту коррупции в немыслимых масштабах», — считает Евсей Васильев.

«Фактически речь идёт о банальных политических спекуляциях новой «постмайданной» элиты на надеждах украинского народа и его веры в лучшую жизнь, которым не суждено было сбыться. Рано или поздно осознание этого придёт, но будет уже слишком поздно», — полагает политолог.

Неутешительные итоги

Если оценивать первые результаты соглашения о евроассоциации (поскольку большая часть соглашения действует уже несколько лет), они выглядят не слишком оптимистично. В экономической сфере, с созданием зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в 2016 году, украинский экспорт в страны Евросоюза вырос всего на 3%, а взаимный товарооборот — на 6%. Однако за тот же период, по данным украинского Госстата, экспорт в Россию сократился на 25,6% относительно показателей предыдущего года.

Главной причиной падения экспорта в Россию и в целом снижения товароборота является именно соглашение об ассоциации с ЕС. Дело в том, что с созданием зоны свободной торговли «Украина-ЕС» Москва вынуждена была остановить действовавшее с 2015 года соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Россией, а кроме того, распространить на Украину действие российских контрсанкций, которые действовали ранее в отношении стран ЕС.

  • Reuters

Как отметила в эфире киевской радиостанции «Голос столицы» главный советник Института стратегических исследований «Новая Украина» Ирина Клименко, экономическая часть соглашения о евроассоциации не смогла компенсировать созданные этим же документом проблемы в торговых связях с Россией.

«Это несопоставимые величины, ведь в куда больших объёмах произошло сокращение торговли с РФ, чем её увеличение с ЕС. Мы имели с Россией в отдельные годы до 40% внешнего торгового оборота, а с Европейским союзом — максимум до 30%, — отметила Клименко.

«Кроме того, с Россией Украина имела специфическую торговлю, так как некоторые предприятия были ориентированы исключительно на российские рынки. Поэтому для некоторых предприятий потеря российского импорта — это очень большая проблема», — полагает украинский эксперт.

«Создававшиеся десятилетиями торговые связи с Россией, обеспечивающие Украине несырьевой экспорт и рост товарооборота, утрачены навсегда. А Евросоюзу высокотехнологичные отрасли украинской экономики не нужны, о чем европейцы говорят уже чуть ли не открытым текстом», — отмечает последствия уже действующих частей договора об евроассоциации Евсей Васильев.

«Квоты, выделяемые Брюсселем на экспорт украинских товаров и услуг и которых так ждали украинские товаропроизводители, едва ли смогут покрыть финансовые потери экономики от закрытия крупных производств», — отмечает эксперт. «Страны Европейского союза защищают внутренний рынок и не горят желанием усиливать конкуренцию с украинскими компаниями», — пояснил RT директор крупной украинской агропромышленной компании, пожелавший остаться неназванным.

«Поскольку те квоты, которые выделяют для увеличения торгового баланса, как правило, ежегодно заканчиваются уже к 1 июня, о развитии торговли речи не идёт», — отметил RT политолог Александр Асафов.

Размер торговых преференций оказался меньшим, чем ожидали производители. Например, без пошлин Украине разрешили дополнительно поставлять только 3 тыс. тонн меда, 500 тонн вина, 650 тыс. тонн кукурузы, кукурузной муки и гранул, 7,8 тыс. тонн ячменной крупы и муки, 4 тыс. тонн овса, 350 тыс. тонн ячменя, ячменной муки и гранул. По подсчётам Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, этот шаг позволит украинским экспортёрам дополнительно заработать около $200 млн.

«В погоне за политическими дивидендами киевским политикам было недосуг проводить подробный анализ положений документа, не говоря уже о переговорах, в результате чего проект соглашения был утверждён украинской стороной практически в первоначально предложенном Брюсселем виде», — отмечает Евсей Васильев.

В результате Украина ничего не получила от ЕС. В отличие, например, от Польши, которая, будучи ещё только кандидатом на вступление в ЕС, в период с 1990 по 2003 годы вела длительные переговоры по каждому пункту соглашения. Благодаря этому, пояснил эксперт, Польша не только получила от Брюсселя €5,7 млрд помощи «на подготовку к вступлению», но ещё и более €100 млрд в последующие десять лет членства в ЕС, выделенные на программы по повышению уровня жизни и конкурентоспособности национальной экономики. И продолжает получать огромные европейские денежные вливания по сей день.

Конец незалежности

«Пожалуй, главный результат этого соглашения будет заключаться в том, что за политическим и экономическим кризисом рядовые украинцы не смогут ощутить на себе преимущества от евроинтеграции, но и по-старому жить уже не смогут», — отметил Евсей Васильев. По его словам, политическим итогом полного вступления в действие соглашения об ассоциации с ЕС станет дальнейшая десуверенизация Украины.

Так, согласно политической части соглашения Украины с ЕС, МИД Украины должен будет впредь согласовывать свои действия с внешнеполитическим ведомством ЕС. Кроме того, соглашение предусматривает создание наднационального органа управления — Совета ассоциации, в котором по очереди будут председательствовать представитель от Украины и чиновник из Брюсселя.

  • Reuters

«Филиалы иностранных компаний на территории Украины, в отличие от местных фирм, получат гарантированную международную правовую поддержку, а любые экономические споры в судебных инстанциях ЕС будут автоматически разрешаться в пользу европейцев, что, помимо остального, прочно закрепляет приоритет европейского права над украинским законодательством», — утверждает Васильев.

«На этом фоне все разговоры о том, что Украина ведёт тяжелую борьбу за свою свободу и независимость выглядят по меньшей мере странно. О какой независимости может идти речь, если Киев фактически добровольно делегирует часть своего государственного суверенитета Евросоюзу? При этом у киевского руководства не останется ни институционального, ни правового механизма повлиять на те решения, которые будут приниматься в Брюсселе», — отмечает политолог.

Смена ориентиров

«Евроассоциация уже не является целью ни украинской политической элиты, ни украинского государства. Теперь цель украинского государства, обещанная Порошенко и закреплённая на законодательном уровне, — это вступление в НАТО», — заявил RT Александр Асафов.

По его мнению, смена ориентиров украинского руководства и постепенный переход с проеэсовской на пронатовскую риторику объясняется, с одной стороны, неудовлетворённостью украинцев тем, что они получили от соглашения о евроассоциации, а с другой — неготовностью европейцев к дальнейшей интеграции Украины с ЕС. Кроме Жан-Клода Юнкера, оспорившего европейский статус этой страны, перспективы украинской евроинтеграции недавно поставил под сомнение первый польский президент Лех Валенса.

«Европа не в состоянии впитать такую страну», — подчеркнул польский политик в интервью украинскому изданию «Сегодня».

Кроме того, представители европейских организаций здравоохранения выражают озабоченность возможностью распространения туберкулёза из Украины из-за действия безвизового режима с этой страной.

«Мы видим, что в Европе есть определённый страх, что попробуют каким-то образом впихнуть Украину туда, и европейцев успокаивают, что этого не будет никогда», — отмечает Александр Асафов.

«Европейцы сосредоточились на решении собственных проблем. В этих условиях финансовая помощь украинской экономике становится всё более обременительной, а необходимость поддержки киевского режима всё менее очевидна», — утверждает Евсей Васильев.

В этих условиях, по словам экспертов, Украина предпочитает сейчас ориентироваться скорее на США, а не на ЕС. «Украина вслед за Польшей встаёт полностью в проамериканский тренд. Она больше не считает Европу полноценным союзником, хотя и заявляет, что 144 реформы, как отметил недавно Порошенко, были выполнены, чтобы вступить в Евросоюз, — подчёркивает Александр Асафов. — Но Евросоюз вступления Украины не хочет, поэтому Киев выбирает максимальную лояльность Вашингтону».

Но 1 сентября 2017 года - дата скорее символическая. Дело в том, что большинство положений договора уже действовали ранее, хотя и во временном режиме. Политическая часть документа начала работать с 1 сентября 2014 года. С 1 января 2016-го вступила в силу и экономическая часть, предусматривавшая создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Однако полноценной ратификации со стороны стран-членов ЕС пришлось ждать до 2016 года.

  • Февраль 2014 года
  • Reuters

Дело в том, что такого рода документы должны получить одобрение всех стран-членов Евросоюза. А в 2015 году на референдуме в Нидерландах большинство жителей страны выступило против ассоциации Украины с ЕС. И хотя плебисцит не был обязывающим, а лишь консультативным, Евросоюз начал диалог с политическим руководством страны, который завершился 30 мая 2017 года ратификацией парламентом Нидерландов соглашения об Ассоциации Украины с ЕС.

В обмен на своё присоединение к соглашению Нидерланды потребовали от ЕС принять «особую позицию этой страны». Евросоюз гарантировал Гааге , что соглашение об ассоциации не даст в будущем Украине права претендовать на автоматическое членство в Евросоюзе, что Киев не сможет получать финансирование из структурных фондов ЕС и не станет участником оборонных программ Евросоюза.

Киева нам не НАТО: почему Украину не торопятся принять в Североатлантический альянс и Евросоюз

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что на данный момент Украина не является членом ЕС и НАТО . Так он отреагировал на недавние...

Практически с 1 сентября 2017 года для рядовых украинцев мало что изменится, отмечают эксперты. Пока не действуют в полную силу те положения договора, которые относятся к сотрудничеству в областях обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, финансов, миграции, пограничного контроля и борьбы с террором. С 1 сентября начнётся постепенная имплементация этих положений. О том, как именно это будет происходить, чиновники в Брюсселе и Киеве пока хранят молчание.

На них и скажется в первую очередь перевод статуса действующих положений соглашения с временного на постоянный. Дело в том, что с момента вступления документа о евроассоциации в полную силу Брюссель сможет ставить перед Киевом конкретные и юридически обязывающие сроки реализации всех реформ, предусмотренных этим соглашением. Ссылаться на то, что оно ещё не вступило в полную силу, а значит можно откладывать выполнение реформ, как это делали украинские власти раньше, отмечает BBC, больше не получится.

Наконец, то, что произойдёт в отношениях Украины и ЕС 1 сентября, важно с символической точки зрения - по меньшей мере, так считают в Киеве.

«Соглашение об ассоциации и «безвиз» (начавшее действовать в начале июня 2017 года соглашение о безвизовом въезде украинцев страны ЕС. - RT ) – это то, что является убедительным свидетельством нашего окончательного (де-факто и де-юре) разрыва с империей. С той, которую Рональд Рейган назвал империей зла», - заявил президент Украины Пётр Порошенко на параде в честь Дня независимости Украины 24 августа 2017 года.

Идеологический выбор

«Соглашение об ассоциации Украины с ЕС представляет собой пакет из 486 статей, 311 из которых регламентируют торговлю и вопросы, связанные с торговлей», - пояснил RT содержание документа заместитель генерального директора бюро «Стратегические коммуникации» Евсей Васильев. - По сути, речь идёт о расширенной зоне свободной торговли, которую ЕС, помимо Украины, имеет ещё с тридцатью государствами мира, включая страны Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего Востока, а также с Албанией, Косово, ЮАР и Южной Кореей ».


Конечно, каждый конкретный договор отличается от других, отмечает эксперт, но в случае с Украиной «изначально торговое соглашение с подачи Запада преподносилось украинским руководством чуть ли не как «стадия, предшествующая вступлению Украины в ЕС».

«Хотя никакой стратегии (вхождения в ЕС. - RT ) на самом деле не было», - утверждает Васильев. Показателен пример Турции, которая заключила соглашение об ассоциации с предшественником ЕС – Европейским экономическим сообществом ещё в 1963 году, но в ЕС так и не вступила.

Накануне и глава еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подтвердил, что до полноценного членства в ЕС Украине очень далеко. «Я видел, что мой друг Порошенко несколько дней назад сказал, что Украина - это Евросоюз, это НАТО, - прокомментировал Юнкер недавнюю речь украинского президента, в которой тот заявил о стремлении его страны стать частью двух вышеупомянутых международных организаций. «На данный момент это ни то, ни другое. Все должны это знать!» - заявил председатель Еврокомиссии.

«По замыслу украинских идеологов, «величайшее достижение Украины после Евромайдана» в виде трехмесячного безвиза без права работы, якобы общего европейского рынка и отмены пошлин на европейские товары, включая «изделия, бывшие в употреблении», должно было списать все ошибки и просчеты киевских властей, которые привели к гражданскому конфликту, военным преступлениям, человеческим жертвам и тремстам тысячам поломанных судеб ветеранов АТО , и, как следствие, к экономическому кризису и росту коррупции в немыслимых масштабах», - считает Евсей Васильев.

«Фактически речь идет о банальных политических спекуляциях новой «постмайданной» элиты на надеждах украинского народа и его веры в лучшую жизнь, которым не суждено было сбыться. Рано или поздно осознание этого придет, но будет уже слишком поздно», - полагает политолог.

Неутешительные итоги

Если оценивать первые результаты соглашения о евросассоциации (поскольку большая часть соглашения действует уже несколько лет), то они выглядят не слишком оптимистично. В экономической сфере, с созданием зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в 2016 году, украинский экспорт в страны Евросоюза вырос всего на 3%, а взаимный товарооборот на 6%. Однако за тот же период по данным украинского Госстата экспорт в Россию сократился на 25,6%, относительно показателей предыдущего года.

Главной причиной падения экспорта в Россию и в целом снижения товароборота является именно соглашение об ассоциации с ЕС . Дело в том, что с созданием зоны свободной торговли «Украина-ЕС» Москва вынуждена была остановить действовавшее с 2015 года соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Россией, а кроме того распространить на Украину действие российских контрсанкций, которые действовали ранее в отношении стран ЕС.


Как отметила в эфире киевской радиостанции «Голос столицы» главный советник Института стратегических исследований «Новая Украина» Ирина Клименко, экономическая часть соглашения о евроассоциации не смогла компенсировать созданные этим же документом проблемы в торговых связях с Россией .

«Это несопоставимые величины, ведь в куда больших объёмах произошло сокращение торговли с РФ, чем её увеличение с ЕС. Мы имели с Россией в отдельные годы до 40% внешнего торгового оборота, а с Европейским Союзом - максимум до 30%, - отметила Клименко.

«Кроме того, с Россией Украина имела специфическую торговлю, так как некоторые предприятия были ориентированы исключительно на российские рынки. Поэтому для некоторых предприятий потеря российского импорта - это очень большая проблема», - полагает украинский эксперт.

«Создававшиеся десятилетиями торговые связи с Россией, обеспечивающие Украине несырьевой экспорт и рост товарооборота, утрачены навсегда. А Евросоюзу высокотехнологичные отрасли украинской экономики не нужны, о чем европейцы говорят уже чуть ли не открытым текстом», - отмечает последствия уже действующих частей договора об евроассоциации Евсей Васильев.

«Квоты, выделяемые Брюсселем на экспорт украинских товаров и услуг и которых так ждали украинские товаропроизводители, едва ли смогут покрыть финансовые потери экономики от закрытия крупных производств», - отмечает эксперт. «Страны Европейского союза защищают внутренний рынок и не горят желанием усиливать конкуренцию с украинскими компаниями», - пояснил RT директор крупной украинской агропромышленной компании, пожелавший остаться неназванным.

«Поскольку те квоты, которые выделяют для увеличения торгового баланса, как правило, ежегодно заканчиваются уже к 1 июня, о развитии торговли речи не идёт», - отметил RT политолог Александр Асафов.

Размер торговых преференций оказался меньшим, чем ожидали производители. Например, без пошлин Украине разрешили дополнительно поставлять только 3 тыс. тонн меда, 500 тонн вина, 650 тыс. тонн кукурузы, кукурузной муки и гранул, 7,8 тыс. тонн ячменной крупы и муки, 4 тыс. тонн овса, 350 тыс. тонн ячменя, ячменной муки и гранул. По подсчетам Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, этот шаг позволит украинским экспортерам дополнительно заработать около $200 млн.

«В погоне за политическими дивидендами киевским политикам было недосуг проводить подробный анализ положений документа, не говоря уже о переговорах, в результате чего проект соглашения был утвержден украинской стороной практически в первоначально предложенном Брюсселем виде», - отмечает Евсей Васильев.

В результате Украина ничего не получила от ЕС. В отличие, например, от Польши, которая, будучи еще только кандидатом на вступление в ЕС, в период с 1990 по 2003 годы вела длительные переговоры по каждому пункту соглашения. Благодаря этому, пояснил эксперт, Польша не только получила от Брюсселя 5,7 млрд евро помощи «на подготовку к вступлению», но еще и более 100 млрд евро в последующие десять лет членства в ЕС, выделенные на программы по повышению уровня жизни и конкурентоспособности национальной экономики. И продолжает получать огромные европейские денежные вливания по сей день.

Конец незалежности

«Пожалуй, главный результат этого соглашения будет заключаться в том, что за политическим и экономическим кризисом рядовые украинцы не смогут ощутить на себе преимущества от евроинтеграции, но и по-старому жить уже не смогут», - отметил Евсей Васильев. По его словам, политическим итогом полного вступления в действие соглашения об ассоциации с ЕС станет дальнейшая десуверенизация Украины.

Так, согласно политической части соглашения Украины с ЕС, МИД Украины должен будет впредь согласовывать свои действия с внешнеполитическим ведомством ЕС. Кроме того соглашение предусматривает создание наднационального органа управления - Совета ассоциации, в котором по очереди будут председательствовать представитель от Украины и чиновник из Брюсселя.


«Филиалы иностранных компаний на территории Украины, в отличие от местных фирм, получат гарантированную международную правовую поддержку, а любые экономические споры в судебных инстанциях ЕС будут автоматически разрешаться в пользу европейцев, что помимо остального прочно закрепляет приоритет европейского права над украинским законодательством», - утверждает Васильев.

«На этом фоне все разговоры о том, что Украина ведет тяжелую борьбу за свою свободу и независимость выглядят, по меньшей мере, странно. О какой независимости может идти речь, если Киев фактически добровольно делегирует часть своего государственного суверенитета Евросоюзу ? При этом у киевского руководства не останется ни институционального, ни правового механизма повлиять на те решения, которые будут приниматься в Брюсселе», - отмечает политолог.

Смена ориентиров

«Евроассоциация уже не является целью ни украинской политической элиты, ни украинского государства. Теперь цель украинского государства, обещанная Порошенко и закреплённая на законодательном уровне, – это вступление в НАТО», - заявил RT Александр Асафов.

По его мнению, смена ориентиров украинского руководства и постепенный переход с проеэсовской на пронатовскую риторику объясняется с одной стороны неудовлетворённостью украинцев тем, что они получили от соглашения об евроассоциации, а с другой - неготовностью европейцев к дальнейшей интеграции Украины в ЕС. Кроме Жан-Клод Юнкера, оспорившего европейский статус этой страны, перспективы украинской евроинтеграции недавно поставил под сомнение первый польский президент Лех Валенса.

«Европа не в состоянии впитать такую страну», - подчеркнул польский политик в интервью украинскому изданию «Сегодня».

Кроме того, представители европейских организаций здравоохранения выражают озабоченность возможностью распространения туберкулёза из Украины из-за действия безвизового режима с этой страной.

«Мы видим, что в Европе есть определённый страх, что попробуют каким-то образом впихнуть Украину туда и европейцев успокаивают, что этого не будет никогда», - отмечает Александр Асафов.

«Европейцы сосредоточились на решении собственных проблем, в этих условиях финансовая помощь украинской экономике становится все более обременительной, а необходимость поддержки киевского режима все менее очевидна», - утверждает Евсей Васильев.

В этих условиях, по словам экспертов, Украина предпочитает сейчас ориентироваться скорее на США , а не на ЕС. «Украина вслед за Польшей встаёт полностью в проамериканский тренд. Она больше не считает Европу полноценным союзником, хотя и заявляет, что 144 реформы, как отметил недавно Порошенко, были выполнены, чтобы вступить в Евросоюз, - подчёркивает Александр Асафов. – Но Евросоюз вступления Украины не хочет, поэтому Киев выбирает максимальную лояльность Вашингтону».

В пятницу 27 июня на саммите Европейского Союза в Брюсселе три государства Восточной Европы - Украина, Грузия и Молдова - подписали Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС.

При этом президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую (заключительную) часть документа, поскольку политическая составляющая ассоциации была подписана еще 21 марта премьер-министром Арсением Яценюком.

Интересно, что во время церемонии подписания Соглашения Порошенко воспользовался той же самой ручкой, которая была приготовлена в конце ноября прошлого года в Вильнюсе для тогдашнего украинского президента Виктора Януковича.

Предполагается, что подписанное соглашение о свободной торговле начнет действовать сразу после его ратификации парламентами трех восточноевропейских стран, то есть еще до того, как его ратифицируют все 28 членов Евросоюза.

После подписания Соглашения председатель Совета Европейского Союза Херман Ван Ромпей заявил, что отныне отношения Украины, Грузии и Молдовы выходят на новый уровень, и заверил, что «ЕС отныне будет поддерживать ваши страны более чем когда-либо прежде».

Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу назвал момент подписания Соглашений об ассоциации с тремя постсоветскими странами историческим, добавив, что это - лишь первый шаг, призванный помочь Украине, Грузии и Молдове провести настоящие реформы и побороть коррупцию.

В Москве болезненно относятся к любым попыткам сближения бывших советских республик, а ныне - независимых государств с любыми евроатлантическими структурами. Так, глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров подчеркнул, что отныне Украина теряет преимущества в рамках зоны свободной торговли СНГ.

А советник президента России Сергей Глазьев назвал Соглашение об ассоциации Украины с ЕС «крупнейшей в современной истории политической авантюрой».

Корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с политическими экспертами из стран, в разное время ставших членами ЕС, и попросила их прокомментировать подписание Соглашения об ассоциации руководством Украины, Грузии и Молдовы.

Следующий шаг - через 10 лет

Эксперт Фонда Генриха Белля, берлинский политический аналитик Сергей Лагодинский, прежде всего, обращает внимание на то, что говорить о возможности вступления трех постсоветских стран в ЕС пока преждевременно. «Например, в преамбуле аналогического соглашения, заключенного с Сербией, было обозначено, что это - первый шаг на пути к полноценному членству страны в Европейском Союзе. В случае с Украиной подобного пункта в преамбуле мы не найдем», - отмечает Лагодинский.

В данном случае речь идет о более тесном сотрудничестве с тремя новыми странами в рамках концепции общей Европы, а не Европейского Союза как такового. По словам немецкого эксперта, заключенная с Украиной первая часть соглашения означает взаимодействие в области обмена информацией и кооперацию в вопросах внешней и внутренней политики.

«Сейчас речь идет о взаимной либерализации торговых отношений. То есть, уже в первые годы будет упразднено большинство таможенных барьеров, а остальные по обоюдному согласию могут быть отменены позже», - говорит Сергей Лагодинский. И подчеркивает, что данное соглашение рассчитано на 10 лет, после чего стороны решат, намерены ли они продолжать подобное сотрудничество в дальнейшем.

Эксперт Фонда Генриха Белля подчеркнул, что все им сказанное относится также к аналогичным соглашениям, заключенным Евросоюзом с Молдовой и Грузией. «Но, естественно, учитывая политический контекст, конечно, все взгляды сейчас прикованы к Украине, и комментаторы говорят о символичности подписания документа именно с Украиной», - подчеркивает собеседник «Голоса Америки».

Говоря об аспектах дальнейших экономических взаимоотношений Киева, Тбилиси и Кишинева с Москвой после 27 июня, Лагодинский отмечает, что подписанное соглашение прямо указывает на невозможность вступления Украины, Грузии и Молдовы в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана. «Однако, это соглашение разрешает участие в других открытых союзах свободной торговли.

Естественно, политический контекст Соглашения более сложен, - продолжает эксперт. - Поэтому в последние недели страны Евросоюза, в том числе и Германия, настойчиво говорят о необходимости трехсторонних консультаций с участием ЕС, Украины и России, чтобы развеять все возможные опасения, связанные с подписанием этого документа», - подчеркивает Сергей Лагодинский.

Почему экономика выигрывает от ассоциации с ЕС

Варшавский политобозреватель Кшиштоф Щепаник предупреждает, что трех подписантов Соглашения об ассоциации с ЕС ждет большая юридическая работа, поскольку им нужно привести свои законы в соответствие со стандартами ЕС. «Можно даже сказать словами Уинстона Черчилля, что эти страны ждут кровь, пот и слезы, но это - шутка», - предупреждает Кшиштоф Щепаник. И уже всерьез продолжает, что в Европейском Союзе деньги выделяются только под конкретные программы.

«А для этого необходимо создать систему контроля, чтобы ни один евро не пошел в частный карман. И это очень важно, поскольку, все три страны, подписавшие Соглашение об ассоциации, ожидают финансовой помощи из Брюсселя», - отмечает политолог.

Желание трех стран поскорее заключить Соглашение с Брюсселем польский аналитик связывает с ожиданиями угроз со стороны Москвы.

«Например, если в России говорят об «освобождении некоторых областей Украины», но на самом деле это - занятие территорий. Поэтому эти три страны и считают, что Ассоциация с Евросоюзом позволит им ожидать помощи из Брюсселя в различных конфликтных ситуациях», - полагает Кшиштоф Щепаник. И добавляет, что в свое время Польше пришлось проделать аналогичный путь, зато теперь эта страна служит примером преодоления последствий глобального кризиса. Именно поэтому эксперт желает успеха Украине, Грузии и Молдове.

Один из аргументов, который Москва использовала, пытаясь отговорить Киев от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, заключался в том, что Украина потеряет российские рынки сбыта своей продукции, а европейские не приобретет. Опираясь на опыт своей страны, Кшиштоф Щепаник свидетельствует, что лишь в 2013 году экспорт польских товаров за рубеж составил 152 миллиарда евро, из которых более 30 миллиардов приходится на сельскохозяйственную продукцию.

«Поэтому всерьез говорить, что Польша потеряла в экономическом плане от вступления в ЕС никак нельзя. Наша экономика лишь выиграла от этого», - утверждает он.

О «любящем сердце» и «здоровой кардиограмме»

Депутат Сейма Литвы от консервативного Союза Отечества Эгидиюс Варейкис вспоминает, что его страна вступила на путь евроинтеграции в 1993 году. «На саммите Евросоюза в Копенгагене нас включили в список стран-кандидатов, - вспоминает литовский политик. - С тех пор нам пришлось проделать большую работу».

Однако, намерение стать членом Европейского Союза Литва проявила еще раньше. В этой связи Эгидиюс Варейкис рассказал: «Когда в начале 90-х годов я впервые приехал в Брюссель, я с гордостью сказал, что я привез любящее литовское сердце, и надеюсь, что вскоре мы будем вместе. На что мне сказали, что сердце - это очень хорошо, но в следующий раз привези кардиограмму, и мы посмотрим, здорово ли твое сердце».

Продолжая образное сравнение, депутат Сейма Литвы замечает, что подписание Соглашения об ассоциации это - начала работы над «кардиограммой», и когда она покажет здоровую работу «сердца», можно будет говорить о полноправном членстве Украины, Грузии и Молдовы в Европейском Союзе.

«Конечно, пока рано говорить о том, каким будет к тому времени сам Евросоюз. Наверняка, он не будет таким, в который вступили мы 10 лет назад, ведь изменения происходят очень быстро. Но самое главное - подписание Соглашения об ассоциации это такой «зеленый свет», который открывает им путь в сторону Запада и в экономическом, и в политическом отношении», - отмечает Эгидиюс Варейкис. И продолжает, что сам он является сторонником того, чтобы все страны-участницы проекта «Восточное партнерство» начали интенсивное сближение с Европейским Союзом.

«Очень важно с геополитической точки зрения, чтобы эти восточноевропейские страны перестали быть некой «серой зоной». И, поскольку мы говорим, что Европа - это наш общий дом, то чем больше будет в этом доме жильцов, тем лучше», - уверен депутат литовского Сейма Эгидиюс Варейкис.

Что означает Соглашение об ассоциации ЕС - Республика Молдова?

Правительство Республики Молдов a считает, что в национальных интересах нашей страны укрепление отношений с Европейским Союзом. Нашей конечной целью является членство ЕС. Однако, это долгосрочная цель. С самого начала мы должны строить Европу дома, создавать европейские стандарты демократии и процветания для всех наших граждан.

O тношения сближения с ЕС, предоставляют нам лучший план, чтобы осуществить эти стремления. Именно поэтому правительство и ЕС провели ряд переговоров над тем, что известно как Соглашение об Ассоциации. Данный документ будет углубляться существующие отношения между нашей страной и ЕС, а также будет способствовать приобретению Молдовой статуса современной европейской страны.

Для более подробного ознакомления с Соглашением об Ассоциации читайте . Ниже приведены ответы на некоторые распространенные вопросы:

Что такое Соглашение об Ассоциации?

Соглашение об Ассоциации с Европейским Союзом (короче, Соглашени e об Ассоциации или АА) является международным договором между Европейским Союзом (ЕС) и одной из стран, не входящих в состав ЕС, в нашем случае Республикой Молдова. Нажмите сюда , чтобы ознакомиться с официальным определением ЕС , данного термина. Соглашение об Ассоциации ЕС - Республика Молдова создаст основу для сотрудничества в таких областях как торговля, политик a и безопасности культур a . Однако, это больше, чем просто сотрудничество. Соглашение об Ассоциации позволит построить более глубокую интеграцию, как политически, так и экономически между нашей страной и ЕС.

Что это означает на практике?

Европейский союз основан на принципах уважения к демократии и верховенству права, то-что по сути включает в себя ценности и правовы e стандарты, которые дают зеленый свет развивающимся странам, как например нашей стране. Соглашение об ассоциации позволит переход политической и экономической систем Республики Молдова в соответствии с европейскими ценностями и стандартами и нормами ЕС.

AA также включает Соглашени e об Углублённой и Всеобъемлющей Свободной Торговли , которое позволит снизить торговые барьеры между ЕС и Молдовой, тем самым увеличивая рост нашей экономики.

Что данное Соглашение будет означать для меня?

В первую очередь наша страна выиграет от развитой экономики, с наибольшим рынком, на подобии рынка ЕС.

АА улучшит качество жизни наших граждан во многих других отношениях. Потребители, например, будут иметь доступ к более качественным и безопасным продуктам, которые будут отвечать техническим требованиям и стандартам ЕС. Малые и средние предприятия будут в полной мере пользоваться правами равной конкуренции, которые строго действуют на пространстве ЕС. Мы, граждане Республики Молдова, также выиграем от улучшения правовой базы для окружающей среды, здрaвoохранения, безопасности и нашей судебной системы, которые будут соответствовать европейскому законодательству.

О Вильнюсском саммите ...?

После парафирования в Вильнюсе, юристы, переводчики и эксперты рассмотрят согласованный текст Соглашения чтобы удостовериться, что не существуют никаких сoмнителных моментов. Затем, текст переводится на официальные языки всех стран-членов ЕС. Этот процесс занимает около полугода. По окончанию этого этапа, следует новое решение Европейского Совета, который представляет страны-члены ЕС. Мы ожидаем, что это решение будет принято осенью 2014 года. После утверждения этого соглашения последует его официальноe подписание Республикой Молдова и ЕС. Заключительный этап принято называть ратификацией: После подписания, прежде чем вступит в силу, Соглашениe об Ассоциации должно быть ратифицировано Парламентом Республики Молдова, парламентами 28-ми государств-членов и Европейским Парламентом.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Сенат Нидерландов одобрил ратификацию соглашения ЕС с Украиной 30 мая

    Во вторник верхняя палата парламента Нидерландов одобрила ратификацию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.

    Нидерланды оставались последней страной ЕС, не ратифицировавшей соглашение из-за , на котором голландцы сказали "нет" ассоциации ЕС с Украиной.

    Но, несмотря на итоги плебисцита, правительство страны поддержало соглашение в декабре 2016 года, а нижняя палата парламента - в феврале 2017 года.

    Когда соглашение вступит в силу?

    Соглашение должно быть окончательно ратифицировано правительством Нидерландов, после чего его должен подписать король Виллем-Александр.

    Вслед за этим Нидерланды передадут ратификационные грамоты в ЕС, и в первый день следующего месяца соглашение об ассоциации Украины и Евросоюза должно вступить в силу.

    В чем смысл этого соглашения?

    Соглашение об ассоциации с ЕС регулирует постепенное экономическое и политическое сближение Украины и ЕС.

    Первые разделы касаются общих принципов, политического диалога и реформ, сближения внешней политики и безопасности, а также юстиции.

    Ключевыми в нем являются разделы, касающиеся торговли и экономического сотрудничества. Они предполагают создание зоны свободной торговли, против которой еще в 2013 году выступала Россия.

    Цель создания зоны свободной торговли - либерализация взаимного доступа на рынки товаров и услуг, а также согласование украинских правил и регламентов с нормами ЕС.

    Украина, как и другие страны, решившиеся на ассоциацию с Евросоюзом, должна привести в соответствие со стандартами ЕС свое законодательство, а также принять меры для улучшения инвестиционного климата.

    Что меняется с ратификацией этого документа?

    Ратификация соглашения - преимущественно политическое и юридическое решение.

    Большинство его разделов еще с 1 ноября 2014 года, а экономический раздел - с 1 января 2016 года.

    Тогда же были существенно снижены или отменены пошлины и тарифы на большинство товаров взаимной торговли, хотя на многие важные для Украины товары сохраняются квоты.

    Теперь имплементация соглашения существенно ускорится, а ЕС получит дополнительные механизмы контроля выполнения его Украиной.

    Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Украина приняла закон об ассоциации с ЕС в 2014 году

    Что все это означает для Украины?

    Соглашение об ассоциации содержит конкретные сроки и необходимые действия сторон - от снижения пошлин до принятия нужных законов и норм.

    С момента вступления документа в силу начнется отсчет всех сроков по обязательствам сторон, не подпавших под действие временного механизма.

    Самое главное - появятся юридически обязывающие сроки выполнения соглашения. Стороны более не смогут оправдывать отсутствие или задержки реформ тем, что соглашение не действует в полном объеме.

    Вступление в силу официального соглашения, вероятнее всего, ужесточит контроль со стороны ЕС за его выполнением Украиной.

    Ратификация также даст старт многим бюрократическим процессам согласований, мониторинга и принятия совместных решений.

    Почему против этого соглашения выступала Россия?

    Российские власти с самого начала опасались, что дешевые и качественные европейские товары захлестнут Украину, а если она останется членом зоны свободной торговли СНГ, под видом украинской продукции будут экспортироваться в Россию без пошлин.

    Противники таких опасений указывали на то, что на российско-украинской границе производится таможенный досмотр, который должен препятствовать незаконному реэкспорту.

    Россия приостановила с 1 января 2016 года действие договора о зоне свободной торговли с Украиной, но существует и другое опасение: соглашение об ассоциации Украины с ЕС может практически закрыть украинский рынок для значительной части российской продукции.

    За два года Украина должна внедрить технические стандарты Евросоюза, которым товары из России не всегда соответствуют.

    Однако еще в 2015 году в Еврокомиссии отмечали, что по многим категориям Украина уже перешла на эти стандарты, и ни одна российская компания не жаловалась на трудности с экспортом в новых условиях.

    И, наконец, как опасаются в России, снятие торговых барьеров между ЕС и Украиной означает общую переориентацию их спроса на продукцию друг друга. Россия как торговый партнер в данном случае оказывается в стороне.