Многие слышали о тибетской омолаживающей практике "Око Возрождения" ("5 Тибетцев" или "5 Тибетских Жемчужин"). Ролики с комплексом упражнений под этими названиями можно свободно найти в ютубе, упражнения описаны на многих сайтах. Но далеко не везде данная практика показана и описана правильно от начала до конца. "Око Возрождения" ("5 Тибетских Жемчужин") - не просто физические упражнения, а чрезвычайно мощная энергетическая практика! Она может принести огромную пользу, но, при неправильном выполнении, может и навредить. Поэтому, очень важно выполнять ее ПРАВИЛЬНО.
Ролик с упражнениями и описание предоставлено Джианом Гё Джи, основателем и руководителем центра "Сила Света".
Упражнение Тибетец 2:
Упражнение Тибетец 3:(направление лицом на 90 градусов вправо от )
Упражнение Тибетец 4:(направление лицом на 90 градусов влево от )
Упражнение Тибетец 5:(направление лицом на 90 градусов влево от - на 180 градусов от )
Упражнение Тибетец 6:(направление лицом также, как в )
Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) - отзывы:Правильное и регулярное выполнение упражнений в течение длительного времени дает видимые и ощутимые эффекты. Уходят многие болезни, организм омолаживается. При желании Вы можете найти в интернете множество отзывов. Для каждого практикующего результаты будут индивидуальны. Перечислю некоторые моменты:
Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) - энергетические вихри:Как многие восточные оздоровительные практики, техника Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) воздействует на энергетические структуры человека. Упражнения данной техники обычно называют ритуалами. Так в чем же заключается их воздействие? Практика 5 Тибетских Жемчужин воздействует на 19 энергетических центров (или вихрей). 7 из них расположены в 7-ми чакрах, они считаются основными. Остальные (называемые вспомогательными) 12 расположены на 12 основных суставах. Вихри в здоровом и молодом теле должны вращаться с большой скоростью, обеспечивая энергией (праной) все системы. При сбое или замедлении вращения в каком-то из вихрей, циркуляция энергии нарушается, что приводит к болезням и старению. Данная практика направлена на восстановление скорости и силы энергетических вихрей. У молодого здорового человека вихри выходят далеко за пределы тела. А у особо мощных энергетически индивидов - вихри сливаются в одно огромное плотное энергетическое поле яйцеобразной формы. Энергетическое поле обычного человека тоже напоминает яйцо, но оно имеет различную плотность в разных местах (более плотное ближе к центру и менее плотное на периферии). Динамические характеристики 7 основных вихрей у здорового человека одинаковы, и находятся в гармонии со вспомогательными вихрями. У обычного человека средних лет, не занимающегося энергетическими практиками, основные вихри имеют различные характеристики, нет гармонии со вспомогательными вихрями, сами вихри выходят недалеко за пределы тела. Древняя практика тибетских лам - Око Возрождения - направлена на восстановление нормальных энергетических характеристик всех 19-ти вихрей, что приводит к радикальному оздоровлению и омоложению организма. Описание комплекса упражнений Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) предоставлено Джианом Гё Джи. |
Каждый из нас хочется оставаться красивым в любом возрасте. Но как сохранить молодость и красоту на долгие годы? Древние ламы тибетских монастырей применяли для этого свою методику, секреты которой дошли до наших дней.
Всего пять упражнений в день -- и время для вас будто останавливается. Так утверждают те, кто овладел секретами этих замечательных упражнений.
Для того, чтобы тибетская система реально действовала, применять ее придется ежедневно. Тибетский путь омоложения -- асаны "Око возрождения" Об этой чудодейственной системе, наверняка, слышали многие. Ее называют по-разному. Одни -- «Пять тибетцев», другие -- «Пять тибетских жемчужин», третьи -- «Око возрождения». Упражнения выполняются утром или вечером (а можно и утром, и вечером) -- ежедневно. Пропускать занятия не рекомендуется, особенно, когда вы достигли больших высот. Всего упражнений пять. Но есть еще и шестое дополнительное упражнение, оно не является обязательным. Переходят к нему самые «продвинутые» последователи «Ока».
Практика «Око возрождения» или «6 тибетских жемчужин» от Аниты Луценко
Упражнения "Око возрождения" - это адаптация пяти древних тибетских ритуальных практик, дающих ключ к долгой молодости, здоровью и удивительной жизненной силе. В книге Питера Кэлдера подробно описываются теоретические основы это комплекса упражнений, здесь же мы приводим схемы их выполнения с иллюстрациями.
Перед началом выполнения упражнений предлагаем Вам запустить свое намерение на данные физические занятия. Проговорите про себя или вслух примерно такую фразу «Я посвящаю выполнение этих упражнений…» или «Я намерен обрести/получить…» и дальше можно подключить свою душу и фантазию (примеры: физическое здоровье, гармоничное состояние, равновесие, гармонию души, тела и разум и т.п.).
Исполнение :
Чтобы остановить головокружение после остановки вращения, нужно зафиксировать взгляд на какой-то неподвижной точке. Удобнее всего фиксироваться на кончиках больших пальцев рук вытянутых перед собой (руки вытянуты горизонтально земле, прижаты друг к другу, пальцы сжаты в кулак, кроме больших пальцев, которые смотрят вверх).
Все внимание переносим на ощущения в своем теле.
Рис. 1. Схема выполнения первого упражнения «Око возрождения».
ВАЖНО: Происходит стимулирование жизненной энергии. Также ощущается и положительное влияние на спинной мозг.
Исполнение :
![]() |
![]() |
Рис. 2. Схема выполнения второго упражнения «Око возрождения».
В этом упражнении большое значение имеет координация движений с дыханием. В самом начале необходимо выдохнуть, полностью избавив легкие от воздуха.
Во время поднятия головы и ног следует делать плавный, но очень глубокий и полный вдох, во время опускания — такой же выдох. Ч
ем глубже дыхание, тем выше эффективность практики. Все внимание во время выполнения упражнения предлагаем переносить на дыхание и на ощущения в своем теле, глаза можно держать закрытыми.
ВАЖНО: Наблюдается положительное влияние при артрите, болях в спине, проблемах с желудочно-кишечным трактом, нерегулярных менструациях и симптомах менопаузы.
Улучшаются кровообращение, дыхание, тик лимфы, укрепляется сердце и диафрагма. Уменьшается уровень хронической усталости, подтягиваются мышцы живота.
Исполнение :
Это упражнение требует строгого согласования движений с ритмом дыхания.
В самом начале следует сделать глубокий и полный выдох. Прогибаясь назад, нужно вдыхать, возвращаясь в исходное положение — выдыхать.
Все внимание во время выполнения упражнения предлагаем переносить на дыхание и на ощущения в своем теле, глаза можно держать закрытыми.
![]() |
![]() |
Рис. 3. Схема выполнения третьего упражнения «Око возрождения».
ВАЖНО: Третье упражнение значительно усиливает оздоравливающее воздействие второго. А особенно оно полезно при нерегулярных менструациях, артрите, застое в носовых пазухах, болях в спине и шее.
Это упражнение — комбинация позы Жезла и Позы Стола.
Исполнение :
И здесь ключевым аспектом является дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову — выполнить глубокий плавный вдох.
Во время напряжения - задержать дыхание, и опускаясь - полностью выдохнуть.
Во время отдыха между повторениями - сохранять неизменный ритм дыхания. Все внимание во время выполнения упражнения нужно переносить на дыхание и на ощущения в своем теле, глаза можно держать закрытыми.
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 4. Схема выполнения четвертого упражнения «Око возрождения».
ВАЖНО: Это упражнение улучшает деятельность половых органов, сердца, органов желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы.
Укрепляет брюшную полость, руки, плечи и мышцы живота, улучшает кровообращение, дыхания и ток лимфы.Повышается уровень жизненной силы и укрепляется иммунная система.
Это упражнение — комбинация Позы Собаки и Позы Змеи.
Исполнение :
Исходным положением для пятого упражнения является упор лежа, прогнувшись. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются. Кисти рук ориентированы строго вперед сомкнутыми вместе пальцами. Расстояние между ладонями — немного шире плеч. Расстояние между ступнями ног — такое же. Начинаем с того, что запрокидываем голову как можно дальше назад - вверх. Затем переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх. Одновременно движением шеи прижимаем голову подбородком к грудине. Стараемся при этом, чтобы ноги оставались прямыми, а прямые руки и туловище находились в одной плоскости. Тогда тело окажется как бы сложенным пополам в тазобедренных суставах. После этого возвращаемся в исходное положение — упор лежа, прогнувшись — и начинаем все сначала (см. рис. 5).
Схема дыхания в этом упражнении несколько необычная. Начав с полного выдоха в упоре лежа прогнувшись, нужно сделать глубокий, насколько это возможно, вдох при “складывании” тела пополам. Возвращаясь в упор лежа прогнувшись, делаешь полный выдох. Останавливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, задержать дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после выдоха. Все внимание во время выполнения упражнения предлагаем переносить на дыхание и на ощущения в своем теле, глаза можно держать закрытыми.
![]() |
![]() |
Рис. 5. Схема выполнения пятого упражнения комплекса «Око возрождения».
ВАЖНО: Упражнение способствует очистке дыхательных путей, преодолению заболеваний органов пищеварения, облегчению при болях в спине, руках, бедрах и ступнях.
Значительно улучшает обращение крови и лимфы, способствует повышению иммунитета и улучшению дыхания. Происходит увеличение энергии и жизненной силы.
Это упражнение особенно полезно для женщин с нерегулярными менструациями и симптомами менопаузы.
Заключительный комментарий к комплексу упражнений «Око возрождения».
Эффективнее всего каждое из пяти вышеперечисленных упражнений выполнять ежедневно. Начать с 3-5 раз. И каждую неделю добавлять по два раза, тогда через 9-10 недель ежедневного выполнения упражнения, Вы достигнете 21 раза.
После этого не следует увеличивать количество повторений, а просто сохранять достигнутый уровень.
Главное, начните делать и Вы увидите и почувствуете результат в течение одной-двух недель.
Чтобы довести тело и разум до идеального состояния существует шестое упражнение.
ВАЖНО: Шестое упражнение не является обязательным. Ее выполняют только лица, принявшие решение идти по пути духовного самосовершенствования.
Цель упражнения - вхождение в равновесное состояние, когда тело находится в спокойствии, а в разуме - мысленная пауза. Выполняется после комплекса «Око Возрождения».
Вы ложитесь на спину, Все тело расслаблено, делаете вдох-выдох. На вдохе представляем, что вдыхаем холодный воздух, на выдохе - теплый. И постепенно начинаем перемещать внимание по телу, каждый раз вдыхая холодный воздух, выдыхая - теплый.
Макушка - 5 раз, перемещаем внимание в район межбровья - 1 раз, подбородок - 1 раз, горло - 1 раз, грудь - 5 раз, солнечное сплетение - 5 раз, пупок - 5 раз, яичники - 5 раз, промежность - 5 раз.
Перемещаем внимание на правую руку, плечо - 1 раз, локтевой сгиб - 1 раз, ладошка - 5 раз.
Перемещаем внимание на левую руку, плечо - 1 раз, локтевой сгиб - 1 раз, ладошка - 5 раз.
Перемещаем внимание на правую ногу, соединение паха и ноги - 1 раз, колено 1 раз, подошва - 5 раз.
Перемещаем внимание на левую ногу, соединение паха и ноги - 1 раз, колено 1 раз, подошва - 5 раз.
Перемещаем внимание на пупок - 5 раз.
И потом зарегистрируйте свои чувства и ощущения в теле, и в этом состоянии можете начинать вершить свою реальность!
А вот таким образом шестое ритуальное действие выполняется стоя:
Стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком “ Ха-а-а-х-х-х...”, стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный; после этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь. Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии.
Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше — столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания — расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох. Как следует отдышавшись, повторите. Обычно для того, чтобы перенаправить свободную энергию и “растворить” возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений. Желательно не выполнять более девяти повторений шестого ритуального действия за один раз.
![]() |
Обратите внимание! Суть этого упражнения — трансмутация сексуальной силы в жизненную энергию.
В качестве тренировки шестое ритуальное действие выполняется единожды в день в виде серии из не более чем девяти повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз, и еженедельно прибавляя по два.
“Прикладная” практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно, в любой момент:о)
Трехфазное глубокое дыхание
Это самое сложное и глубокое дыхание. Активное дыхание, при котором прорабатывается весь объем легких, а значит, в процесс дыхания вовлечены все дыхательные мышцы. Для выполнения полного йоговского дыхания необходимо умение сознательно управлять работой этих мышц.
Освоение:
Вначале научитесь выполнять это упражнение стоя. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, голова поднята, но не запрокинута, тело максимально расслаблено, глаза закрыты.
Полное дыхание условно можно разбить на три фазы.
Первая фаза - нижнее, диафрагмальное дыхание.
Вторая - среднее, грудное дыхание
Третья фаза - верхнее, ключичное дыхание,
Все три фазы равноправны, неакцентированы и имеют одинаковую длительность, как на вдохе, так и на выдохе.
Нижнее, диафрагмальное дыхание. На вдохе купол диафрагмы опускается вниз, заставляя живот выдвинуться вперед, при этом заполняются воздухом нижние отделы легких. В начале полного вдоха необходимо также втянуть внутрь область половых органов и удерживать "нижний замок" - Мула бандха, на протяжении всего вдоха.
Процесс дыхания плавно переходит во вторую – грудную фазу. Здесь главную роль играют межреберные мышцы, которые расширяют грудную клетку, давая возможность заполниться средним отделам легких. Живот на этой фазе немного подтягивается.
В третьей фазе вступают в действие подключичные мышцы, мышцы шеи, которые поднимает верхние ребра, не напрягая грудную клетку. Плечи расправляются, но не поднимаются вверх. Ключичная фаза завершает вдох.
Далее без задержки дыхания на вдохе сразу же приступайте к выполнению полного выдоха, который начинается своей первой фазой также с нижних отделов легких.
С началом выдоха легко отпускаем "нижний замок", расслабляя мышцы промежности. Живот подтягивается, купол диафрагмы поднимается вверх, активным движением выталкивая воздух.
Здесь мы автоматически начинаем делать "средний замок" (см. Уддйяна бандха), т. е. втягиваем в себя живот.
На второй фазе ребра опускаются, сжимая грудную клетку.
В завершающей фазе опускаются ключицы и весь плечевой пояс, а расслабленный живот слегка выходит вперед, ставя своеобразную точку в конце дыхательного цикла.
В самом начале можно поэтапно класть расслабленные кисти рук на те части легких, которые участвуют в процессе вдоха и выдоха (три фазы), как бы наблюдая насколько отодвигаются вперед кисти рук, тем самым учась контролировать дыхание.
Следите что бы воздух наполнял три части легких, а не перекачивал воздух с одной части в другую.
По мере отработки дыхания общую длительность вдоха и выдоха необходимо увеличивать.
Полное йоговское дыхание - процесс активный, который дает человеку ощущение комфорта и глубокую интенсивную чистку всего организма.
Предисловие
Владимира Махнача
Основное и отличительное правило этой практики - это полный и глубокий вдох носом начиная с живота, продолжая средней и верхней (ключичной) частями легких и полный, глубокий выдох ртом, так же начиная с живота. В этом и основной секрет глубокого и мощного воздействия этой системы упражнений на организм. При совмещении мощной дыхательной гимнастики и последовательного набора упражнений, запускаются в работу резервы организма и невидимые энергетические процессы отвечающие за работу физического тела
.
Цитата из ОВ: "Глубина дыхания имеет огромное значение, поскольку именно дыхание служит связующим звеном между движениями физического тела и энергетикой организма. Поэтому дышать при выполнении упражнений “Ока возрождения” необходимо как можно более полно и глубоко"
.
Есть два варианта выполнения практики:
Первый - с шумным и быстрым выдохом, при скорости выполнения не в ущерб глубокому дыханию, с короткими паузами в одну секунду в крайних точках.
Второй вариант - в удовольствие, с более плавными переходами и растянутым дыханием, с более длинными задержками в крайних точках (2, 3, 4 секунды).
Первое
Исходное положение для первого упражнения - стоя прямо с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками вращаемся вокруг своей оси слева направо (правая рука уходит назад) до тех пор , пока не возникнет ощущение легкого головокружения (женщины вращаются в ту же сторону) . При этом очень большое значение имеет направление вращения - по часовой стрелке. Как только закончили вращения, желательно прикрыть глаза сделать несколько полных йоговских вдохов, пока головокружение окончательно не прекратиться . Количество и скорость в этом упражнении индивидуальны и неограниченны, но увеличивать то и другое надо постепенно, прислушиваясь к ответной реакции организма - до легкого головокружения, не более того. Количество может не соответствовать остальным упражнениям. По желанию, можно и заканчивать практику этим упражнением, дополнительно.
Второ
е
Вытянув руки вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами
к полу, предварительно полностью освободив легкие от воздуха,
делаем полный вдох (хорошо освоившие практику, могут во время продолжения подъема ног заканчивать вдох, но, не в ущерб глубине вдоха), после
на задержке вдоха поднимаем голову, крепко прижав подбородок к грудине, затем
не сгибая ноги в коленях,
поднимаем их вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз и плечи (со временем поднимайте ноги еще дальше “на себя” если не отрывается таз
от пола). Фиксация (задержка) в конечной фазе плюс-минус секунда. Затем, на выдохе (ртом), расслабляя мышцы шеи, медленно опускаем на пол голову и ноги (голову можно, по желанию, опускать раньше ног). После полного выдоха и секундного расслабление идет вдох и повторение. При необходимости, в начале освоения практики делаем перерывы для восстановления дыхания в любой момент, когда в этом есть необходимость, при этом
старайтесь дышать в том же ритме, что и во время выполнения движений.
Маша и Андрей выполняют комплекс Око возрождения
Под руководствлом
Владимира Махнача, на форуме VLADIMIRMAKВторое упражнение строго согласованное с глубоким дыханием
Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики
Третье
Преподаватель Владимир на занятиях с детьми
Третье упражнение
Младшая группа
Исходным положением для него служит положение стоя на коленях, стопы стоят на пальцах ног (но это не принципиально). Колени следует ставить на расстоянии ширины таза, бедра располагаются строго вертикально. Ладони рук ложатся на бедра, только после полностью наполненных кислородом легких или свисают свободно.
При наклоне подбородка к груди идет интенсивный выдох ртом начиная с живота, далее средняя часть легких и верхняя (ребра опуская на расслабленный живот) полностью освобождая легкие от отработанного воздуха, подбородок прижимается к грудине, при этом все тело расслаблено, только натянуты мышцы шеи.
Практически сразу же после выдоха, начинается вдох (носом, начиная с живота) до поднятия головы
вертикально, грудная клетка расслаблена, набрав полные легкие,
выпячиваем грудину максимально вперед, отводя плечи назад (как бы пытаясь соединить лопатки,
как на картинке),
одновременно отводя голову назад, вытягивая шею максимально назад-вверх с переходом назад-вниз, задерживаясь в конечной фазе одну-две секунды (при головокружении - пол секунды), после чего, на выдохе ртом, начиная с живота и заканчивая вдох опущенной, но расслабленной
грудиной, и прижатым подбородком к ней.
Ключом же к полному и глубокому дыханию всегда служит полнота выдоха
Сидя на полу с прямым позвоночником и расслабленной грудной клеткой,
ноги
на ширине плеч,
ладони лежат не выходя за линию спины, с сомкнутыми пальцами
направленными вперед
.
При наклоне подбородка к груди идет интенсивный выдох ртом начиная с живота, полностью освобождая легкие от отработанного воздуха, подбородок прижимается к слегка сжатой грудине, при этом все тело расслаблено, только натянуты мышцы шеи.
(начало такое же, как в предидущем упражнении)
Практически сразу же после выдоха, начинается вдох до поднятия головы в естественное ее состояние (тело расслаблено), набрав полные легкие, на задержке вдоха
(хорошо освоившие практику, могут во время продолжения подъема таза, заканчивать вдох, но, не в ущерб глубине вдоха),
туловище перемещается вперед (как бы скользя по коврику) и вверх, до горизонтального положения
,
пятки на месте перекатываются. В конечной фазе
максимальное напряжение всех мышц тела на одну-две секунды,
при этом бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскости, а голени и руки - вертикально, как ножки стола.
На выдохе, расслабляясь возвращаемся в исходное положение с прижатым к груди подбородком
.
Маша и Андрей выполняют четвертое упражнение комплекса
Фото сессия после занятий группы по изучению комплекса Око Возрождения
Исходным положением для него является упор лежа, в начале прогнувшись без напряжения или стоя на четвереньках перед началом выполнения. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются, для физически некрепких людей возможен вариант с коленями и тазом лежащими на полу. Кисти рук ориентированы вперед с сомкнутыми вместе пальцами. Руки вертикально, ступни ног на ширине плеч или немного шире.
На выдохе ртом, начиная с живота, постепенно заводим голову назад, освободив полностью легкие (но, не раньше) доводим голову как можно дальше назад-вверх, при этом растягивая позвонки вверх и округляя позвоночник (грудина выпячивается вперед, а лопатки по возможности сводятся). После паузы с максимальным напряжением всех мышц тела и вытягивания шеи назад-вверх на одну-две секунды (необходима короткая фиксация), одновременно со вдохом (носом начиная с живота) переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх, пятки пытаются стать на пол, ноги с выпрямленными коленями, поясница утапливается в сторону живота, а лопатки уходят назад пытаясь свестись. Одновременно с движением шеи (после законченного, полноценного вдоха) прижимаем подбородок к грудине. Стараемся при этом, чтобы спина и руки были прямыми создавая одну линию (у тренированных туловище и руки могут проваливаться еще глубже, чем прямая линия - как на картинке). В крайней точке пауза с максимальным напряжением всех мышц тела на (глубоком) вдохе одну- две секунды. Вот и все.
После этого, с интенсивным выдохом ртом, возвращаемся в исходное положение, как бы подныривая (но не обязательно) округляя и вытягивая позвоночник и шею максимально назад-вверх.
Идеальный вариант выполнения пятого упражнения согласованного с глубоким дыханием:
Полнота эффекта достижима лишь при регулярном
выполнении всех пяти упражнений
Шестое
Шестое упражнение можно включать в комплекс, в количестве трех-девяти повторов
(не связывая его с сексуальным желанием, это упражнение считается одним из эффективнейших в разных системах йоги).
Стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком “Ха-а-а-х-х-х..”
Стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный; после этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь вверх.
Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше - столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания - расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох. Как следует отдышавшись, повторите. Обычно для того, чтобы перенаправить свободную энергию и “растворить” возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений.
Желательно не выполнять более девяти повторений шестого упражнения за один раз.
В качестве тренировки шестое упражнение выполняется единожды в день в виде серии из не более чем девяти повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз, и еженедельно прибавляя по два. “Прикладная” практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое упражнение с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима
действительно где и когда угодно, в любой момент, едва только внимание обратится к проявившему себя в теле сексуальному желанию.
Три варианта выполнения шестого упражнения - одинаково эффективны:
Цитата из описания Питера Келдера:
"Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно..."
Из этого следует, что сам наклон не играет важной роли - прямые колени
или согнутые колени,
вариант стоя прямо - описан выше.
Ключевой момент 6-го упражнения только в замках!
При задержке дыхания используются Бандхи – энергетические замки. Существуют три бандхи: Мула Бандха, Джаландхара Бандха и Уддияна Бандха.
Мула Бандха – корневой замок («мула» - корень) – выполняется напряжением мышц около мочеиспускательного канала, промежности у мужчин, у женщин мышц влагалища, как можно ближе к шейке матки, и мышц ануса:
Эти мышцы нужно не только напрягать, но и подтягивать вверх у мужчин, у женщин вверх и вниз одновременно.
Джаландраха Бандха – верхний, горловой замок («джала» - сеть, решетка). Для ее выполнения шея максимально вытягивается вверх, затем голова немного отводится назад, после чего подбородок опускается в подъяремную впадину.
Уддияна Бандха - брюшной замок ("уддияна" - взлет). Полная Уддияна Бандха выполняется только при выполнении задержки после выдоха. После выдоха живот уводится максимально вовнутрь и немного вверх, под ребра.
Примечание для женщин:
Шавасана - одна из наиболее простых и эффективных методик релаксации и мягкого приведения энергетики организма в её выровненное с гармонизированное состояние после динамических или статических упражнений хатха-йоги. Любая, энергетическая практика является немного незаконченной или не полной без этой (или аналогичной методики) в её конце. Если, конечно, Вы собираетесь после "Ока" сесть в медитацию, то шавасану можно опустить, т.к. сама по себе начальная стадия правильной медитации направлена на выравнивание и гармонизацию энерготока. Техника выполнения Шавасаны:
Поставьте таймер на 15-20 минут (это минимум, при желании можно настроить его и на полчаса).
Лечь на спину на пол, ноги вытянуты, руки лежат вдоль туловища. Сделать глубокий вдох и сильно напрячь мышцы всего тела, растягивая туловище(все позвонки и суставы) руки тянем вверх(параллельно земле), ноги вниз поочередно тянемся пяточками и носочками. Затем, сжав кисти в кулачки, напряженные руки ведем вверх и опускаем вдоль бедер, одновременно закрыв глаза и расслабляясь, позволив кистям свободно лечь ладонями вверх на некотором расстоянии от бедер и разведя ноги на расстояние в полторы ширины плеч. Если бы каждый из нас проводил в Шавасане хотя бы 15 минут в день,
Надо иметь ввиду, что Мула Бандха меняет обычное движение Апаны. Апана – это энергия отвечающая за нисходящие потоки в теле. К этим потокам можно отнести процессы выделения и менструацию. Поэтому Мула Бандху не рекомендуется выполнять во время менструации, ибо регулярная ее практика в эти дни может привести к расстройству менструального цикла. Соответственно выполнять Пранаямы с задержками дыхания во время критических дней тоже не рекомендуется, так как при задержках дыхания всегда используется Мула Бандха.
Внимательно отследить (мысленно переходя от одной части тела, к другой) состояние мышц всех частей тела в следующем порядке: ног от кончиков пальцев до тазобедренных суставов, рук от кончиков пальцев до плечевых суставов, туловища от промежности до шеи, шеи до основания черепа, головы. Расслабление лба и глаз - необходимое условие, без этого расслабить тело и "остановить" ум не удастся. Во время просмотра нужно стараться снять напряжение там, где оно ощущается. Достаточно эффективный прием - просмотр основных суставов и снятие ощущения напряжения в них. Если удается убрать ощущение напряжения в суставе, то вся мускулатура, к этому суставу относящаяся, расслабляется сама собой.
Дыхание сначала должно быть довольно глубоким, медленным и ритмичным, потом - естественным, и в конце концов его следует "отпустить", позволив ему течь так, как оно само пожелает. О нем желательно просто забыть.
Основная сложность Шавасаны заключается в расслаблении ума. Он должен стать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей и идей, как в глубоком сне без сновидений, но - бодрствующий.
Обычно Шавасана получается по-настоящему глубокой и полной после напряженных упражнений. Заставить внутренний (мысленный) диалог исчезнуть, как правило, невозможно, можно только предпринять некий хитрый ход, в результате которого он остановится сам собой. Одним из приемов остановки внутреннего диалога в Шавасане может быть, к примеру, простое наблюдение за мыслями и их связью с дыханием - отвлеченное и безразличное. Лучше всего, мысленно перенестись на чистое голубое небо или в красивые, солнечные горы, на океан (желательно, что-бы там не было никаких людей и животных, чтобы не вызывать ассоциаций и воспоминаний). Представить, такую природу, которая вызовет только положительные эмоции и ощущения мира и гармонии.
Выход из такой непродолжительной Шавасаны должен быть очень мягким и осторожным: сначала чуть-чуть пошевелить пальцами рук и ног, затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вздохнуть и только после этого - открыть глаза; затем следует перевернуться на бок (можно в этом положении сладко и спокойно уснуть) и немного полежать, и только после этого - не спеша подняться в сидячее положение и, если нужно, встать на ноги.
В качестве отдыха по-настоящему выполненная Шавасана намного превосходит глубокий сон, хотя детоксификации организма, имеющей место во сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все же необходим.
Этот набор упражнений также имеет следующие названия: Пять Тибетских Ритуалов , Пять Тибетских Жемчужин . Данный комплекс, состоящий из пяти упражнений, был создан тибетскими ламами монахами. Им удалось разработать систему движений, которая способствовала бы укреплению физического тела человека путем увеличения его энергетического потенциала. Принцип действия комплекса основан на теории вихрей , которые являются атрибутами эфирного тела человека , проще говоря это вращающиеся энергетические области, насыщенные праной . Благодаря систематическому выполнению этих пяти ритуалов по энергетическим каналам человека начинает перемещаться прана , которая заполняя физическое тело и ауру, в прямом смысле запускает процесс омоложения и оздоровления организма. Выполняя этот комплекс ежедневно, человек укрепляет иммунную систему, восстанавливает жизненную силу организма, избавляется от многих заболеваний, уравновешивает взаимодействие биоэнергетических процессов и мн.др. Выполнение данного комплекса занимает от десяти до тридцати минут.
Первое ритуальное действие
Это упражнение представляет собой вращение с целью стимуляции в теле человека потока жизненной энергии . Выполняется оно с целью придания вращению вихрей дополнительного момента инерции. Говоря проще, с помощью первого ритуального действия мы как бы разгоняем вихри , придавая их вращению скорость и стабильность. Большое значение имеет направление вращения – по часовой стрелке . Значительно повышает скорость вращения энергии во всех чакрах , в особенности расположенных в области лба, груди, коленях и на макушке. Обновление клеток положительно влияет на спинной мозг, что в свою очередь помогает избавиться от головных болей, даже хронического характера. Происходит омоложение всего организма.
Внимание
Второе ритуальное действие
Цель выполнения второго ритуального действия заключается в наполнении вихрей эфирной силой, увеличения скорости их вращения и осуществления их стабильности. На физиологическом плане упражнение оказывает тонизирующее действие на почки, щитовидную железу, органы пищеварения, половые органы. Оказывает благотворное влияние при артрите, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нерегулярных менструациях и симптомах менопаузы, при болях в спине, одеревенении шеи и ног. Положительно влияет на кровообращение, ток лимфы, дыхание, укрепляет диафрагму и сердечную мышцу. Избавляет от хронической усталости, подтягивает брюшные мышцы.
Внимание
Третье ритуальное действие
Третье ритуальное действие еще более усиливает действие второго. Благотворно влияет при артрите, нерегулярных менструациях, при менопаузе, болях в спине, шее, при застое в носовых пазухах.
Внимание
Четвертое ритуальное действие
Четвертое ритуальное дейтвие укрепляет органы желудочно-кишечного тракта, половые органы, включаю матку и простату, щитовидную железу, сердечную мышцу, брюшную полость, мышцы живота, руки, плечи, бедра, улучшает кровообращение и ток лимфы. Благодаря этому движению дыхание делается глубоким, прочищаются носовые пазухи, повышается скорость вращения важных вихрей, расположенных в области горла, грудной клетке, брюшной полости, копчике. Возрастает уровень жизненной силы и значительно укрепляется иммунная система.
Внимание
Пятое ритуальное действие
Пятое ритуальное действие особенно полезно женщинам с симптомами менопаузы, нерегулярными и вялотекущими менструациями, заболеваниями половых органов. Хорошо очищает дыхательные пути, помогает при заболеваниях органов пищеварения, приносит облегчение при артрите в спине, бедрах, руках, ступнях. Улучшает циркуляцию крови и лимфы, что благотворно влияет на иммунную систему, способствует глубокому дыханию, повышению уровня энергии и жизненной силы.
Внимание
П рактика «Око Возрождения» известна как йогическая традиция, берущая начало в монастырях Тибета. Считается, что ей уже более 2500 лет и знания о ней передавались исключительно из уст в уста среди тибетских монахов, отсюда и ещё одно название - «тибетская йога».
Существует несколько версий происхождения этой практики, или ритуалов. Так, по утверждению одного учёного и монаха тибетского буддизма, эти упражнения берут своё начало от аутентичной индо-тибетской тантрической линии. В то же время эти ритуалы практиковались в течение многих столетий до того, как сформировалась йогическая традиция в таком виде, в каком мы её сейчас знаем и понимаем. То есть всё указывает на то, что несмотря даже на внешнее сходство в исполнении некоторых движений из гимнастики «Око Возрождения» с йогическими, это вполне самостоятельная линия духовной практики, включающая в себя не только теоретическую часть, но и практическую в виде упражнений.
Для того чтобы завершить обзор различных теорий о происхождении этих ритуалов, можно обратиться за разъяснением к системе «Кум нье», так как существуют определённые ссылки на неё, и, также как и гимнастика «Око Возрождения», вышеупомянутая система насчитывают более 2000 лет существования.
В западном мире данная практика стала известна и получила широкую популярность после публикации книги Питера Келдера «Око Возрождения» в 1939 году, где он описывает своё знакомство с Ричардом Бредфордом, в ту пору уже согбенным стариком, полковником британской армии, который вышел в отставку после долгой службы в Индии.
В бытность свою офицером Бредфорд слышал невероятные истории о необычных практиках, используемых тибетскими ламами, которые позволяют им долго оставаться в хорошей физической форме и при этом не стареть. Именно тогда полковник и принял решение о том, что он непременно разузнает больше об этих таинственных ритуалах.
Далее повествование Келдера обрывается, а возобновляется, когда спустя несколько лет к нему на прием пришёл один человек, высокий моложавый господин лет сорока. Каким же было удивление автора, когда он узнал в нём того самого полковника Бредфорда, но он стал совсем другим - ни намёка на болезненность или усталость. Напротив, правильная осанка, быстрые чёткие движения как будто и вовсе никогда он не был тем человеком, каким его повстречал автор книги в первый раз.
То, что произвело такое неизгладимое впечатление на Келдера, было ничем иным как волшебным превращением Бредфорда после нескольких лет, проведённых вместе с ламами в Тибете, где он предстал перед «Оком Возрождения», как называют эти практики в монастыре, и впитал в себя все знания монахов, практикуя ежедневно все пять ритуалов.
Такова история, изложенная в книге. Но это всего лишь предисловие. Действительно ли такова реальность? Если да, то что же это за ритуалы, с помощью которых можно возвратить молодость или хотя бы повернуть время вспять и ощутить былую свежесть и энергию в теле?
Как следует дальше из повествования, Бредфорд, вернувшись в Англию, набрал группу желающих освоить эти упражнения, и пожилые люди мало-помалу, постепенно осваивая эту гимнастику, действительно восстановили здоровье, стали активными и подвижными, а вместе с тем изменился и их внешний облик.
Гимнастика «Око возрождения» прежде всего рассчитана на тех людей, которые хотят улучшить своё физическое состояние и помочь своему физическому телу омолодиться, но по определенным причинам не могут уделять достаточно времени другим духовным или физическим практикам в течение дня. Включив же «Око» в своё расписание, на которое потребуется отвести всего лишь 10-15 минут в любое время дня, можно практиковать его ежедневно. Есть лишь одно условие - дисциплина. Считается, что нужно заниматься этой гимнастикой ежедневно, без перерывов. Максимально возможный период «отдыха» от упражнений - это 1-2 дня, не больше, иначе эффект, накопленный за всё время выполнения пропадает.
Пять упражнений составлены таким образом, чтобы активировать в организме работу чакр, или, как их ещё иначе называют, «вихрей». Всем известно, что у человека насчитывается 7 главных чакр - энергетических центров, расположенных вдоль позвоночного столба, начиная снизу и заканчивая так называемой коронной чакрой, располагающейся в области макушки головы. На самом же деле этих чакр намного больше. В некоторых источниках упоминается о более 140 чакр, включая и те, которые находятся на кончиках пальцев рук и ног. В описании этого комплекса различают 19 чакр: 7 основных и 12 расположенных в областях, соответствующих креплению главных суставов: плеч, локтей, кистей, бёдер, коленей и стоп.
На достижение баланса в работе всех этих чакр и гармоничное развитие каждой из них и направлена данная практика, так как изначальный тезис, лежащий в её основе состоит в том, что именно несогласованная работа энергетических центров организма или выход их из строя способствуют застою энергии в тех местах и/или во всем организме, что и препятствует свободному течению энергии по телу и в конце концов проявляется на физическом уровне в виде болезней. Для того, чтобы повернуть процесс вспять, нужно гармонизировать работу всех чакр.
Не случайно комплекс «Око Возрождения» («Пять тибетских упражнений») начинается по сути с «кружения дервишей». Это кружение вокруг своей оси выполняется по часовой стрелке, потому что в буддистской традиции вращение по часовой стрелке отличается благотворным влиянием на организм, в то время как против часовой - отрицательным.
Это первое упражнение или ритуал повторяется для начала 3 раза. Вообще все упражнения данной системы подразумевают последовательное повторение каждого из них определённое количество раз, начиная с 3 и доводя его до 21 раза. Это правило должно неукоснительно соблюдаться и относится ко всем 5 упражнениям комплекса.
Такое верчение на месте часто вызывает трудности у людей со слабым вестибулярным аппаратом, у некоторых просто с непривычки начинает кружиться голова. Если по каким-то причинам выполнение вращения невозможно, то можно отложить его выполнение на более позднее время, когда организм окрепнет, тем временем осваивая остальные 4 упражнения, которые следуют друг за другом.
Второе упражнение комплекса выполняется лёжа и воздействует на энергетические центры в области бёдер, а также укрепляет мышцы брюшного пресса. Оно заключается в том, что вместе с одновременным приподниманием головы и прижатием подбородка к груди прямые ноги поднимаются вверх перпендикулярно полу.
Третье имеет много общего с «позой верблюда» (Ushtrasana), но при этом не требует такого мощного прогиба назад, помогает подкорректировать осанку и «почувствовать» спинные мышцы.
Четвертое в чём-то напоминает известную Setu Bandha Sarvangasana, но несколько видоизменённую. Это упражнение направлено на активизацию всех чакровых центров, хорошо вытягивает позвоночник, укрепляет мышцы рук и ног, а также естественно массирует внутренние органы, что способствует улучшению работы желудочно-кишечного тракта.
Пятое укрепляет мышцы ног и, также как 2 предыдущих, эффективно для спины и спинных мышц. Оно напоминает микс из двух йогических асан - «позы собаки мордой вниз» и «позой кобры», выполняемых динамически. Создается эффект «качелей».
Следует отметить, что в основе этой гимнастики лежит так называемое парадоксальное дыхание.
Разумеется, укрепление физического тела приводит к закономерным изменениям внешнего вида практикующего, а происходит это за счёт того, что включается механизм перераспределения концентрации энергий от нижних чакр к высшим, что и является главной целью данного комплекса «Око Возрождения». Упражнения способствуют трансмутации энергий.
Часто энергия низших центров расходуется не по назначению, она попросту растрачивается. Для того чтобы предотвратить отток энергии во вне, её нужно перенаправить туда, где она перейдёт в новое качество, и, как следствие, человек перейдёт на новый духовный уровень.
О физическом аспекте данной практики уже сказано немало и поэтому нет смысла ещё раз возвращаться к этому.
Неосознанные причины стремления человека к вечной юности
«Фонтан молодости», как её именуют на Западе, система упражнений, дающая возможность практическими средствами повернуть время вспять и наполнить организм энергией.
Но здесь мы задаём себе вопрос: «Почему мы так хотим омолодиться?» Желание быть красивым и стремление к долголетию… Раз уж мы хотим отодвинуть процессы старения или хотя бы максимально их замедлить, не есть ли это не что иное, как желание нашего эго? Оно хочет быть замеченным, требует похвал и боится потерять своё безусловное влияние на человека. Тот факт, что это влияние безусловно, неоспорим. Не поэтому ли каждая красавица, если не явно, то втайне, всегда рада комплиментам. Её желание понравиться направляет её в салоны красоты, фитнес центры. Также и стремление к продлению молодости, которое подразумевает хотя и скрытое за ним, но не менее очевидное желание бессмертия базируются на человеческом тщеславии и страхе смерти.
Несколько слов об Эго
За большинством практик, включая и эту, стоят интересы эго. Даже если мы говорим о таком казалось бы благородном виде деятельности, как саморазвитие или духовное просветление, достигаемое посредством применения различных техник и практик, ускоряющих этот процесс восхождения по лестнице духовного роста, - всё это проделки эго. Не будь его, не было бы и самого стремления. Амбициозность хороша на конкурсах и соревнованиях, но сама мысль о том, чтобы добиться чего-то, достичь того или этого, даже если целью является само «избавление/освобождение» от Эго, всё равно это и есть голос очень даже присутствующего «Я», как бы странно на первый взгляд это ни звучало. Потому что в самой основе желания чего-либо, в самом факте целеполагания без эго не обходится.
Мечта о бессмертии - иллюзия счастья?
Страх смерти в явной или скрытой форме присутствует у всех людей. Но почему же он считается одним из самых базовых страхов человечества? Не стоит затрагивать физиологические аспекты, связанные с инстинктом выживания, естественно внедрённым в сознание человека с ранних лет. Тут вопрос экзистенциального плана.
Почему люди, «прожигающие» жизнь, растрачивающие её подчас на пустяки, если вдруг у них выделился непредусмотренный час-другой свободного времени в течение дня, не знают чем бы занять себя, изощряясь, придумывают новый способ того, как «убить» время, и одновременно именно они же будут сетовать на то, что жизнь коротка и невозможно исполнить всё задуманное. Но чем бы вы ни занимались, какой бы суетой не были наполнены ваши дни, то, когда приходит время подвести итоги, люди вдруг внезапно понимают, что занимались-то не тем.
В общем-то человеку и не нужно было бы просить второй шанс у судьбы, если бы он действительно разумно использовал этот. Проживая каждый день, наделяя своё существование смыслом и не во имя чего бы то ни было, но ради самого процесса, действительно проживая момент, то в этом и заключалось бы его истинное бессмертие. Такое может произойти лишь тогда, когда мысли успокоены, они не скачут с одного на другое, но сконцентрированы безотносительно прошлого и будущего.
Начать жить по-новому. Превратить сам процесс жизни в своего рода динамическую медитацию, вот на что по-настоящему направлены все духовные практики. Не практика ради практики, не практика ради получения каких-то выгод в виде приобретения определённых способностей или здоровья.
Всё это возможно и нужно, но это скорее побочный эффект данных практик. Если человек не придаёт им особого внимания, а в процессе самой практики выходит за рамки своих прежних представлений, расширяет свое миропонимание за счёт выведения своего сознания на новый уровень, то и те эффекты, которых так жаждут добиться неопытные практики, придут сами по себе как производное, то, что свободно проявляется тогда, когда открылись другие шлюзы получения информации.