Реферат на тему: «Методики восстановления эмоционального равновесия», «правила психогигиены общения».
Автор: Мамаева Светлана Александровна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества муниципального образования «Город Донецк».
Описание:
Эта работа посвящена таким важным вещам, как эмоциональное равновесие и гигиена общения наших детей. Так как это весомые составляющие именно при социализации и индивидуализации подрастающего поколения.
Содержание
I. Введение.
II. Методики восстановления эмоционального равновесия.
2.1. Виды и роль эмоций в жизни человека.
2.2. Осознание ответственности за свои поступки.
2.3. Значение эмоциональной устойчивости педагога
методики её сохранения.
2.4. Примеры психологической помощи.
III. Правила психогигиены общения.
3.1. Роль общения в психическом развитии человека.
3.2. Общение и воспитание.
3.3. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми.
3.4. Педагогическое общение.
3.5. Психогигиена - без психических перегрузок.
3.6. Принцип «Не вреди!» Как основа психогигиены общения.
IV. Заключение.
V. Литература.
I. Ведение.
В наш век научно-технического прогресса, когда современный человек все большее количество времени проводит перед монитором компьютера, когда удельный вес живого общения становится все ниже, а качество общения претерпевает значительные изменения в силу подмены людей в различных сферах деятельности «умными машинами», эмоциональные переживания для человека сохраняют свою необходимость и приоритетность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности, как один из источников познания окружающей действительности. В таких условиях жизни ребёнку необходима поддержка, как дома, так и в образовательных учреждениях. Как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования. И в том и в другом случае трудно переоценить роль педагогической поддержки при социализации и индивидуализации подрастающего поколения. При этом в систему педагогической поддержки, по словам О.С. Газмана, входит психологическая, социальная и медицинскую поддержка. Семантический и педагогический смысл понятия "поддержка" заключается в том, что поддерживать можно только то, что уже есть в наличии (но на недостаточном уровне). Предметом педагогической поддержки становится, таким образом, процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Эта работа посвящена таким важным вещам, как эмоциональное равновесие и гигиена общения наших детей. Так как это весомые составляющие именно при социализации и индивидуализации подрастающего поколения.
Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии научения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением» .
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающиеся в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека .
Большинство людей знают, какого рода ситуации интересуют их, вызывают отвращение, заставляют ощущать гнев или чувство вины. Практически каждый человек испытывает интерес, наблюдая прогулку астронавта в космосе, отвращение – видя грязь, гнев – будучи оскорбленным и вину – уклоняясь от ответственности за близких.
Так отсутствие эмоционального общения, интимного контакта младенца с матерью приводит к плохому развитию младенца, к частым болезням, ущербной эмоциональности, холодности, низкой способности к сопереживанию и сочувствию. А без всего этого ребенок, повзрослев, не сможет стать полноценным членом общества.
Из этого мы можем сделать вывод, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей и инстинктов. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Они являются не только оценкой законченных действий. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием и исключительной важностью роли человеческих эмоций.
II. Методики восстановления эмоционального равновесия.
2.1. Виды и роль эмоций в жизни человека.2.3. Значение эмоциональной устойчивости педагога, рекомендации её сохранения.
Трудно переоценить значение эмоциональной устойчивости педагога. Ведь личность педагога, учителя, оказывает огромное влияние на развитие личности подрастающего поколения. Наличие эмоциональной напряженности проявляется не только у молодых специалистов, но и у педагогов со стажем. Напряженные ситуации педагогической деятельности приводят к неадекватным оценкам происходящего, к импульсивным действиям по отношению к воспитанникам, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности .
В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда учитель, воспитатель теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т.д.) форме. Подобного рода эмоциональные реакции присутствуют и деятельности опытных педагогов, в которой нередко проявляются способы разрядки эмоций на рабочем месте.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения и восстановления эмоционального равновесия в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Приведенные ниже рекомендации помогут сохранить эмоциональную устойчивость, эмоциональную выразительность, позволят лучше понять себя, позитивно воспринимать события жизни, что будет способствовать развитию умения, безусловно, принимать людей, события такими, какие они есть.
Причём, надо добавить, что эти рекомендации подойдут не только работникам образования, а всем, кто испытывает подобные проблемы.
1. Станьте интересным человеком! Для этого надо получить новые знания. Любое новое знание обогатит и разнообразит ваше общение с другими людьми.
2. Цените то, что хорошо. Даже в самых тяжелых ситуациях есть позитивные моменты. Их надо найти. Несмотря ни на что, у вас обязательно есть дела, которые получаются хорошо. Вспомните о них. У вас хорошо выходит плов? Вы танцуете? Поете? У вас умный кот? Ваш пес показывает чудеса дрессировки? А ребенок первым своим словом назвал вас? Разве это не хорошо? Разве это не останется таким?
3. «Если бы я не был (он не был, мы не были бы …)…» Воображаемый диалог о том, что было бы, если … поможет вам лучше осознать ваши возможные потери и приобретения. Он позволит посмотреть вам на свою жизнь иначе, откроет ваши новые чувства.
4. Коллаж из достоинств (я вижу, что они есть). Потратьте немного времени и соорудите его для себя. Вырежьте из бумаги, журналов и красиво наклейте на большом листе список ваших достоинств. Он украсит не только вашу комнату, но и вашу жизнь.
5. «Острый диалог». Поссорьтесь с ним без него. Выговорите ему все, что хотели бы сказать, но не забывайте и его реплики. Это диалог – вас двое – хотя собеседник и воображаемый.
6. Записки о хорошем настроении. Пишите их себе и близким. Пишите только о хорошем в своем настроении и их настроении. Вы увидите, что его не так уж мало.
7. Развивайте навыки социального поведения. Читайте книги о правилах поведения, об этикете. Ваше поведение будет нравиться вам, да и окружающие оценят перемены в вас. Это придаст вам уверенность и шарм.
8. Вы и ваша социальная роль (разговор с незнакомцем). Вам надоело быть учительницей (мамой, кухаркой, женой и др.). Поговорите с вашей социальной ролью. Выслушайте ее и себя тоже. Это поможет вам уточнить, что же вы – роль или живой человек.
9. Умейте расслабляться! Напомним некоторые способы: рукоделие, музыка, декламация стихов, танцы, массаж, посещение магазина, дыхательные упражнения, бокс с невидимым противником, общение с детьми, логический самоанализ событий, чтение детективов.
Ежедневно 2-3 минуты на анализ общения, строгий анализ ошибок, которые постарайтесь исправить в ближайшее время.
- учиться отдыхать от общения, создавать для себя полосы молчания, хотя бы 2-3 часа в неделю. При этом полезно заниматься аутогенной тренировкой.
- не допускать однообразия общения.
- нельзя постоянно быть в рамках социальной роли – отдохнуть от себя как от партнера общения, побыть какое-то время другим.
- нельзя надолго оставаться лишенным духовного общения, чтобы не механизировался внутренний мир.
10. Одежда и внешность. Поход в парикмахерскую и новая одежда преобразует ваше самоощущение. Постоянство в этом деле не самый верный помощник для жизни.
11. Приветствие. Научитесь выражать его по-разному. Предлагаемые вам словесные формулы только начало для вашего личного творчества.
12. Анонимная беседа. Телефон доверия, незнакомец в пути, случайный сосед на скамейке в парке, таксист – люди, с которыми вы можете поговорить о своих личных проблемах. Выговорившись, вы почувствуете облегчение, а они поймут, что сделали доброе дело, выслушав вас.
13. Комплименты. Это знак внимания к другим людям. Умейте их сказать, захотите их сказать.
14. Имейте, что сказать… Ваши любимые темы? Да, они должны быть. Но есть и темы общие. Такой общей темой может быть то, что непосредственно присутствует в ситуации, что объединяет всех людей в ней. Это и есть общая тема.
15. Начало разговора. Не знаете с чего начать? Проявите интерес к собеседнику. Это правило давно известно. Именно от интереса к другому человеку можно перейти к любой другой теме.
16. Поддержание разговора. Говорят, что разговор становится бесконечным, если люди начинают говорить о себе. Попробуйте задавать вопросы о собеседнику.
17. Учитесь слушать активно. Кивок головой, взгляд в глаза, поза, направленная к собеседнику, реплики согласия и удовлетворения, уточнение мысли говорящего – это и наука и искусство активного слушания.
18. Путешествие. О пользе путешествий известно давно. Часто расстояние при этом не имеет значения. Важны впечатления, которые вы получаете.
19. Елочные игрушки. Их созерцание и перекладывание задолго до Нового года рождает чудесное настроение, позволяет увидеть свою жизнь в новом свете.
20. Семейный альбом. Не забывайте о старых фотографиях. Кроме ностальгических чувств, они помогут заново пережить жизненные достижения.
21. Минуты спокойствия. Они необходимы каждому. Научитесь находить их для себя и пользоваться ими, расслабляясь до конца. Удобно устроившись, проведя несколько минут наедине с собой, вы сможете привести ваши чувства в порядок, отдалите суетное и случайное от важного, существенного для вас.
22. Научитесь выражать свои чувства словами. Помните, что окружающие просто не обязаны разгадывать их, да и к тому же они погружены в свои собственные чувства. Сделайте свои чувства открытыми – в этом вам помогут ваши Я-высказывания:
Я хочу …
Я могу …
Я собираюсь …
Я думаю …
Я чувствую себя …
Вместо точек, продолжая это высказывание, вы говорите только о себе, о свои чувствах, исключая обращение к «вы», «мы», «ты».
Не надо ссылаться на кого-то или что-то, пусть ваша открытость будет вашим текстом, доступным для понимания окружающими.
23. Изменение жизненного пространства. Перестановка мебели в доме – это не только обновление внешних условий жизни, это одновременно и путешествие к собственному «Я», поиск его новых, часто неожиданных для самого себя качеств.
24. Рисунок. Сделайте шедевр. Выберите спокойную минуту и на чистом листе бумаги фломастером, карандашом, красками – чем хотите – выразите свое состояние. Ваш шедевр может заслужить не только ваше внимание.
25. Танец для себя. Да, для себя под музыку, которая вам очень нравится, а вы нравитесь или понравитесь себе, когда почувствуете влияние музыки на вас, танцующую.
26. Сравнение. На кого вы сейчас похожи? На что вы сейчас похожи? Радует ли вас этот образ? Если нет, стоит найти более симпатичное сравнение. «Я похожа сейчас на …» Надеюсь, что не на мокрую курицу.
27. Сказки. Вы давно их не читаете? Стоит прочитать хотя бы несколько сказок Г. Андерсена. Он ждет вас, спешите.
28. Найдите новое слово. Вы постоянно думаете о том, что вы «должны». Замените в своих мыслях это слово другим, например, «я хочу», «я согласна».
29. Сделайте неожиданно для себя действие, сделайте то, что вам хочется, например, поднимите камешек с дороги и подбросьте его вверх. Посмотрите, сколько неожиданных радостей вы можете подарить себе. Верните на время свое детство .
2.4. Примеры психологической помощи.
Часто родителям и педагогам приходится самостоятельно решать психологические проблемы в общении - межличностном и профессинальном. Приведенная ниже информация может быть использована для решения этих проблем. При тактичном и гибком применении она может послужить рычагом в улучшении отношений родителей с детьми, взаимоотношений учителей с учащимися.
Спрашивают:
- Как успокоить человека, если плачет "на людях"?
- Смотря почему плачет. Если хоронит близкого - не надо мешать ему плакать. Иногда сердобольные друзья и подруги при очередном приступе горя хватают за плечи, начинают трясти: "Прекрати сейчас же! Возьми себя в руки!" Это не самый лучший вид помощи. Горе требует времени. Это как рана, ей нужно зажить. Или как нарыв, ему нужно вскрыться.
Иногда это требование только вредит. Если бы человек мог взять себя в руки, он бы это уже сделал. Любители фразы "Возьми себя в руки!" часто вызывают обратную реакцию: человеку теперь хочется плакать и от обидного тона этой фразы, осуждающе-отчужденного, снисходительно-покровительственного, брезгливого...Даже в самом лучшем случае в ней слышится упрек, неодобрение. Притом она не содержит того, "чем" и "как" брать себя в руки! Не надо противопостовлять этому человеку себя, надо как бы "войти" в его темпоритм. Можно сказать ему (ей) в убыстренном темпе, в ритме обеспокоенной взволнованности:
- Знаю, тебе трудно, не напрягайся, плачь, раз уж иначе не можешь. Плачь! Только при этом старайся услышать, чго я говорю, и отвечай мне. Вот посмотри сюда, что это?
(показать на любые предметы и спросить о них).
Вопросы рассчитаны на ограниченную возможность плачущего - на ответ одним словом. В продолжение минуты-двух постепенно замедляется, выравнивается темп вопросов и ответов. Необходимость видеть и говорить снимает доминирующее аффективное напряжение за считанные минуты, особенно, если это сочетается с ходьбой. Плачущему необходимо знать, что его не осуждают за слезы, что его не бросят в беде, что ему сочувствуют.
Есть люди, которые любят, чтобы их утешали. После нескольких попыток утешить и успокоить их они выпрашивают новые порции утешений. Чтобы не подкреплять их слез своим участием, не способствовать развитию плаксивости, следует с мягкой сдержанностью отстраниться, оставить или замолчать, занявшись своим делом. А если этот человек молод, то, не утрачивая доброжелательного тона, можно внушить спокойно и властно:
- Ты сейчас успокоишься, потому что тебе уже выдана полная мера нашего искреннего сочувствия. И плакать теперь уже некогда, дело ждет.
Из любителей выпрашивать утешение находятся и такие, которые облегченно успокаиваются после того, как на них прикрикнут со свойской суровостью: "Хватит! Слезы-то кончились, а ты все плачешь!"
Выбор способа помощи и степени участия нужно соотносить с обстоятельствами и с характером человека. Когда ему хуже, чем окружающим, надо ненавязчиво помочь ему делом, и сочувствием, и утешением, и возможностью "излиться". А если человек уже злоупотребляет вниманием, хотя причины его переживаний незначительны или уже устранены, то после вышеупомянутых способов помощи можно прибегнуть к спокойной властности короткого, но энергичного внушения .
III. Правила психогигиены общения.
3.1. Роль общения в психическом развитии человека.3.6. Принцип «Не вреди!» Как основа психогигиены общения.
Когда человек говорит: - Такой уж у меня характер! -он снимает с себя ответственность за его проявления...
- Как я могу судить о своем характере! - он освобождает себя от самопонимания и самоконтроля...
- Характер - это мое личное дело! - отметает претензии и попытки его коррекции...
В этих привычных фразах, прежде всего, позиция безответственности, лености мышления, бездумность. Иногда - воинствующее невежество.
Дети легко перенимают те позиции, которые не требуют психического усилия. И прежде всего - позицию безответственности.
Кто из родителей смог задуматься о своем характере, тот может стать другом своих детей. И тогда они задумываются... Хотя бы о том, что такое характер. Не так уж важна точная научная формулировка. Лишь бы вошло в сознание, что в содержании понятия "характер" главное - это отношение человека ко всему и ко всем и способы его выражения. В данной работе для нас имеет значение, как относится человек к людям и к себе и как это выражается именно в общении.
Общение нуждается в санации (оздоровлении). Необходима повсеместная упорная просветительная работа, нужно нести, насаждать, укоренять психогигиену общения. И начинать нужно с родителей.
Среди разделов психогигиены наиболее важным для всех воспитателей является психогигиена общения. Этот раздел требует особого внимания. Эта отрасль психогигиены, не утрачивая своего значения как медицинской науки, настолько близко подошла к психологии, что в психиатрических учреждениях получила прописку именно в кабинете психолога, в зоне его компетенции. Это потому, что закономерности общения и способы его сознательной регуляции рассматривает именно психология. Тогда что же здесь от медицины?
Прежде всего - принцип "Не вреди!". Не вреди нервно-психическому здоровью человека, группы, общества. Кроме того, та информация, на которой базируется этот принцип, относится к медицинской психологии. А медицинская психология многое вобрала в себя из неврологии и психиатрии.
Психогигиена общения, как и психогигиена вообще, может приобретать различные акценты и профили в зависимости от области своего приложения. Например, приложением психогигиены общения к работе медицинских учреждений является врачебная деонтология - наука о врачебной профессиональной этике. Здесь тот же принцип "Не вреди!", но его базисная информация имеет медицинский профиль, хотя и остается в компетенции психолога. Это наука о нормах поведения медперсонала в общении с больными. Приложение психогигиены общения к работе воспитателей - педагогическая деонтология. Конкретные положения, нормативы и правила деонтологии определяются спецификой учреждения, профессии. Но везде они подчинены принципу "Не вреди!".
Каждый современный человек (особенно городской) общается с неисчислимым многообразием человеческих индивидуальностей, и каждая личность - это целый мир. Поэтому сфера общения чрезвычайно сложна. Она связана абсолютно со всеми сторонами человеческой жизни. Общение взрослых людей с человеческим детенышем делает его человеком. В сфере общения формируются ценностные и другие ориентации человека. Сфера общения - самый мощный источник тех факторов, которые определяют наше психическое состояние, вплоть до нервно-психического здоровья и его нарушений...
Помимо психогигиены, существует ли в сфере общения иная нормативная регуляция? Существует.
Какие орудия социального контроля ее выполняют?
Прежде всего - право, т. е. установленные государством правовые нормы поведения людей.
Есть и другой вид социального контроля над сферой общения: нравственно-этический. Каждое действие и каждое слово человека (менее строго - почти каждое) в различной степени способствует либо добру, либо злу, приносит либо пользу, либо вред.
В качестве синонима нравственной, моральной практики нередко употребляют слово "этика", тогда как этика - это прежде всего учение, наука о морали, ее теория. Однако эта наука, кроме задач теоретических, имеет важную для нас область социально-практического приложения - это проблемы нравственного воспитания человека.
Нравственность никогда не выступает сама по себе. Она всегда проявляется в чем-то и не ограничивается какой-то определенной сферой явлений. Поэтому для нравственного воспитания могут быть использованы любые обстоятельства, тем более в сфере общения.
В самой практике общения выражается такая высокая степень органической связи между этикой (моральной практикой) и психогигиеной общения, что трудно заметить, где кончается одна и начинается другая. Соблюдение принципа "Не вреди!" совпадает с положительным знаком нравственности, т. е. служит добру. Нарушение этого принципа психогигиены всегда открывает шлюзы зла. Т. е. сама психогигиена общения (и наука, и практика), находясь на службе охраны нервно-психического здоровья, вместе с тем способствует нравственному контролю.
Без психогигиены общения (без ее принципа "Не вреди!" и без ее информации о психологических закономерностях общения) моральная практика может совершенно неожиданно обрести отрицательный знак (человек, полагая, что делает добро, порождает зло или при видимом соблюдении правовых норм другому человеку приносится вред). Несоблюдение принципа "Не вреди!" в конечном итоге служит одной из основных причин многих сердечных заболеваний и нервно-психических расстройств.
Соблюдение правил психогигиены общения - один из важнейших путей психологической помощи и непременное ее условие.
Самый главный принцип общей психогигиены - "Не вреди!" - является базисным и в психогигиене общения. Все ее правила так или иначе основываются на этом принципе.
Самое первое правило психогигиены общения содержит требование - подчинить все свое поведение этому принципу.
Второе правило является продолжением первого: всем своим поведением (и информационным в том числе) способствовать распространению этого принципа и формированию самоконтроля в сознании людей.
Третье правило требует способствовать всем своим поведением ликвидации последствий нарушения этого принципа среди окружающих.
Нравственное воспитание наших детей удобно сочетать с формированием в их сознании этого принципа и усвоением этих самых основных правил. Чем раньше они организуют поведение человека, тем выше будет уровень его нравственного сознания и ответственности, тем гармоничнее и полноценнее он будет как член общества.
Но чтобы реализовать эти правила в повседневном поведении детей, необходимы взрослые с сильным положительным моральным характером, чтобы они могли вызвать непроизвольное стремление им подражать .
3.7. Умение слушать, как один из элементов психогигиены общения.
Умение слушать - великое и достаточно редкое умение. В него включается и умения слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слушать помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения - и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.
Умение ребенка слушать - один из показателей готовности ребенка к школе. Когда навык несформирован, ребенок задает вопрос и убегает, не дослушав ответ: перебивает говорящего или переключается на другое занятие, пока тот говорит. Шаги, составляющие данный навык: ребенок смотрит на человека, который говорит, не перебивает, пытается понять, что было сказано, говорит «да» или кивает головой, а чтобы лучше понять, может задать вопрос по теме.
Едва ли есть универсальная формула умения слушать, предпочтительный стиль слушания определяется психотипом рассказчика, да и разные ситуации требуют разного. Деловое слушание - это преимущественно фиксация информации и повтор основных смысловых пунктов. Личное слушание более разнообразно. Когда-то это взаимопомощь с вчувствованием и отражением чувств, когда-то живое развлечение собеседников, предполагающее и обмен яркими эмоциями, и уместный анекдот в ответ, и дружеские наезды.
При любых типах слушания важнейшим моментом является внимание к собеседнику, внимание к тому, что он говорит.
Вторым по важности моментом качественного слушания являются точные подстройки под собеседника. Подстройки по жестам, по выражению лица и глаз, темпу речи, словарю и ценностям, подстройки по дыханию - все это создает ощущение "мы вместе, мы свои" и улучшает контакт в общении.
Что касается зрительного контакта, то здесь важнее не сколько, а как. Большинство людей избегают в общении смотреть в лицо и глаза собеседнику, примерно столько же, когда смотрят, выражают недоверие и критику, так или иначе негативную оценку. Правильно учить людей смотреть в глаза чаще, но еще важнее - смотреть доброжелательно, с теплой поддержкой.
Чтобы заслужить репутацию достойного собеседника, полезно знать, что такое конфликтогены - и в своем общении их не использовать. Категоричные негативные оценки и возражения, упреки и обвинения, жалобы и оправдания, как и в целом, общение в кругу негативных тем - помеха качественному общению. Напротив того, освоенный навык Тотального Да сделает ваше слушание одновременно и продуктивным, и приятным: собеседник будет уверен, что вы его слышите и понимаете, в то время как вы действительно смогли услышать то дельное, что человек хотел сказать.
Не важно, с какого приема вы решите начать тренировать навыки грамотного слушания - все, что вы освоите, будет очень полезным .
IV. Заключение.
Изучив материал по теме «Эмоциональное равновесие человека» можем сделать вывод, что значение эмоций в жизни человека, в его деятельности, общественном развитии трудно переоценить. Где бы мы ни находились: дома в семье или на работе, в обществе друзей или среди незнакомых людей, в театре или наедине с собой – мы всегда воспринимаем окружающее на нас воздействие, как-то оцениваем его, как-то к нему относимся. И всегда и везде это восприятие сопровождается определенным нашим внутренним отношением ко всему происходящему. Человек переживает то, что с ним происходит и им же совершается: он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему обеспечивает наличие эмоций.
Также мы убедились, что эмоциональное здоровье имеет огромное значение для полноценной жизни каждого человека.
Также теперь мы знаем, что здоровый эмоциональный фон не возможен без соблюдения правил, обеспечивающих психогигиену нашего общения. А общение в свою очередь формирует личность человека.
В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек большинство своего времени проводит в обществе: на работе в офисе, в семье, с друзьями. Любая общественная деятельность не обходится без нее, также существует множество профессий, где необходимы навыки общения с людьми: учителя, юристы, журналисты и политики и т.п.
. Через других людей, развитых, образованных эрудированных и эмоционально созревших, мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
общение является неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. Влияние на нас общественного мнения доказывает это. Также существует множество способов влияния людей друг на друга, например, гипноз, шантаж, мода, внушение.
общение - это потребность, оно является целью отношений с окружающими людьми.
общение - это источник знания и понимания окружающих.
Если общение человека полноценно, то он чувствует себя удовлетворенным и счастливым, это способствует развитию его возможностей, самореализации и успеху. Если же человек напротив, мало общается, замыкается в себе, то он развивает в себе комплекс неполноценности, лишает себя полезной информации и новых возможностей, общее психическое состояние человека ухудшается. Таким образом, значение общения в жизни человека очень велико.
Не стоит забывать, что полноценное общение возможно только в обществе, которое соблюдает психогигиену общения!
Всё детям и всё для детей, а мне ничего не нужно - многим знаком такой подход к жизни. Что же в это время происходит с вашим организмом? Например, волчица поймала зайчонка, а семеро голодных волчат ждут в логове пищу. Как поступит волчица? Съест сама или отнесёт детям? Эмоциональное равновесие.
Эмоциональное равновесие!
Многие скажут: отнесёт детям. А дальше? Дети сыты, но силы матери на исходе. Сможет ли она снова поймать зайчонка? Нет. Потому что не хватит калорий для быстрого бега. Если так будет продолжаться, то пища волчатам будет поступать всё реже и реже, пока волчица не умрёт от голода, а за нею - и её детёныши. Эмоциональное равновесие.
Другой вариант: волчица съела заячью ногу, обретя таким образом новые силы, а остальное отнесла детёнышам. Сама же, полная энергии, вновь отправляется на охоту, чтобы добыть косулю. Таким образом популяция волков выживает из поколения в поколение. Это не эгоизм, а логика искусства выживания.
Если человек в первую очередь кормит других, но только не себя, прежде всего даёт другому, а не себе, в организме нарушается как физическое, так и духовное равновесие. Кто же тебя так полюбит, как не ты сам? Также и органы - желудок, печень, почки, кишечник - будут «брать пример» с такого человека и отдавать свою энергию другим органам. В системе нарушится равновесие. Создастся очередной хаос, который, по возможности, следует быстрее преодолеть, изменив свои привычки. Удачи!
Неуравновешенность как причина заболевания может привести к появлению в сознании разнооформленной негативной информации. В дальнейшем это может отразиться также на умственной сфере в форме страха, злобы и придирчивости. При посредничестве головного мозга эти эмоции распространяются по организму. Страх может стать причиной катаболизма (нарушения обмена веществ), злоба приводит к метаболизму (обмен веществ в больших количествах), а зависть, гордыня и придирчивость ухудшают анаболизм (функцию роста клеток). Например, превышение катаболизма в организме становится причиной злобы, зависти, ревности; ухудшение анаболизма усиливают чувство собственности, придирчивость и гордыню. Таким образом, диета, привычки, окружающая среда и нарушение эмоционального равновесия тесно взаимосвязаны.
Любое нарушение эмоционального равновесия вызывает слабость мышц.
Негативные эмоциональные факторы могут вызвать образование токсинов в организме. Постоянная злоба, например, полностью меняет флору желчного пузыря, желчных протоков и тонкой кишки, ухудшает метаболизм, вызывает воспаление слизистой оболочки желудка и воспаление слизистой поверхности тонкого кишечника . Подобные изменения, вызванные страхом и беспокойством, характерны и для флоры толстого кишечника. Живот вздувается от газов, которые скапливаются в толстом кишечнике, вызывая болезненные ощущения. Часто эти ощущения ошибочно связывают с болями в сердце и печени. Так как подверженность эмоциям может вызывать боли, рекомендуется не сдерживать ни эмоции, ни такие проявления деятельности организма, как кашель, чихание, испускание газов.
Люди, как правило, не осознают, какое количество болезней происходит от недостатка эмоционального равновесия. Например, приблизительно 7 миллионов американцев каждый день принимают лекарства от боли в спине. Доктор Джон Сар- но из Реабилитационного медицинского института в Нью-Йорке считает, что эмоции, напряжение, беспокойство и депрессия являются причиной по крайней мере 80% случаев заболеваний спины 5 . В предисловии к своей книге, которая называется "Ни одна из этих болезней", доктор С. Макмиллен, хорошо осведомленный в фактах, пишет:
"Медицина признает, что такие эмоции, как страх, печаль, зависть, обида и ненависть, несут ответственность за большинство наших болезней. Подсчеты колеблются в интервале от 60 до почти 100%. Эмоциональное возбуждение может вызвать высокое кровяное давление, токсический зоб, головные боли, артрит, апоплексию, сердечные заболевания, желудочно-кишечные язвы и многие другие болезни. Как врачи, мы можем выписать лекарства против симптомов этих болезней, однако мы мало что можем сделать против основной причины - эмоционального волнения" 6 .
Именно здесь на помощь приходит христианство. Бог может изменить человека полностью и помочь ему преодолеть свои вредные эмоции. Легко представить, как такое изменение может способствовать благополучию истинного христианина. Давайте рассмотрим несколько эмоций, которые могут причинять вред здоровью, чтобы научиться с ними бороться.
Гнев является одним из первых в списке вредных эмоций. Ненависть, противление и обида - все эти эмоции осуждены в Божьем Слове. Чем же с ними бороться? Любовью. Мы любим Бога. Мы любим наши семьи. Мы любим наших братьев и сестер во Христе. Любовь - прекрасна, и она является Божьей заповедью. Дело в том, что любовь друг к другу является отличительной чертой учеников Иисуса Христа. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13:35). Однако наша любовь не должна на этом останавливаться. Нам заповедано, что мы должны любить даже наших врагов. Иисус Христос подал пример такой любви, когда Он молился за тех, кто Его пригвождал. Мы должны быть исполнены Божьей любовью настолько, чтобы для нас было невозможно ненавидеть кого-либо. Это окажет очень положительное воздействие на нашу жизнь!
Страх, беспокойство и чувство неуверенности создают напряжение, которое наносит большой вред нашему физическому состоянию. Христианин может одержать победу надо всем этим. Раз за разом Божье Слово нам говорит: "Не бойтесь!". Даже в присутствии смерти Господь сказал одному отцу, который находился в сильной печали и замешательстве: "Не бойся, только веруй" (Марк. 5:36). Тот, кто сказал: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле", также обещал: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мтф. 28:18, 20). Иисус не только имеет всю власть и постоянно находится рядом с нами, но Он также заботится о нашем благополучии. Он печется о нас (1-е Пет. 5:7). Самое надежное место во всем мире находится в центре Божьей воли. Псалмопевец заявляет: "Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двигнулись в сердце морей" (Пс. 45:2, 3). Давайте скажем вместе с Давидом: "Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь - крепость жизни моей: кого мне страшиться?" (Пс. 26:1). Помните всегда, что: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх" (1-е Иоан. 4:18*). Находясь в безопасности, под защитой Божьей руки, свободный от страха и беспокойства, христианин должен наслаждаться благословением хорошего здоровья.
Психологи и психиатры соглашаются в том, что для маленького ребенка очень важно знать, что его кто-то по-настоящему любит. Если он чувствует себя отверженным или нежеланным, то это может вызвать серьезные проблемы в его здоровье, а также отрицательно повлиять на развитие его личности. Взрослым людям также необходимо знать, что кто-то их любит. Один богатый человек, который жил один, сказал: "Я бы отдал все что угодно, если бы рядом со мной был кто-нибудь, кто беспокоился бы обо мне, когда я поздно возвращаюсь с работы". Одиночество, чувство отверженности, ощущение, что тебя никто не любит, - все это может вызвать подавленность, уныние и даже потерю здоровья. Находясь в таком состоянии, человек нередко задумывается о самоубийстве. Слава Богу, христиане всегда могут быть уверены в том, что рядом с ними есть друг, который ближе, чем брат (Прит. 18:24). Он нас любит очень искренно, о чем свидетельствует Его жертва. Бог нас любит, потому что это заложено в Его природе, точно так же как роза издает свой аромат просто потому, что она - роза. В связи с тем, что Его любовь не зависит от того, насколько человек ее заслуживает, она постоянна и вечна. Господь говорит: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Иер. 31:3). Если мы будем знать, что Бог нас любит искренно, то мы освободимся от страха и неуверенности, которыми сегодня исполнены многие люди.
Один очень мудрый человек сказал: "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Прит. 17:22). Счастье имеет большое значение для нашего здоровья и нашего благополучия вообще, однако как мало людей кажутся по-настоящему счастливыми! Сколько радостных лиц вы видите на улицах города? Истинная радость - это плод Духа в соответствии с перечислением, которое мы находим в Послании к Галатам (5:22). В Послании к Римлянам (14:17) говорится о "радости во Святом Духе". В послании к верующим фи- липпийской церкви Павел увещевает их следующими словами: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Фил. 4:4). Возможно, мы не сможем радоваться всегда ввиду разных обстоятельств, но мы всегда можем радоваться в Господе. Один великий предводитель иудейского народа, который вернулся из вавилонского плена, сказал своему народу, что ему следовало не печалиться, а радоваться, потому что "радость пред Господом - подкрепление для вас" (Неем. 8:10). Дьяволу очень трудно искушать христианина, который чувствует себя совершенно счастливым. Чем можно увлечь человека, который всем доволен и всему радуется? Радость - это очень полезная для здоровья эмоция.
Умственное здоровье, в соответствии с утверждением некоторых врачей, охватывает физическое, социальное, культурное, духовное здоровье, а также все остальные аспекты здоровья. Очень важно, чтобы центр общения, который руководит всеми действиям тела, поддерживался в хорошем состоянии. У христианина есть обетование, которое состоит в том, что: "...мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Фил. 4:7). Конечно, чтобы иметь этот мир, необходимо выполнить определенные условия, которые являются реальными. Во-первых, нам нужно иметь мир с Богом - только в этом случае мы сможем почувствовать внутри себя Божий мир. Когда Иисус Христос готов был покинуть этот мир, дар, который Он оставил Своим последователям, был мир. Он сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (Иоан. 14:27). Контролировать мысли, возможно, является самой трудной задачей, которая стоит перед христианином. В связи с тем, что мысли производят действия, мы должны прилагать все необходимые усилия, чтобы контролировать наши мысли и не смиряться с вредными мыслями. Надо не забывать о том, что человек не может избавиться от одолевающих его мыслей, просто сказав: "Я не буду думать о...". Он должен заполнить сознание другими мыслями. В связи с этим апостол Павел приводит нам в Послании к Филиппийцам (4:8) список вещей, о которых мы должны думать. В этом библейском стихе говорится следующее: "Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель ц, похвала, о том помышляйте".
Когда одного известного христианина спросили, в чем заключался секрет его жизни, наполненной духовной победой и благословением, он ответил, что сделал Иисуса Христа прибежищем своих мыслей. Нам часто приходится идти то на работу, то в школу или еще куда-нибудь, но, когда мы освобождаемся, мы возвращаемся в себе домой. Когда наш мозг освобождается от разного рода заданий, он должен вернуться к себе домой - к Иисусу Христу.
«Пока мы не познаем состояние внутренней гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья. Но, когда мы освободим вас от болезни, вы сразу заболеете другой болезнью, потому что по отношению к вашей внутренней гармонии ничего сделано не было. Суть вопроса в том, что следует поддерживать вашу внутреннюю гармонию».
Парацельс
Душевное благополучие и позитивный эмоциональный фон являются непременными условиями для сохранения здоровья. Психологический дискомфорт, подавленные отрицательные эмоции и постоянные психо-эмоциональные перегрузки часто приводят к нарушению правильного функционирования организма и запускают патологические механизмы формирования болезни. Каждому известны слова: «Все болезни от нервов», но достаточно мало людей задумываются над тем, как именно можно психологически защищаться от стрессов и жизненных трудностей, как научиться правильному отношению к себе, окружающим людям и внешнему миру в целом, для того, чтобы сохранить или восстановить свое здоровье, справиться с вредными привычками и найти в себе силы изменить свой образ мысли (а, следовательно, и образ жизни) для предупреждения и избавления от болезни.
Центральная нервная система (ЦНС) и вегетативная нервная система (ВНС) – это очень тонкие и чувствительные механизмы регуляции всех жизненных функций организма, которые связывают наши эмоции и настроение с деятельностью абсолютно всех органов и систем. Психологический дисбаланс нарушает правильную регуляцию деятельности сердца и тонуса сосудов, что может служить началом серьезного кардиологического заболевания. Поэтому особое значение следует уделять профилактике и лечению невротических и психосоматических заболеваний, тревожных и депрессивных расстройств (особенно скрытой, соматизированной депрессии), коррекции астенических состояний и синдрома хронической усталости. Положительные эмоции, чувство собственной ценности и адекватная самооценка, ощущение внутренней гармонии и позитивное отношение к окружающему миру укрепляют механизмы здоровой саморегуляции, увеличивают «запас прочности», стрессоустойчивость и общую адаптацию организма, и, в конечном счете, оздоравливают весь организм.
Путь к внутренней гармонии и душевному благополучию не всегда прост и понятен. У каждого человека свой опыт, свои ценности и убеждения, которые либо облегчают этот поиск или, напротив, значительно его затрудняют. Есть принципиальные направления, среди которых человек может выбирать наиболее подходящие для себя. Кому-то больше подойдет индивидуальная психотерапия, кто-то может выбрать занятие восточными практиками, некоторым будут полезны тренинги эффективного общения или обучение самогипнозу – на самом деле, самое главное для человека захотеть быть в гармонии с самим собой, обрести внутреннее спокойствие и позитивное мироощущение.
И поскольку состояние здоровья (или нездоровья) так тесно связано с эмоциональной жизнью человека, то целью любого лечения можно считать не только избавление от конкретного заболевания, но и обучение человека полезным психологическим приемам и техникам, которые позволят предупредить появление новых заболеваний, помогут человеку лучше узнать себя и свои личностные потребности и создадут необходимые условия для личностного роста, духовного развития и, наконец, просто стать счастливым и гармоничным человеком.
Материал подготовил: Аркадий Кузнецов
Красота и Здоровье Здоровье
Наверное, каждому человеку хочется всегда быть спокойным и уравновешенным, а волнения испытывать только приятные, однако получается это не у всех. Честно сказать, так умеют чувствовать себя единицы, а остальные живут, как «на качелях»: сначала радуются, а потом расстраиваются и переживают – к сожалению, второе состояние люди испытывают гораздо чаще.
Что такое душевное равновесие , и как научиться находиться в нем постоянно, если никак не получается?
Многим людям кажется, что душевное равновесие – это утопия. Разве это нормально, когда человек не испытывает отрицательных эмоций, ни о чем не тревожится и не переживает? Наверное, такое бывает лишь в сказке, где все живут долго и счастливо. На самом деле люди забыли, что состояние душевного равновесия , гармонии и счастья является совершенно нормальным, и жизнь прекрасна в разных проявлениях, а не только тогда, когда все получается «по-нашему».
В результате при нарушениях или полном отсутствии эмоционального здоровья серьезно страдает здоровье физическое: возникают не только нервные расстройства – развиваются серьезные заболевания. Если надолго потерять душевное равновесие , можно «заработать» язвенную болезнь, кожные проблемы, заболевания сердца и сосудов и даже онкологию.
Для того, чтобы научиться жить без негативных эмоций, нужно понимать и осознавать свои цели и желания, не заменяя их ничьими мнениями и суждениями. Люди, которые это умеют, живут в согласии и с разумом, и с душой: мысли у них не расходятся со словами, а слова – с поступками. Окружающих такие люди тоже понимают, и умеют правильно воспринимать любую ситуацию, поэтому их обычно уважают все – и на работе, и дома.
Так можно ли этому научиться? Научиться можно всему, если есть желание, но многие люди, жалуясь на судьбу и обстоятельства, на самом деле не хотят ничего менять в жизни: привыкнув к негативу, они находят в нем единственное развлечение и способ пообщаться – не секрет, что именно негативные новости обсуждаются во многих коллективах с большим жаром.
Если вы действительно хотите обрести душевное равновесие, и воспринимать окружающий мир с радостью и вдохновением, попробуйте рассмотреть и использовать методы, которые описаны ниже.
Перестаньте реагировать на ситуации «привычным» образом, и начните спрашивать себя: каким образом я создаю эту ситуацию? Именно так: любые ситуации, «складывающиеся» в нашей жизни, мы создаем сами, а потом не можем понять, что происходит – нужно научиться видеть причинно-следственную связь. Чаще всего на негативное течение событий работают наши мысли – ведь худшие ожидания привычнее, чем ожидание чего-то хорошего и позитивного. Ищите возможности в любой неприятности, и попробуйте реагировать «неадекватно». Например, если на вас «оторвался» ваш шеф, не расстраивайтесь, а обрадуйтесь – хотя бы улыбнитесь, и поблагодарите его (для начала можно мысленно) за то, что он, как зеркало, отразил ваши внутренние проблемы. Кстати, благодарность – лучший способ защитить себя от негатива и вернуть душевное равновесие
. Выработайте хорошую привычку каждый вечер благодарить Вселенную (Бога, Жизнь) за то хорошее, что с вами случилось в течение дня. Если вам кажется, что ничего хорошего не было, вспомните о простых ценностях, которые у вас есть – любовь, семья, родители, дети, дружба: не стоит забывать, что все это есть далеко не у каждого человека. Постоянно напоминайте себе, что вы находитесь не в прошлых или будущих проблемах, а в настоящем – «здесь и сейчас». У каждого человека в любой момент времени есть все необходимое, чтобы быть свободным и счастливым, и это состояние продолжается до тех пор, пока мы не позволяем прошлым обидам или худшим ожиданиям овладеть нашим сознанием. Ищите хорошее в каждом моменте настоящего – и будущее будет еще лучше. Обижаться не стоит вообще – это вредно и опасно: многие практикующие психологи отмечают, что у пациентов, которые долго носят в себе обиды, развиваются самые тяжелые заболевания. В том числе и онкологические. Понятно, что о душевном равновесии
здесь нет и речи. Прощать обиды помогает искренний смех: если не получается найти смешное в текущей ситуации, развеселите себя сами. Можно посмотреть смешной фильм или веселый концерт, включить веселую музыку, потанцевать или пообщаться с друзьями. Разумеется, обсуждать свои обиды с ними не стоит: лучше посмотреть на себя со стороны, и вместе посмеяться над проблемами. Если вы чувствуете, что не можете справиться с «грязными» мыслями, научитесь их замещать: используйте короткие позитивные утверждения-аффирмации, медитацию или небольшие молитвы – например, попробуйте заменять негативную мысль пожеланием добра всему миру. Этот метод очень важен: ведь в один момент времени мы можем держать в голове только одну мысль, и мы сами выбираем, «какие мысли думать».
Учитесь отслеживать свое состояние – осознавайте, что происходит с вами «здесь и сейчас», и трезво оценивайте свои эмоции: если вы разозлились или обиделись, постарайтесь перестать взаимодействовать с окружающими хотя бы на короткое время. Старайтесь при первой возможности помогать другим людям – это приносит радость и успокоение. Только помогайте тем, кто действительно в этом нуждается, а не тем, кто хочет сделать из вас «вешалку» для своих проблем и обид. Прекрасным способом, помогающим вернуть душевное равновесие, являются регулярные физические упражнения. фитнес и прогулки: мозг насыщается кислородом, и уровень «гормонов радости» повышается. Если вас что-то гнетет, вы тревожитесь и беспокоитесь, отправляйтесь в фитнес-клуб или спортзал; если нет такой возможности, просто побегайте или погуляйте в парке или на стадионе – где получится. Душевное равновесие вряд ли возможно без физического здоровья, а человек, не умеющий достигать равновесия, не сможет стать полностью здоровым – у него всегда будут возникать расстройства и заболевания.
Психологи отмечают, что люди, следящие за своей осанкой, подвержены стрессам и тревожности гораздо меньше. Ничего сложного здесь нет: попробуйте сгорбиться, опустить плечи, голову, и тяжело дышать – всего через несколько минут жизнь покажется вам трудной, а окружающие начнут вас раздражать. И, напротив, если вы выпрямите спину, поднимете голову, улыбнетесь и будете дышать ровно и спокойно, настроение сразу улучшится – можете проверить. Поэтому, когда вы работаете сидя, не горбитесь и не «кособочьтесь» на стуле, локти держите на столе, а ноги ставьте рядом – привычка закидывать ногу на ногу равновесию не способствует. Если вы стоите или идете, распределяйте вес тела на обе ноги равномерно, и не сутультесь – держите спину прямо. Постарайтесь осознанно держать осанку в течение нескольких дней, и вы заметите, что плохих мыслей стало меньше, а улыбаться хочется чаще.
Все эти методы очень просты, но они работают только тогда, когда мы их применяем, а не просто знаем о них и продолжаем думать, как нам достичь душевного равновесия и изменить свою жизнь к лучшему.
Теги: душевное равновесие, как обрести душевное равновесие, как восстановить душевное равновесие