Итак, разобравшись, как правильно , беремся за ее основные светотехнические и в то же время декоративные элементы: абажур и плафон. Рефлекторы технологически проще; их изготовление и крепление к несущей конструкции люстры затруднений не вызывает.
В интернете полно картинок с действительно очень красивыми самодельными светильниками. Однако, рассматривая их, задайтесь вопросом: а как там заменить лампочку? Ответ далеко не всегда находится и в первоисточниках. Способы крепления светотехнических элементов в светильниках, допускающие замену лампы без применения инструмента, будут рассмотрены в , но описанные далее в данной технологические приемы рассчитаны на то, что абажур в таком случае или сдвигается вверх, или снимается вниз, или в него можно просто залезть рукой.
В порядке возрастания сложности (и долговечности) изделия абажуры и плафоны своими руками в домашних условиях можно делать из бумаги, пластиков, ниток, готовых трубочек разного рода, шпагата или пряжи, каркасные с тканевым чехлом и витражные. Последние 2 достаточно сложны, но при умелом подходе к работе по светотехническим и декоративным качествам могут превосходить дорогие покупные.
Сделать бумажный абажур проще всего: из материалов, кроме бумаги, понадобятся нитки и клей ПВА, а из инструмента – швейная игла, ножницы и, возможно, острый монтажный нож. Однако бумажные абажуры непрочны и поэтому пригодны в основном для люстр. Зато испорченный абажур из бумаги несложно заменить новым.
Сделать светильник из бумаги несколько прочнее можно различными способами. Простейший – набрать плафон-шарик из бумажных полосок, склеивая их на полюсах и между собой, поз. 1 на рис. Однако дизайн в таком случае единообразен: достаточная прочность изделия обеспечивается только и только его сферической формой.
Другой способ заключается в упрочнении самой бумаги. Он потребует немного дополнительного материала: медного эмалированного обмоточного провода диаметром 0,25-0,4 мм или ниток. В первом случае абажур сгодится без дополнительного упрочнения и для торшера, а во втором для накладных декоративных элементов понадобится цельная несущая основа, напр. из пластиковой бутылки. Упрочняется бумага для абажура проволокой следующим образом:
При использовании ниток оба листа берут плотностью до 60 г/кв. см. Тогда, как сказано, понадобится несущая основа, но зато удается имитировать даже фактуру лепестков роз, поз. 3.
Примечание: бумажный абажур, прочный «почти как настоящий» можно сделать из папье-маше. Технология, достаточно, трудоемкая, описана далее, см. об абажурах для кухни.
Элементарно сделать абажур для люстры из одноразовых пластиковых стаканчиков, скрепленных степлером, см. рис. Его светотехнические качества очень неплохи, но вид откровенно утилитарен. Поэтому такие абажуры имеет смысл применять в помещениях с достаточно высокими требованиями к качеству освещения, но не парадных. Диаграмму направленности (ДН) абажур из стаканчиков формирует кардиоидную.
Абажур из пластиковых стаканов
Веерной ДН с широким раскрывом, очень мягким светом в центральном пятне и равномерной освещенности в боковой зоне, позволяет добиться светильник с абажуром-шишкой (или ананасом?) из обкусанных пластиковых ложек на основе в виде бутылки ПЭТ с обрезанным донышком, см. рис. Эффективное смягчение света достигается тем, что ложки работают как полупрозрачные чашеобразные рефлекторы. Приклеиваются они к бутылке и склеиваются между собой клеем силиконовым, монтажным или клеевым пистолетом. Пригоден и цианоакрилатный клей, но его нужно брать густой. Дешевый «суперклей» очень текуч, потеки расплывутся всюду и попортят глянцевые поверхности ложек.
Из одних только бутылок тоже можно делать неплохие абажуры. Напр., сфера из их донышек, скрепленных степлером, как и стаканчики-стопари (мини-мастер класс см. на рис.) даст кардиоидную ДН; правда, по сравнению с «устаканенной» заметно искаженную. Но на даче или в подсобных помещениях люстра из донышек вполне пригодится.
Абажур из донышек бутылок
Романтический мягкий свет, несколько пятнистый, но в пределах допустимого, даст плафон-шар из бутылочных «ежей»; правда, больше они похожи на распустившиеся морские анемоны – актинии, см. фото справа. Самих-то «ежей» сделать несложно: от бутылок отрезаются донышки, боковые стенки до рубца перед сужением в горлышко надрезаются, полоски заворачиваются на горловину, приклеиваются капельками клея и для надежности фиксируются нитками или скотчем. Однако для сборки «ежей» в плафон понадобится прозрачная сферическая основа. Ее получают аналогично абажуру из ниток (см. далее), только нити берут белые капроновые или пропиленовые не толще 20-го номера, а вместо ПВА – бесцветный акриловый лак на водной основе.
Очень равномерной освещенности позволяет добиться, и весьма декоративен, абажур из листиков, нарезанных из бутылок, см. рис. Сборку его ведут на временной сферической оправке, см. далее.
Пошаговый мастер-класс в данном случае также несложен, но требует терпения, аккуратности, некоторого дополнительного инструмента и, возможно, материала:
Процедура изготовления новогодних украшений и светильников из ниток описана в рунете многократно. Для примера — видео:
Здесь можно только отметить, что, во-первых, ниток на абажур среднего размера понадобится не менее 100 м. Во-вторых, использовать как оправки надувные шары нет смысла: уже после 10-20 витков под давлением натянутых нитей шар выпячивается куда не надо, и в итоге получается нечто неудобосказуемое. В-третьих, заранее замачивать нитки в мучном клейстере тоже не надо: изделие получится непрочным и не влагостойким.
В качестве оправки при изготовлении абажура из ниток лучше всего использовать туго надутую камеру от спортивного мяча или прочный, надуваемый от насоса через ниппель, силиконовый пляжный мяч. Оправку смазывают несколько раз вазелином (ланолином), тщательно растирая его руками. Мячу это никак не повредит; наоборот, продлит ему жизнь.
Далее, нить на оправку наматывают, непрерывно протягивая через простейшее приспособление, см. рис. Эту мини – пропиточную ванну, чтобы случайно не поползла, не опрокинулась и не облила что-нибудь клеем, на столе закрепляют скотчем; удобен двусторонний. Стаканчик сначала протыкают иглой с ниткой, затем наливают ПВА или акриловый лак и мотают, подтягивая по необходимости. Обычно нить идет сквозь ванну сама, т.к. клей, пока не высох – хорошая смазка.
При намотке не забудьте оставить окно под ввод кабеля и патрона – прочность резаного нитяного шара резко падает! Спустя сутки по ее окончании из оправки выпускают воздух и вытаскивают ее через то же окно. К ниткам она, «провазелиненная», приклеивается очень редко и непрочно: оторвать можно, слегка потянув или придавив пальцем, а изделие остается в целости.
Примечание: вместо ниток можно использовать джутовый, сизалевый или пропиленовый шпагат, но ему в абажуре найдется лучшее применение, см. далее.
Плафоны-шары, см. рис., подойдут в детскую, т.к. формируют ровный мягкий свет. Тот, что слева, из бумажных оберток для кексов – на основе из нитяного шара. Нитки – пропиленовые или тонкие капроновые бесцветные; связующее – акриловый лак. Белые в катушке, после пропитки лаком такие нитки становятся почти прозрачными. Абажур-шар из стаканчиков (справа) не так интересен, т.к. посудинки все одинаковые, но и разодрать его труднее.
В прихожую более подойдет абажур-полусфера из тех же стаканчиков, см. рис. справа. Он при небольшой мощности лампы (точнее, ее световом потоке) даст яркое пятно внизу и приемлемую освещенность остального помещения, поэтому можно использовать мало греющиеся лампы накаливания на 15-30 Вт. Дело в том, что ресурс ламп-экономок и светодиодных при частом включении/выключении резко снижается. А маломощная лампа накаливания, тем более в прихожей, где свет постоянно не горит, затрат на электричество заметно не увеличит.
Особый случай – кухня. Требования к освещению в ней изложены в предыдущей статье. Но абажур в кухне быстро пачкается, и копоть въедается крепко. Вспомним: яркий свет способствует конденсации и битуминизации паров органических соединений. Это и есть осаждение копоти; абажур же освещен ярче всего.
Простейший выход – одноразовый бумажный абажур. «Шишка», как на поз. 1 рис. ниже, даст как раз нужный в кухне характер освещения, но делать ее заново придется довольно часто. Лучше отформовать на подходящей оправке абажур из папье-маше, поз. 2. После лакировки акриловым лаком его можно аккуратно мыть тряпочкой с моющим для посуды, а выкрашенный кузнечной патиной, он будет похож на кованый ручной работы и уж никак не на какие-то там старые газеты.
А вот абажур на поз. 3 – соломинки для сока, приклеенные к бутылке – пример неудачного решения. Свет-то такой абажур даст для кухни идеальный (соломинки работают частично и как световоды), но запачкается быстро, не отчистишь как следует никак, а изделие трудоемкое. Пластиковые отражатели кухонных светильников местного освещения лучше делать из многоразовой пластиковой посуды, поз. 4, она довольно стойка, недорога и легко чистится. Чашки с ручками и блюдечками, конечно, дело дизайнерского решения, но вот пиалы без рисунка – то, что надо.
Папье-маше материал полезный для многих целей, поэтому напомним технологию его приготовления и применения:
Абажуры и плафоны из отрезков трубок делают чаще всего для ночников и светильников в спальне: вследствие круглого сечения в них всегда имеет место значительное преломление света, которое может быть весьма интимно-романтичным, но для постоянного и рабочего освещения в большинстве случаев нежелательно. Довольно пятнистый свет дают и абажуры из полупрозрачных трубок, см. рис; если же использовать отрезки тонкого прозрачного ПВХ шланга, то игра света получится очень красивой, но смотреть на нее долго и уж тем более читать или шить при таком свете не надо.
Бумага и другие волокнистые материалы свет преломляют мало, однако трубки из них сами по себе непрочны. Напр., абажур из газетных трубочек лучше делать на каркасе, см. ниже: как раз потому, что они легко мнутся, тонкие бумажные трубки отличный материал для плетения. Что до светотехнических свойств, то у бумаги, особенно чистой, они отличные.
Теперь приступим к абажурам, которые годятся куда угодно, в т.ч. и для настольной лампы, которую локтем могут спихнуть на пол. Кроме того, поставим условием, чтобы обшивку абажура можно было стирать, чистить, менять по желанию. Поэтому стеклянных или цельных жестких пластиковых абажуров не касаемся; их к тому же и дома самому делать нельзя. Т.е., займемся абажурами на каркасе с мягкой обшивкой.
Декоративно-световой чехол абажура предпочтительно шить из ткани с ворсистыми нитями, т.е. натуральной. Вследствие дифракции на гладких нитях синтетики свет, проникающий сквозь такой абажур, может оказаться жестким. Выбрать ткань для абажура на-глаз несложно: сквозь образец, плавно его поворачивая, смотрят на какой-нибудь компактный яркий источник света; желательно светодиодный, т.к. он дает наиболее когерентный, т.е. упорядоченный, свет. Критерий выбора прост: чем меньше наблюдается под разными углами зрения муаровых полос, тем ткань лучше.
Каркас абажура довольно трудоемок и сложен технологически, поэтому для начала нужно осмотреться на хозяйстве: не завалялся ли где-либо абажур от старой лампы. Выправить его, починить и обновить абажур новым чехлом будет проще, чем делать каркас с нуля.
Обнаруженная «корзинка» может оказаться весьма вычурной формы, а для построения выкроек (см. ниже) понадобится в нескольких местах достаточно точно измерить ее диаметры. В таком случае выручит самодельный штангенциркуль из 3-х деревянных реек и пары чертежных угольников. Точности заводского штангеля он, конечно, не даст, но достижимой (+/–1 мм) для закроечно-швейных работ достаточно. А представление о возможностях такого инструмента дает рис.
Процедура измерения 2-ступенчатая: на губках в местах касания ими объекта делают отметки карандашом, а затем снимают размер между метками рулеткой. Чтобы подвижная губка скользила плавнее, и, соответственно, замер был точнее, под держащие ее резинки нужно подложить фторопластовую пленку. Для измерения малых диаметров губки переворачивают угольниками наружу.
Теперь снимаем необходимые диаметры: нижнего и верхнего обручей (D1 и D11 в поз. 1 на рис.), наибольшие и наименьшие на поясах (D2, D6, D10), в местах перегибов, т.е. там, где кривизна образующей меняет знак (D4, D8) и на изломах (D5). Прочие берем более-менее равномерно между обязательными.
Поперечники выкройки из 6-ти клиньев будут, с учетом затяжки ткани, равны половине измеренных диаметров (поз. 2). Если клиньев готового рукава предполагается больше или меньше, пропорционально меняют долю диаметра в соответствующем ему поперечнике выкройки. Но кроить и шить пока рано.
Там же на поз. 2 видно, что припуск на сшивку геометрически не полностью подобен шаблону. В узле I (излом внутрь) это еще полбеды: можно нашить рукавчик-кулису и затянуть шов шнуром. Если декор абажура предполагает рюши, оборки, фестоны и т.п., то, возможно, так и надо: мелкие складочки придутся к месту, а в изломе контура шнур не будет виден.
Однако на полке контура (узел II), как ни крути, но дать припуск так, чтобы шов не «уехал», никак не возможно. В высшей геометрии доказывается, почему, но нам в эти дебри лезть не надо: мы просто разрежем бумажный шаблон по «капризным» диаметрам на изломах и полках (поз. 3).
Теперь, как по нашим выкройкам сшить абажур? Сначала шьют отдельные части рукава; в данном случае низ, середину и верх. Затем к самому широкому поясу (низу) пришивают наибольшую по ширине прилежащую часть (здесь – середину). Далее таким же образом сшивают 2 следующие по ширине части и т.д. Суть в том, чтобы самый короткий поперечный шов (у нас Шов 2) сшивался последним. В данном образце после сшивки низа с серединой к ним пришивают верх. Завершается пошив чехла обрезкой излишков припусков, кроме нижнего и верхнего подворотов. Края обязательно подрубают.
Следующая стадия – посадка чехла на каркас. Вот тут машинку можно отправить в чулан: работа это исключительно ручная. Поэтапно обтяжка каркаса абажура чехлом производится так:
Как устроен простейший каркас абажура настольной лампы или торшера, видно на поз. 1 рис. Подвесной для люстры отличается тем, что кольцо будет вверху, растяжки от него пойдут к верхнему обручу, и в кольце тогда необходимы дополнительные отверстия для крепления подвеса.
Кольцо вырезают из хорошо паяющегося и достаточно прочного листового металла (бронза, латунь, оцинкованная сталь толщиной 0,4-2 мм) или прочного пластика от 1 мм. Подойдет компьютерный диск, под патрон Е10 в нем нужно будет только просверлить отверстия под растяжки и крепления. Основные размеры кольца под патрон Е27 с креплением накидными фасонными гайками (поз. 3) даны на поз. 2. Но делать кольцо под крепление в зазор между корпусом и хомутом патрона с юбкой (поз. 4), недопустимо! Такие патроны крепятся только резьбовым штуцером в крышке!
Как крепятся к кольцу растяжки, показано на поз. 5: их заготовки сгибают крючком не до конца, вводят в крепежные отверстия и аккуратно дожимают пассатижами. Затем, если кольцо металлическое, пропаивают (см. ниже). Если пластиковое – фиксируют каплями суперклея или силиконового.
Детали каркаса делают из пластичной стальной проволоки диаметром 1,5-2 мм или велосипедных спиц. Последние намного прочнее, не ржавеют и не требуют покраски, но гнуть их нужно осторожно и паяются они хуже. Для пайки каркаса понадобится:
Примечание: ортофосфорная кислота средней силы, высокотоксичных и/или едких паров не источает. Но все равно, при работе с ней нужно соблюдать меры предосторожности – надевать защитные очки и перчатки (пойдут бытовые латексные).
Ключевые процедуры сборки каркаса на пайке показаны на рис.
Поэтапно паяный стальной каркас собирается следующим образом:
Хорошими светотехническими свойствами обладают пропиленовый упаковочный шпагат и бумажные трубочки. Если абажур сделать плетеным из шпагата или из газетных трубочек, он даст ровный мягкий свет, и отпадают сложные раскроечно-швейные работы. Но в каркасе для плетеного абажура должно быть, во-первых, не менее 10-12 ребер, равномерно расположенных по окружности.
Примечание: если каркас простой формы, то несущими (стальными) в нем могут быть только 3-4 ребра. Остальные пусть будут хоть из соломы, их приклеивают к верхнему и нижнему обручам.
Во-вторых, чтобы получились ободки вверху и внизу, соотв. обучи либо делают сдвоенными по высоте, с промежутком в 2-3 см, либо прикрепляют к ним полоски тонкого металла или жесткого пластика той же ширины. Ободки нужны по декоративным соображениям: сплошной обматывают шпагатом или трубкой, а если ободок двойной, плетение можно пустить восьмеркой. Всю боковую поверхность заплетают, как корзину.
Витражные абажуры формируют световой поток преимущественно преломлением, поэтому более подходят для гостиной.
витражные абажуры и плафоны
Фрагменты витража набирают из стразов, граненых или кабошонов. Собирается абажур-витраж на термостойкой оправке (напр. стальном ведре) . Но по сравнению с витражом для окна или двери здесь, поскольку соединения элементов не сплошные, а точечные, есть существенные различия:
Скоро Новый Год, пора делать . И – новогоднюю люстру. Люстру? Да. Вспомните, как падает праздничное настроение, если в комнате с елкой включают верхний свет. Уж какое-никакое, но новогоднее освещение должно соответствовать духу праздника. Светотехнику отложим до дней серьезных, за несколько вечеров ничего от праздничного света с нами не случится. Делу, оно время, но и потехе час.
Обычно новогодняя люстра – прикрепленный к люстре в гостиной рождественский венок с вплетенными в него лампочками. Но заниматься электромонтажными работами на высоте в предпраздничной суматохе не надо бы и опытному электрику. И как быть, если елка в детской, где люстра бумажная? Тогда можно хотя бы накупить недорогих пластиковых заготовок для елочных шаров, гирлянду с бесцветными лампочками, насовать их в шары, и повесить такой ворох (слева на рис.) где удобнее.
Если дизайн «будничной» люстры подходящий, можно ввернуть в нее лампы-свечи и украсить теми же шарами или, к примеру, раскрашенными шишками, справа там же. А можно немного постараться и сделать своими руками новогоднюю люстру-жасмин, как на видео ниже. Новый Год есть Новый год, что ни говори.
Поделка абажура для торшера, настольной лампы или люстры – занятие увлекательное и полезное. Во-первых, привычный светильник самодельным абажуром будет привлекать внимание окружающих, и способствовать хорошему настроению. Во-вторых, занятия рукоделием помогут раскрыть свои способности, подтолкнут на новые идеи. Абажур, сделанный своими руками также может стать отличным подарком.
В зависимости от стиля, абажур может стать как ярким украшением комнаты, так и гармоничным её дополнением. Предлагаем рассмотреть 10 креативных идей, способных радикально изменить внешний вид светильника, придав ему современности и неповторимости. Три стеклянных бутылки распиливают поперёк, шлифуют края и используют в качестве плафонов. Снаружи их обматывают медной проволокой без изоляции по свободной траектории. Подвесной светильник такой формы – стильное решение для молодежных баров и пиццерий.
Любителям почитать на ночь будет приятно воспользоваться настольной лампой, основание которой твёрдо удерживают несколько книг, а абажур оклеен открытками определённой тематики. Следующий вариант предполагает полностью сменить существующий абажур настольной лампы. Своими руками из ткани и клея делают много белых роз и скрывают под ними всю поверхность цилиндра.
Элементом декора служат цветы из скрученной разноцветной ткани и ниток для вязания. Размер композиции и её форма полностью подвластны фантазии мастера. Получить порцию хорошего настроения поможет украшение плафона из бумажных цветов. Композиция воспринимается по-весеннему, а сделать её под силу даже детям. Очередное применение нашли кружевные вязаные салфетки. Мастера вязания по достоинству оценят такое новшество. Полупрозрачный абажур на основе салфеток превосходно рассевает яркий свет.
Лёгкий кружевной плафон шарообразной формы изготавливается методом приклеивания салфеток на поверхность воздушного шарика, который после высыхания прокалывают и аккуратно вынимают через отверстие для лампы.
Нестандартное применение пуговицам, для поделки очередного стильного абажура. Реализация такой идеи требует терпения, хотя под силу даже школьнику. Если использовать цветные пуговицы, то можно создавать различные узоры. Декорирование абажура памятными фотографиями замечательно вписывается в любой стиль интерьера. К тому же такая поделка будет отличной заменой фотоальбому. Украшать можно не только колпак, но и основание светильника. Наиболее просто это сделать с помощью морских ракушек и клея. К тому же такая настольная лампа станет боле устойчивой.
Для того чтобы сделать своими руками абажур, понадобится несколько часов свободного времени и доступные всем материалы:
Для пяти литровой бутылки потребуется примерно 170 ложек, для трех литровой – около 120 ложек.
Это нужно знать:
Первым делом наводим контур и аккуратно обрезаем днище бутылки, тем самым задавая длину абажура. С помощью ножниц или кусачек разделяем ложечки на две части: ручки – в отходы, овальные лепестки – в дело. Далее действуем в такой очередности:
По завершении процесса оклеивания бутылки, переходим к электрической части. В крышке вырезаем отверстие на 1 мм больше, чем внешний диаметр патрона. Подключаем к клеммам сетевой провод, собираем и фиксируем патрон с пробкой.
С целью повышения эстетических свойств готового изделия лучше подобрать патрон, электрический провод и крышку белого цвета.
Абажур для торшера готов. Остаётся лишь вкрутить лампу, желательно светодиодную, и подать напряжение питания. В таком исполнении его можно использовать как самостоятельный настольный или подвесной светильник без дополнительной опоры.
Предлагаем рассмотреть сборку двух абсолютно разных моделей абажуров для настольной лампы. Примечательно, что оба варианта не требуют больших вложений денежных средств. В первом случае – это создание стильного настольного светильника стального цвета, а во втором – модернизация классической настольной лампы.
Ключевой деталью абажура является элемент для откупоривания, закреплённый на крышке алюминиевой банки из-под газированных напитков.
Накопив как можно больше таких «открывашек», можно приступать к делу. Основанием для настольной лампы выступает металлический каркас небольшого размера. Главное требование к нему – наличие двух колец из проволоки вверху и внизу, к которым будут крепиться детали от банок.
На первом и самом сложном этапе нужно отделить достаточное количество деталей от крышек, расшатывая и отламывая их. Придётся изрядно потрудиться, ведь для абажура диаметром 15 см их потребуется более 300 штук. Дальнейшие действия выполняются в такой последовательности:
Завершается конструкция соединением с нижним обручем. Его по окружности покрывают деталями, согнутыми пополам, аналогично верхнему обручу. Затем нижние кольца элементов из предпоследнего ряда перекусывают и сцепляют с элементами последнего ряда. В результате абажур приобретает цилиндрическую форму, напоминающую кольчугу.
При включении светильника с лампой нейтрального белого света блеск от абажура будет усиливаться, подчеркивая его изысканность и оригинальность.
Как сделать абажур своими руками из потерявшего привлекательность настольного светильника? Для этого потребуется лишь немного ткани и фантазии.
В соответствии с личным вкусовым предпочтением нужно подобрать ткань и обтянуть ею каркас будущего абажура. Плотная джинсовая ткань – подходящий вариант для ночного светильника, а тонкая ткань бежевых оттенков будет лишь слегка притемнять свет от лампы.
Когда самый сложный этап позади, переходят к изготовлению украшений. В этом вопросе немаловажную роль играет интерьер комнаты, в которой будет находиться настольная лампа.
Классическим украшением являются розы, вырезанные из ткани. Начало полоски – центр цветка, с помощью термоклея фиксируют на полотне. Затем полоску перекручивают и наматывают вокруг центра, приклеивая через определенные промежутки. Таким образом, можно создавать целые композиции.
Как обновить и украсить свой светильник иначе? Для этого можно всю поверхность полотна покрыть самодельными розами, используя при этом несколько цветовых оттенков. Такой абажур создаст более приглушенный свет. Стоит отметить, что существует много других поделочных материалов, позволяющих самостоятельно и недорого изготовить цветочки и фигурки более сложной формы.
Помните, абажур для торшера, сделанный своими руками, при неправильной эксплуатации может стать причиной пожара. Не устанавливайте в него лампы накаливания и галогенные лампы, так как в процессе их работы температура колбы и цоколя может превышать 100 °C.
Настоятельно рекомендуем в светильниках и торшерах с самодельным абажуром использовать качественные светодиодные лампы. Они никогда не перегреют светильник и его составные части, а значит, не испортят внешний вид самодельного изделия.
При создании и реализации любых композиций своими руками умение фантазировать и своевременно применять подручный материал имеет первостепенное значение. Выше представленные идеи – это только малая часть.
Читайте так же
В интерьере помещения должна царить безусловная гармония, поэтому при его оформлении необходимо учитывать каждую деталь, даже кажущуюся поначалу мелочью. Немаловажную роль в дизайне всегда играют и осветительные приборы, которые нередко могут стать даже центральным элементом общего оформления. Однако не всегда предоставляется возможность приобретения нужного варианта - по банальной причине отсутствия необходимого дизайнерского решения в предлагаемом ассортименте.
В подобных случаях у некоторых владельцев жилья возникает желание приложить собственные усилия в оформление интерьера. И особенно подобное решение напрашивается в тех ситуациях, когда от старых люстр, торшеров или настольных ламп остались красивые основания. Поэтому в данной публикации будет рассмотрен вопрос о том, как сделать абажур своими руками для разных типов осветительных приборов. Возможно, одно из предложенных решений позволит сэкономить некоторую сумму из семейного бюджета и обрести при этом при этом эксклюзивный предмет общей отделки помещения, который наверняка станет еще и поводом личной гордости мастера.
Существует целый ряд преимуществ собственноручного изготовления абажура для любого типа светильников. И эти обстоятельства следует учитывать, когда встает вопрос о том, купить ли этот элемент интерьерного декора, или сделать его самостоятельно.
Надеемся, доводы вполне убедительные. Поэтому можно переходить ближе к практической части.
Здесь принцип прост – самодельный абажур не должен представлять собой опасности. Речь, безусловно, в первую очередь идет о пожарной безопасности, так как любой осветительный прибор при работе выделяет и определенное количество тепла.
При производстве осветительных приборов в промышленных масштабах специалисты-технологи ответственных компаний производят расчеты безопасного расстояния от лампы до материала абажура. Эта дистанция определяется в зависимости от мощности ламп, которые рекомендуются к установке в конкретном светильнике, и от степени термостойкости материала, используемого для создания абажура.
Сегодня в ассортименте магазинов не ощущается недостатка в других источниках света - это светодиодные или компактные люминесцентные энергосберегающие модели. При этом все они должны иметь надежные цоколи, выполненные из керамики или металла. Стоимость таких ламп, безусловно, значительно выше, чем у ламп накаливания, но зато нагрев здесь не достигает критически высоких температур. Плюс к тому добавьте длительный срок эксплуатации и спокойный, ровный, но достаточно мощный световой поток
Что очень важно знать про характеристики ламп и осветительных приборов?
Прежде чем выбирать, изготавливать, устанавливать осветительные приборы, настоятельно рекомендуется получить некоторые теоретические познания в этом вопросе. Очень подробно о различных , о методике проведения расчетов освещенности помещения рассказывается в специальной публикации нашего портала.
Несколько слов необходимо сказать о типах абажуров, тех, что могут быть изготовлены в домашних условиях. Их можно разделить по принципу конструкции и по материалу изготовления.
По конструкции такие изделия можно разделить на каркасные и бескаркасные.
Выбирая этот способ, необходимо сразу рассчитывать, на каком уровне внутри абажура будет располагаться лампочка, учитывая, что между ней и плафоном должно сохраняться определенное расстояние.
Преимуществом такого изделия можно назвать его небольшой вес. Недостатком же - тот фактор, что при случайной деформации формы абажура его стенки могут опасно приблизиться к лампе, что приведет к перегреву материала, что чревато оплавлением и возгоранием. Особенно это касается абажуров, изготавливаемых для настольных ламп и торшеров, форма которых может быть повреждена случайным механическим воздействием.
Для изготовления самодельных абажуров успешно используется очень широкое разнообразие материалов. Некоторые из них даже не придется приобретать – они найдутся в домашнем хозяйстве, а порой – вовсе лежат под ногами, причем, практически в буквальном смысле этого слова.
Иллюстрация | Описание материала, его достоинства и недостатки |
---|---|
Ткань.
Ею обшиваются только каркасные варианты абажуров. Не рекомендуется применять синтетические материалы, так как они плохо выдерживают нагрев, могут сжиматься, плавиться и выцветать. Для обшивки отлично подойдет хлопок или лен. Будет лучше, если ткань обработана специальную водоотталкивающей пропиткой, благодаря которой абажур также меньше станет притягивать пыль. |
|
Нити или пряжа.
Этот вариант материала чаще всего используется для создания бескаркасного абажура, но иногда применяется и для обтягивания каркаса. Для формирования плафона из нитей используются разные их варианты толщиной в от 1 до 5 мм. |
|
Веревка.
Применяется для изготовления и веревка разной толщины. Ею обтягивается готовый каркас в разных вариациях, а также собираются бескаркасные модели абажуров. Лучше всего использовать бечевки из натуральных материалов - они особенно хорошо подходят для светильников, выполненных в экостиле. |
|
Ленты разной ширины подходят как для формирования плетения по каркасу, так и для бескаркасных вариантов декоративных плафонов. | |
Кружево ручного плетения
из хлопчатобумажных ниток используется для закрепления на каркасе и формирования бескаркасного абажура. Вместо кружева можно применить фрагменты, вырезанные из тюля, имеющие подходящий рисунок. |
|
Ткани ручной вязки
, имеющие разные рисунки также могут стать отличной декорацией для каркаса плафона светильника. Их можно связать специально для конкретного изделия или же использовать для этой цели уже готовые предметы одежды, которые окончательно вышли из моды или просто разонравились. |
|
Деревянные детали
- ветки, дощечки, рейки и т.д. тоже часто служат для изготовления абажуров. Тонкие, очищенные и специально обработанные ветки используются для плетения абажуров, более толстые устанавливают частоколом или же режут на мелкие отрезки и хаотично собирают их в выбранную форму. Тонкие дощечки сами по себе способны сформировать каркас, одновременно выполняя и декоративную функцию. Некоторые умельцы подготавливают фанерные детали со сквозной резьбой, которая при включении лампы дает красивую тень на стенах. |
|
Пластиковые фурнитурные детали
, которые продаются в швейных магазинах и используются для декорирования одежды, также применяются для создания плафонов или абажуров. В эту категорию материалов можно добавить бусины или пуговицы разных размеров и форм. |
|
Оригами
- это техника работы с бумагой и картоном, из которых изготавливаются различные декоративные детали, в том числе и абажуры для осветительных приборов. Достоинством таких декоративных изделий можно назвать скорость изготовления (при наличии определенного опыта, безусловно) и возможность менять их в зависимости от настроения или необходимости украшения помещения к конкретному празднику. Недостатком же является недолговечность абажуров, выполненных из бумаги и картона. |
Кроме выше перечисленных материалов, для создания самодельных шедевров могут быть использованы самые неожиданные креативные элементы - это кольца от металлических банок, вазы, обычные кухонные терки, шестеренки от часов и многое другое. Стоит лишь включить фантазию…
Если для изготовления выбран каркасный вариант абажура, то сразу возникает закономерный вопрос - где взять или из чего и как самостоятельно сделать каркас. Этот этап работ можно назвать первым при создании изделия.
Если планируется обновить абажур на старом торшере, люстре или настольной лампе, в которой каркас остался в целом виде, то его вполне можно использовать, декорировав новым материалом. С основы снимается старая обшивка. Затем каркас внимательно осматривается, при необходимости очищается от ржавчины, после чего окрашивается.
Если осветительный прибор создается заново, или же в том случае, когда каркас отсутствует или стал непригоден, можно приобрести старый абажур, например, на «блошином» рынке, и проделать с ним описанные выше манипуляции.
Ну а если и это вариант не утраивает или невозможен – придётся делать самому.
Один их тех вариантов, что не заставляют прилагать больших усилий для создания каркаса - это покупка металлической корзины для канцелярского мусора.
В продаже можно найти металлические и пластиковые корзины, но для абажура рекомендуется выбирать первый вариант. Если подойдет размер и форма изделия, то проблема с каркасом будет решена. В донной части корзины вырезается аккуратное отверстие для установки патрона под лампу, который следует надежно закрепить на сетчатой поверхности. Кстати, дно у многих корзин представляет собой сплошную металлическую пластину, то есть закрепить патрон бывает еще проще.
Иногда для задуманного абажура бывает достаточно аккуратно окрасить сетчатые поверхности в нужный цвет и декорировать верхнюю или нижнюю линию тканью, тесьмой и т.п. Можно облицевать каркас полностью одним из выше названных материалов. Варианты оформления - ничем не ограничены.
Самый распространенный материал для изготовления каркаса - это толстая проволока. Если берется проволока стальная, то соединения при сборке каркаса можно производить с помощью точечной сварки. Однако, такая технология доступна немногим, и, как правило, большинство домашних мастеров скрепляют отдельные детали методом скрутки.
Стальная проволока имеет немалую жесткость и упругость, и скрутить между собой детали толщиной, скажем, даже в 3 мм - достаточно сложно. Поэтому некоторые узлы делаются с применением более тонкой проволоки, которой фиксируются соединения основных элементов каркаса.
Если для соединения выбирается метод скрутки, то часто используется алюминиевая проволока. С ней несложно работать, но она слишком уж пластичная, и легко деформируется. Когда каркас будет обшит декоративной облицовкой, он, конечно, приобретет большую жесткость. Но при его изготовлении необходимо учитывать свойства проволоки и действовать очень аккуратно.
К преимуществам алюминиевой проволоки можно отнести ту же пластичность, так как при создании каркаса в его можно легко вносить коррективы.
Для проведения работ потребуются некоторые инструменты, которые наверняка найдутся в любой домашней мастерской:
— плоскогубцы для сгиба и выпрямления проволоки;
— круглогубцы помогут согнуть концы проволоки для дальнейшей скрутки;
— кусачки для разрезания проволоки;
— молоток также поможет выпрямить отдельные участки;
— наждачная бумага для очистки поверхности стальной проволоки перед покраской;
— тонкая медная проволока для обмотки соединительных узлов деталей;
— паяльник для соединения медной проволоки;
— эмалевая краска и тонкая кисть;
— изолента для дополнительной фиксации деталей между собой;
— широкий деревянный брусок, на котором будет удобно производить выпрямление проволоки и выполнять пайку.
Работы по изготовлению каркаса выполняются в следующем порядке:
Традиционный для абажура каркас состоит из двух больших окружностей - верхней и нижней, маленькой кольца для удержания патрона, 4÷6 вертикальных держателей и 3÷4 горизонтальных перемычек, которые будут удерживать кольцо под патрон внутри конструкции.
Естественно, существуют и намного более сложные формы абажуров. В любом случае, каждый из вариантов изготавливается по чертежу. Однако, выбирая чересчур замысловатую конструкцию, не стоит забывать, что выкроить и сшить для нее чехол будет тоже непросто.
Кстати, соединительные узлы, если каркас изготавливается из медной толстой проволоки или даже трубки, можно выполнять и просто пайкой – только потребуется достаточно мощный паяльник. Да и алюминий поддается пайке – правда, для этого необходим какой-никакой опыт и определённый набор химикатов.
Возможно, для кого-то будут полезны и другие рекомендации по материалу изготовления каркаса под абажур. Тем более что все перечисленные ниже примеры «сырья» можно найти практически в каждом доме или приобрести «за копейки».
Иллюстрация | Краткое описание применения материалов для создания каркаса под абажур |
---|---|
Если не нашлось стальной или алюминиевой проволоки, то для создания основы можно использовать проволочные плечики для одежды. Плечики необходимо раскрутить в ровные отрезки, которые выпрямляются с помощью плоскогубцев. Затем из них формируются детали каркаса. Соединение их между собой производится по выше описанному принципу, а фиксация – например, с помощью изоленты. Для изготовления каркаса из такой проволоки требует меньших усилий, но основа из них получается менее жесткой и прочной. |
|
В строительных магазинах можно найти металлические сетки, предназначенные для армирования поверхностей под штукатурку. Они могут иметь различные размеры клетки. Для абажура подойдет вариант с ячейками 15×15 или 20×20 мм. Из вырезанного фрагмента сетки формируется каркас, а для соединения края укладываются внахлест на одну-две клетки и связываются между собой проволочной скруткой. Однако, из этого материала можно изготовить каркас только в виде цилиндра или усеченного конуса. Если такая форма не противоречит общему дизайнерскому решению помещения и устраивает мастера, то данный вариант создания каркаса можно назвать оптимальным решением. |
|
Можно использовать для изготовления абажура и решетку от старого вентилятора, тем более, что ей уже придана определенная форма своеобразного сферического сегмента. При необходимости каркас можно сделать более глубоким, закрепив на нижней части решётки дополнительный ярус из проволоки такой же толщины, или же удлинить края абажура облицовочным материалом. |
|
Еще один предлагаемый некоторыми мастерами вариант материала для каркаса - это пятилитровые пластиковые бутылки. Использовать их можно в целом виде, удалив донную часть или же разрезать стенки емкости на полосы одинаковой ширины. Затем из полосок создается нужная форма плафона, а его нижняя сторона закрепляется на проволочной окружности, которая придаст конструкции жесткость. Явным недостатком этого материала можно назвать его деформацию при перегревании, а также то, что из бутылки можно изготовить абажур только небольшого размера. |
|
Каркас можно сделать и из пялец для вышивания, причем, разной формы и размера. Это может быть абажур традиционной конфигурации, круглой или полукруглой. С этим материалом легко работать, из него получается легкая и надежная конструкция. При изготовлении классического абажура, подбираются пяльцы разного диаметра, верхняя и нижняя окружности скрепляются между собой деревянными рейками. Для формирования внутренней части конструкции, предназначенной для установки патрона можно применить алюминиевую проволоку. |
Итак, как уже говорилось выше, для облицовки каркаса могут быть применены разные материалы. Самые популярные из вариантов и будут представлены в этом разделе.
Для того чтобы сшить традиционный тканевый абажур, имеющий форму усеченного конуса или цилиндра, потребуется подготовленный каркас, декоративная ткань, белый хлопок или ПВХ-пленка, нитки, клей, ножницы, утюг, пистолет для силиконового термоклея, прищепки, а также выкройка. Количество декоративной ткани будет зависеть от того, как планируется обшить каркас, будет она натянута ровно или же на ней будут сформированы складки.
Работа по декорированию каркаса выполняется следующим образом:
L = π× D
L - длина окружности каркаса;
π - константа, которую можно взять округленно равной 3,14;
D - диаметр цилиндра.
В результате выкройка будет представлять собой ровную полосу ткани. К ее рассчитанной длине добавляется 20 мм на шов, а к промеренной ширине - 40 мм на загиб с одной и другой стороны.
В случае если каркас имеет форму усеченного конуса, то или проводится расчет параметров развертки, или выполняется графическое ее построение по специальному алгоритму. Но часто поступают намного проще. Для этого следует окрасить наружную сторону верхней и нижней окружности каркаса черным маркером и прокатить его по листу бумаги.
По оставшимся на ней следам чертится выкройка, к которой также добавляются лишние миллиметры на загиб и шов. Выкройка вырезается и прикладывается к каркасу, при необходимости корректируется, то есть к ней добавляется дополнительный отрезок или убирается излишек длины.
После того как выкройка будет готова, она переносится на ткань, а также пленку ПВХ или подкладочную ткань. Далее размеченные детали необходимо вырезать ножницами.
Способ прокатывания подходит далеко не всегда. Иногда приходится и вычерчивать развертку усеченного конуса самостоятельно. Если в этом возникла необходимость – можете перейти к приложению к этой статье. Там подробно изложены математический и графический методы, размещены калькуляторы для проведения необходимых расчётов.
Приклеенную полоску необходимо сразу же фиксировать зажимами или прищепками. После гарантированного застывания клея временная фиксация снимается.
Способ крепления абажура зависит от особенностей осветительного прибора. Это могут быть специальные зажимные фланцы на внешней стороне патроны лампы, резьбовая втулка и другое. Любой домашний мастер без труда разберётся с этим вопросом.
Это вариант доступен в исполнении для любого, даже начинающего мастера, так как произвести процесс декорирования лентой - очень просто.
Для отделки созданного каркаса в этом случае потребуются следующие материалы:
Работы по декорированию производятся в следующем порядке:
Еще один интересный вариант декорирования металлического каркаса - это оплетка его тонким шпагатом и грубой веревкой. Способов украсит абажур этим материалом достаточно много, и в рассматриваемом ниже примере будет представлен только один из них.
Для создания этой модели абажура потребуется:
Изготовление этого абажура производится в такой последовательности:
Как видите – ничего сложного даже для начинающего мастера. Правда, работа может показаться утомительной, но торопиться не надо, максимум аккуратности - и всё получится.
В этом разделе будет рассмотрено три варианта бескаркасных абажуров, которые даже более доступны в исполнении, нежели изделия, для которых требуется жесткий остов.
Есть, правда, и принципиальная оговорка. Для того чтобы задать нужную форму абажура, каркас (точнее будет сказать – шаблон) все-таки потребуется, но временный. В качестве такого шаблона, определяющего конфигурацию изделия, чаще всего выступает воздушный шарик, надувной резиновый или пластиковый пляжный мяч.
Для изготовления абажура подобным способом используются различные материалы, но принцип выполнения работ сохраняется общим. Конечно же, в каждом из случаев имеются свои нюансы, о которых и будет рассказано ниже.
В данном варианте потребуется несколько вязаных салфеток одного цвета или же нескольких оттенков, хорошо сочетающихся друг с другом.
В качестве временного шаблона используется плотно накаченный воздушный шар. Для удобства работы, чтобы шаблон был неподвижным при наклеивании декорирующих материалов, шар устанавливается на подходящую открытую емкость, например, на кастрюлю или миску нужного диаметра.
Кроме этого, подготавливается миска для разведения клея. В этом случае иногда применяется прозрачный казеиновый клей, который нередко используется для наклеивания обоев. Однако, более прочным по своим качествам считается ПВА, и его чаще применяют для изготовления бескаркасных абажуров.
Этот вариант абажура, изготовленный из бельевой веревки, может быть использован для любого типа светильников. Причем он может быть подвешен в виде классического абажура или же, как в рассматриваемом ниже примере – закреплен широкой стороной к потолку.
Для создания этой модели плафона потребуется подготовить:
Надувной пляжный мяч. Преимущество такой основы состоит в том, что по завершении работ, из него можно просто спустить воздух, сохранив его в целости, и продолжать впоследствии использовать по прямому предназначению. Другой вариант - стеклянный плафон, по форме которого будет изготавливаться декоративный абажур.
Бельевая веревка.
Белые обычные нитки и иголка для шитья.
Клей, предназначенный для оформительских работ в технике декупажа «Mod Podge». Такой клей – довольно дорог, поэтому проще будет изготовить его самому. Для этого обычный клей ПВА разводится чистой теплой водой в пропорции 2:1, а для большей прочности и, если необходимо, придания глянцевого эффекта, добавляется примерно по одной столовой ложке бесцветного водорастворимого лака на каждые 150 мл клея.
Водорастворимая краска – лучше в виде аэрозоля.
Прозрачный или белый обычный и малярный скотч.
Деревянная планка с ровным фрезерованным пазом внутри или с прибитыми с обеих сторон бортиками - для формирования из веревки фигурной «змейки». Для этой цели также может подойти пластиковый кабель-канал требуемой ширины.
Для этой цели веревка обильно смазывается клеем и укладывается в виде «змейки» в канал подготовленной рейки. Важно следить за тем, чтобы рельеф был уложен с одинаковым шагом, то есть был ровным.
Здесь необходимо обратить внимание на фиксацию веревочного рисунка. На иллюстрациях едва заметны нити, фиксирующие изгибы веревки в необходимом положении. Для того чтобы проделать этот процесс потребуются обычные белые нитки и иголка. Сшивание изгибов производится без их стягивания таким образом, чтобы в основном скрепляющие нити проходили внутри веревки и были заметны только в некоторых местах. Скрепление осуществляется по верхнему и нижнему краю заготовки-«змейки».
Заготовка будет готова, когда клей полностью высохнет.
Самым простым, и поэтому чаще всего используемым вариантом является изготовление абажура из толстых ниток, пряжи или тонкой веревки. Этот материал не должен быть слишком тяжелым.
На изготовления этого варианта абажура потребуются следующие материалы:
Воздушный шарик или пляжный мяч подходящего размера.
Достаточное количество ниток (бечевки).
Клей ПВА.
Краска необходимого цвета, если после изготовления абажур планируется тонировать в выбранный оттенок.
Работы по созданию этого изделия проходят в следующем порядке:
В крышке контейнера делается отверстие, через которое проводится конец нити. В процессе изготовления останется только аккуратно вытягивать материал, обработанный клеем, из контейнера. При этом и не будет лишнего перерасхода – излишки клея станут отжиматься при выходе через отверстие.
На остальной сферической поверхности плотность укладки нитей определяется самим мастером. При этом следует помнить, что чем плотнее будет намотанный веревочный слой, тем меньше он станет пропускать света от лампы.
При установке, безусловно, требуется известная аккуратность, так как несмотря на вполне удовлетворительную жесткость получившейся сферы ее все же можно промять неосторожно приложенным усилием.
* * * * * * *
В рассмотренной публикации представлено только несколько несложных вариантов абажуров, из которых можно подобрать подходящий как по дизайну, так и по способу самостоятельного изготовления. Если у читателей имеются собственные идеи, в том числе уже реализованные – пишите нам, присылайте фото- или видеоотчеты, и они обязательно будут опубликованы.
Вот, например, мастер делится своим умением изготавливать абажур в технике оригами:
Сразу скажем – у этого метода есть определенная погрешность, с которой, в принципе, можно смириться и, при желании, постараться свести ее к минимуму. Дальше станет понятнее.
Итак, требуется вычертить развертку для усеченного конуса.
Какие данные обычно известны?
Диаметры обеих окружностей – большой (D1 ) и малой (D2 ).
Высота Н .
Если каркас усечённого конуса уже имеется (как было в некоторых рассмотренный выше примерах создания абажуров), то не составляет труда измерить и длину боковой образующей L . Если образца нет – ничего страшного, этот параметр определится при построениях.
Боковая проекция усеченного конуса – это равнобедренная трапеция с нижним основанием, равным диаметру D1 , верхним основанием, равным диаметру D2 , и высотой, равной Н . На верхней схеме такая трапеция показана в правой части чертежа.
Естественно, что если вспомогательный чертеж выполнялся с масштабированием, то необходимо привести промеренные значения к реальным.
Вот теперь можно переходить к полномасштабному построению развертки. То есть чертеж уже будет выполняется в реальных размерах, 1: 1.
Поступают следующим образом:
Из точки выбранного центра проводят две окружности с радиусами Rb и Rs (можно, конечно, не полные окружности, а только дуги, градусов по 140÷150. Хотя, иногда требуется и гораздо больше). Тем самым ширина кольца задана – она сразу получается равной длине боковой образующей L .
От центра к внешней дуге (с одного из краев чертежа) проводится радиальная линия. Она сразу задает одну из границ сектора. (На чертеже она показана пунктиром от центра по горизонтали влево).
Rv = π × D1 / n
n – произвольное число, но чем оно больше, тем меньше будет погрешность в построении. Объясняется просто – по сути, длина нижней окружности конуса делится на n равных по длине дуг. Но длину дуги отложить на чертеже проблематично, поэтому будут откладываться хорды, стягивающие эти дуги. А чем короче дуга, тем меньше ее длина отличается от длины хорды.
В показанном на чертеже примере число n = 6 . Но можно (и рекомендуется) все же взять его побольше, например, 10÷12.
На циркуле устанавливается рассчитанный радиус Rv , и проводится дуга (на чертеже показана полная окружность, просто для демонстрации, но это излишне), так, чтобы она пересеклась с внешней дугой уже намеченного кольца. Точка пересечения даст центр для следующей дуги (окружности). В общем счете необходимо повторить такое построение n раз.
После вычерчивания последней (n по счету) дуги, через точку ее пересечения с внешней дугой кольца от центра проводится радиальная линия. Она как раз и становится недостающей границей развертки (на чертеже она показана тоже пунктирной линий - от центра вправо вверх).
Все, на этом построение развёртки закончено – на чертеже она выделена розовым цветом.
Не забываем, что это – «чистая» развертка, то есть без припусков или клапанов для сборки усеченного конуса или для крепления выкроенной ткани на каркасе. Так что при необходимости предусматриваются и необходимые уширения в нужные стороны.
Погрешность графического построения, да еще и с больши́м числом n – невелика. Но для тех, кто любит совершенную точность, можно предложить построение чертежа по результатам проведённых геометрических расчетов.
Итак, необходимо определить параметры развёртки для усеченного конуса с радиусом нижней окружности R1 , верхней – R2 , и высотой Н . (Обратите внимание: речь идет не о диаметрах, а именно о радиусах – просто так проще считать).
А для вычерчивания развертки необходимы радиусы внешней дуги – Rb , радиус внутренней дуги – Rs и величина центрального угла f , ограничивающего сектор получающегося кольца.
Формул приводит не станем – они внесены в онлайн-калькуляторы расчета.
Шаг 1 – определение длины образующей L
Эта величина может быть уже иногда уже известна. Но если нет – ее несложно рассчитать
Для того чтобы сделать каркас , нам понадобятся:
Нарисовав эскиз, мы можем начинать основную работу. Проволока – удобный материал, она позволит вам создать любую форму абажура. К примеру, для цилиндрического абажура верхние и нижние кольца должны быть одинаковыми. Классический абажурнебольшой диаметр для верхнего кольца и очень широкое нижнее кольцо.
1. Мы выбрали проволоку. Подойдёт и медная, и алюминиевая, и стальная. Работать с ней несложно. Рассчитайте необходимое количество проволоки, набавив сверху ещё несколько сантиметров на соединения. 2. Мы должны сделать три кольца. Первое, самое маленькое, будет крепиться к патрону. Обмотайте это кольцо дополнительно тоненькой проволокой. Замкните кольцо и для пущей прочности скрепите его суперклеем. После этого прикрепляем к кольцу подвес, который должен сжимать патрон. 3. Как закрепить патрон для электролампочки? Подвес делается так: сгибаем петлю из проволоки, она будет обхватывать патрон, а свободные концы должны отходить в противоположные стороны. Крепим подвес к верхнему кольцу. 4. Теперь будем делать стойки – без них каркас абажура не получится. Заранее делаем рёбра. Длина будет соответствовать нашему эскизу, количество рёбер – на ваше усмотрение. К основной длине прибавляйте около 6 см на скрепление. Концы ребер с помощью плоскогубцев нужно отогнуть в сторону. За эти хвостики рёбра потом приматываются тонкой проволокой к малому кольцу. 5. Далее делаем всё по аналогии с первыми этапами работы. Второе кольцо будет широким, замкнутый круг также скрепляем его суперклеем. Крепко привязываем второе кольцо перемычками. 6. Нижнее кольцо делаем точно так же. Вот только замыкаем его с запасом 4-5 см. 7. Вот мы практически и узнали, как сделать каркас для абажура своими руками . Осталось покрасить конструкцию белой эмалью. Красим всё, кроме центрального кольца. После того, как каркас готов, его нужно обшить тканью. Можно не обшить, а просто обмотать. Это отдельная процедура, которая, впрочем, тоже особой сложности не представляет. Если вы собрались обматывать абажур только тканью, для начала его предстоит обмотать хлопчатобумажной тесьмой. Только подвес и арматуру не нужно обматывать. Расчёт тесьмы таков: длина каждой стойки + длина каждого кольца, всё умножаем на 3. Далее производим обмотку. После того, как вся тесьма обмотала каркас, можно приступать к обшивке тканью. Есть ещё один вариант, как сделать каркас для абажура. Ответ прост – использовать старый абажур. Самое простое решение, как ни крути. Если своего нет, купите старую вещь по объявлению. Но если всё же настроены сделать красоту своими руками, следуйте вышеперечисленным рекомендациям. Удачи!
Самые подходящие и доступные материалы – это бумага и ткань . Они легко поддаются трансформации, с ними хорошо знаком каждый из нас и их можно найти в каждом доме . Замечательные светильники получаются и из нитей или пряжи. Естественно, что для плафонов можно использовать и стекло. В домашних условиях это обычные или необычные, с интересной формой, банки или бутылки . В особо смелых проектах замечены и пластиковые емкости, и упаковки из-под кофе, и пластмассовые детские игрушки.
Кроме того, не стоит откидывать такие варианты, как ротанг, бамбук и каучук. В качестве основы для будущего изделия может послужить как просто сырье, так и уже готовое изделие. Так, например, дизайнеры наловчились создавать восхитительные абажуры из бус, глобусов, частей сервизов, зеркальных осколков и даже скомканных нотных листов! Стоит лишь присмотреться к окружающим вас предметам…
Понимая, как трудно перейти от мысли к действию, тем более увидеть в обычной банке изысканный аксессуар, мы подготовили для вас несколько мастер-классов. Следуя пошаговой инструкции, вы без труда смастерите милые сердцу рукотворные обновки для любой комнаты в доме.
Коль мы уже озвучили материалы, пригодные для изготовления плафонов и абажуров, начнем с бумаги.
Для работы нам понадобятся:
Совет! Прежде чем приступить к работе, определитесь с размерами плафона в готовом виде. В нашем примере диаметр равен 30 см, значит, нам потребуется кусок картона длиной 90 см.
Совет! Вместо бабочек можно вырезать снежинки, звездочки или цветочки. Решайте сами, что вам больше нравится.
Если порасспрашивать наших бабушек, они непременно вспомнят торшеры с абажурами в виде перевернутого ведерка, перетянутые цветными нитями. Точно такой же мы можем сделать и своими руками.
Нам понадобится:
Приступаем к изготовлению.
Вот наш плафон из далеких 60-х и готов, осталось только вставить патрон и собрать люстру в произвольном порядке.
Еще одна оригинальная идея для абажура своими руками тоже связана с тесьмой, но не однослойной, а с бахромой. Что нам для этого нужно?
Приготовьте:
Совет! Тесьму с бахромой можно приобрести в магазинах, торгующих декором для штор и мебели.
Совет! Учтите, что леска может расплавиться под воздействием горячего клея, поэтому старайтесь не наносить его прямо на леску. Капните клей на бумагу, дайте немного остыть, и потом нанесите на леску.