Важнейшими аргументами норманской теории являются следующие:
Дополнительными аргументами являются археологические свидетельства, фиксирующие присутствие скандинавов на севере восточнославянской территории, включая находки IX-XI веков на раскопках Рюрикова городища , захоронения в Старой Ладоге (с сер. VIII века) и Гнёздове . В поселениях, основанных до X века, скандинавские артефакты относятся именно к периоду «призвания варягов», в то время как в древнейших культурных слоях артефакты почти исключительно славянского происхождения.
В историографии норманская гипотеза была впервые сформулирована в XVIII веке немецкими учёными в Российской академии наук Г. З. Байером , Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлёцером . Этой теории также придерживались Н. М. Карамзин и вслед за ним почти все крупные русские историки XIX века.
Споры вокруг норманской версии временами принимали идеологический характер в контексте вопроса о том, могли ли славяне самостоятельно, без варягов-норманов, создать государство. В сталинское время норманизм в СССР отвергался на государственном уровне, но в 1960-х годах советская историография вернулась к умеренной норманской гипотезе с одновременным изучением альтернативных версий происхождения руси. Зарубежные историки в большинстве своем рассматривают норманскую версию как основную.
Славянская теория была сформулирована В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым как критика норманской теории. Она исходит из толкования другого фрагмента «Повести временных лет»:
Судя по словам Фотия, византийцы были осведомлены о существовании руси. В 867 году Фотий в послании восточным патриархам говорит о руси, упоминая и так называемое первое крещение Руси :
Фотий не называл имён русских предводителей, по версии летописца Нестора набег совершали варяги Аскольда и Дира . Как предполагают историки, эти же варяги и приняли христианство вскоре после успешного похода на Византию. Когда русь во главе с князем Игорем вновь осадила Константинополь в 941 году , византийцы уже идентифицировали воинственный народ. Продолжатель Феофана сообщает: «На десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. » К франкам византийцы относили всех жителей северо-западной Европы. В описании набега на Константинополь 860 года тот же Продолжатель Феофана называл русов «скифским племенем, необузданным и жестоким » . В византийских сочинениях с X века название скифы или тавроскифы прочно утвердилось за русскими как некоторый эквивалент понятию - варвары с северных берегов Чёрного моря. Наиболее подробные сведения о русах и устройстве их государства оставил в своём сочинении «Об управлении империей », написанном около 950 года , византийский император Константин Багрянородный .
В июне росы с товарами и рабами сплавляются вниз по Днепру до Чёрного моря, причём названия днепровских порогов перечислены Константином на двух языках: «по-росски и по-славянски », причём «росские» названия имеют достаточно чёткую др.-скандинавскую этимологию (см. таблицу в статье Норманизм). Другую этимологию, основанную на иранских наречиях, предложил в 1985 году М. Ю. Брайчевский, основываясь на факте длительного проживания в регионе ираноязычного населения . В устье Днепра, на острове, росы отдыхают перед выходом в море: « совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай.» Западно-европейские источникиПервое датируемое известие о руси содержится в Бертинских анналах и относится к 839 году , то есть к периоду более раннему, чем описан в древнерусских летописях. В анналах сообщается о посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому 18 мая 839 года . С византийским посольством были посланы некие люди, которым Феофил просил оказать содействие в возвращении на родину:
Существование русов в 1-й половине IX века отмечает и другой синхронный источник - список племён «Баварского Географа» . В этом списке среди народов, которые не граничат с Франкской империей и находятся к востоку от неё, упоминаются Ruzzi. Рядом с племенем Ruzzi стоит племя Caziri, из чего историки идентифицируют пару русь-хазары. Согласно списку русь обитала восточнее пруссов и не относилась к жителям Скандинавского полуострова, которые перечислялись как находившиеся к северу от границ империи франков. Арабо-персидские источникиРетроспективно русы упомянуты исламским историком Ат-Табари в «Истории пророков и царей» (закончена в 914 году) при описании событий 644 года , когда правитель Дербента Шахрияр сообщал правителю арабов:
Историки критически подходят к этому документу, так как сведения Табари дошли до нас в персидском переводе Балами . Востоковед Гаркави прямо отмечает, что практически невозможно отделить наслоения персидского переводчика от сведений самого Табари, который жил во времена набегов русов на его родные края в Табаристане (часть совр. Ирана). Ас-Салиби, современник Балами (X век), также утверждал, что двойная стена Дербента, возведённая персидским шахом Хосровом I Ануширваном ( -), была предназначена для защиты от хазар и русов.
Арабский географ персидского происхождения Ибн Русте составил в 930-х годах компиляцию сведений от разных авторов. Там же он поведал о русах:
Хазарские источникиИсточники, происходящие из ближайшего южного соседа Руси - Хазарского каганата также содержат современные сведения, отражающие непростые отношения двух стран.
В этом же документе среди данников хазарского царя упоминаются славяне. Археологические свидетельстваАрхеологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян и фиксируют в IX веке проникновение в их среду жителей Балтийского бассейна (см. Русь). На севере (Новгородские земли) балтийское влияние отмечается раньше и носит гораздо более заметный характер, чем на юге (Киев). В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году , однако трудности в точной датировке и этнической идентификации археологического материала не позволяют сделать определённые выводы о происхождении, географической локализации и исторической роли руси в образовании восточнославянского государства - Руси. Присутствие скандинавовПоявление западных славян в ПриильменьеСравнение археологического, антропологического и нумизматического материалов свидетельствует о самых древних связях Северо-Западной Руси с Южной Балтикой (по сравнению с той же Скандинавией) и о самом широком присутствии в её пределах южнобалтийских славян. На ранних поселениях и городищах VIII-IX веков (Ладога , Городище , Гнёздово , Тимерёво , Псков , Городок на Ловати, Городец под Лугой, селищах Золотое Колено и Новые Дубовики, сопках на Средней Мете, Белоозере и др.) в самых ранних слоях в изобилии присутствует лепная керамика южнобалтийского типа, свидетельствующая о пришлом населении . В Приладожье и в самой Ладоге (с самого раннего периода) в VIII-IX веках распространяется лепная керамика так называемого «ладожского типа», имеющая также южнобалтийское происхождение. В IX веке керамика «ладожского типа» распространяется в Приильменье . В Скандинавии такой тип керамики появляется позднее(в средний период «эпохи викингов»), чем в Приладожье и встречается редко. Причём похожая керамика найдена в Средней Швеции только в Бирке и на Аландских островах, а в погребениях встречена только при трупосожжениях, то есть связана с переселенцами из Южной Балтики . В ряде современных геногеографических исследований гаплотипов мужчин, принадлежащих к Y-хромосомной гаплогруппе R1a , прослеживается отдельная ветвь, распространённая среди лиц, происходящих из Северной Польши, Восточной Пруссии, Прибалтики, северо-западных областей России, Южной Финляндии, которую возможно сопоставить с потомками балтийских славян . Данные антропологии также свидетельствуют о некоторых переселениях балтийских славян в VIII-IX веках . Генетические исследованияГенетические исследования коснулись только потомков династии Рюрика . Эти исследования, проводившиеся начиная с 2006 года, показали устойчивое разделение потомков Рюрика по гаплогруппам : Мономаховичи показали гаплогруппу N1c1,распространённую в Северной Европе и в Сибири. В частности, её частота достигает 60 % у финнов и около 40 % у латышей и литовцев. В северных русских популяциях встречаемость этой гаплогруппы также довольно высока (около 30 %), максимальное значение выявлено у населения Мезени. Потомки Олеговичей показали славянскую R1a . Норманисты объявили это доказательством своей теории, их оппоненты сделали обратные выводы. Как бы там ни было, Мономаховичам удалось оттеснить Олеговичей от великого княжения в ходе междуусобных войн, одним из предлогов к которым служило обвинение Олеговичей в незаконнорожденности. По мнению С. С. Алексашина , именно гаплогруппа R1a1 - исконная гаплогруппа Рюриковичей, тогда как гаплогруппа N1c1 появилась в результате неверности Ярославу Мудрому его жены Ингегерды (Ирины), о «тайной любви» которой к святому Олафу гласят скандинавские саги - именно в результате этой любви, предположительно, появился Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха (Ингегерда и Олаф встречались в 1029 г., во время поездки Олафа на Русь; Всеволод же родился в 1030 г.) См. также
Примечания
|
Расселение славянских племен на Руси
Повествуя о расселении славян, летописец рассказывает о том, как одни славяне «седоша по Днепру и нарекошася Поляне», другие назывались древлянами («зане седоша в лесех»), третьи, жившие между Припятью и Двиной, именовались дреговичами, четвертые обитали по течению реки Полоты и назывались полочане. У Ильменского озера жили словене, а по Десне, Сейму и Суле – северяне.
Постепенно в рассказе летописца появляются названия других восточнославянских племен.
В верховьях Волги, Двины и Днепра живут кривичи, «их же град есть Смоленьск». От кривичей летописец выводит северян и полочан. Летописец говорит о жителях Побужья, которые в древности назывались дулебами, а ныне волынянами или бужанами. В рассказе летописца выступают и обитатели Посожья – радимичи, и жители окских лесов – вятичи, и карпатские хорваты, и обитатели Причерноморских степей от Днепра и Буга до Днестра и Дуная – уличи и тиверцы.
«Се бо токмо Словенеск язык (народ) в Руси», – заканчивает свой рассказ о расселении восточных славян летописец.
Летописец еще помнит о тех временах, когда славяне Восточной Европы делились на племена, когда племена русские «имеху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, кождо свой нрав» и жили «особе», «кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».
Но когда составлялся летописный начальный свод (XI в.), племенной быт уже отходил в область преданий. На смену племенным объединениям приходили новые объединения – политические, территориальные. Исчезают сами племенные наименования.
Уже с середины X в. старое племенное название «поляне» сменяется новым – «кияне» (киевляне), а область полян, «Поле», становится Русью.
То же самое происходит и на Волыни, в Побужье, где древнее племенное название обитателей края – «дулебы» – уступает свое место новому наименованию – волыняне или бужане (от городов Волыня и Бужска). Исключение представляют собой жители дремучих окских лесов – вятичи, жившие «особе», «родом своим», еще в XI в.
Восточнославянские племена в IX–XII вв. Ареалы (по В. В. Седову): а – словен ильменских; б – кривичей псковских; в – кривичей смоленско-полоцких; г – ростово-суздальские ветви; д – радимичей; е – племен юго-востока Рус. равнины (В – вятичи, С – северяне); ж – дулебских племен (В – волыняне; Д – древляне; П – поляне); з – хорватов
От Карпатских гор и Западной Двины до верховьев Оки и Волги, от Ильменя и Ладоги до Черного моря и Дуная жили русские племена накануне образования Киевского государства.
Карпатские хорваты, придунайские уличи и тиверцы, побужские дулебы или волыняне, обитатели болотистых лесов Припяти – дреговичи, ильменские словене, жители дремучих окских лесов – вятичи, многочисленные кривичи верховьев Днепра, Западной Двины и Волги, заднепровские северяне и другие восточнославянские племена составляли некое этническое единство, «словенеск язык в Руси». Это была восточная, русская ветвь славянских племен. Этническая близость их способствовала образованию единого государства, а единое государство сплачивало славянские племена.
В формировании славянства в процессе схождений приняли участие различные племена, создатели и носители различных, хотя и близких друг другу культур.
В состав восточного славянства вошли не только праславянские племена среднего Поднепровья и сопредельных речных систем, не только раннеславянские племена времен культуры полей погребений, но и племена, происходящие от предков с культурой иного рода, с иным языком.
Какую картину рисуют нам вещественные памятники лесной полосы Восточной Европы?
Патриархально-родовой строй нерушим. В укрепленных поселениях-городищах обитают большие семьи. Гнезда городищ составляют поселение рода. Городище – поселок семейной общины – замкнутый мирок, производящий сам все, что необходимо для жизни. Гнезда, городищ тянутся по берегам рек.
Огромные пространства незаселенных земель речных водоразделов, поросшие лесом, отделяют области расселения древних племен лесной полосы Восточной Европы. Наряду с примитивным подсечным земледелием большую роль играют скотоводство, охота и рыбная ловля, причем эти последние зачастую имеют большее значение, чем земледелие.
Ни частной собственности, ни индивидуального хозяйства, ни имущественного, ни, тем более, социального расслоения нет и в помине.
Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.Самые ранние сведения о Древнерусской культуре
Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи Из книги Скифы [Строители степных пирамид (litres)] автора Райс Тамара Тэлбот Из книги Еврейский мир автора Телушкин ДжозефГлава 44 Отделение десяти северных племен, около 930 г. до н. э. (Млахим I, 12) Сын и наследник царя Шломо, Рехавам, имел три дурных качества: он был жаден, нахален и глуп. Это убийственное сочетание привело к расколу еврейского царства на две части.Когда умер царь Шломо, евреи
Из книги Избранные труды по языкознанию автора Гумбольдт Вильгельм фон Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария Из книги Цивилизация средневекового Запада автора Ле Гофф ЖакГлава I РАССЕЛЕНИЕ ВАРВАРОВ (V–VII вв.) Средневековый Запад зародился на развалинах римского мира. Рим поддерживал, питал, но одновременно и парализовал его рост. Прежде всего Рим передал средневековой Европе в наследство драматичную борьбу двух путей развития,
Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина СергеевнаЖИВЫЕ КОРНИ СЛАВЯНСКИХ ИМЕН Поклонение восточных славян силам природы породило весьма своеобразное явление: имена языческих божеств и названия олицетворявшихся ими природных сил и стихий, как правило, имеют одинаковые или очень близкие корни, родственные или созвучные
Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич1.1. Гусли-«гу?ны». Следы древней натурфилософии в славянских представлениях о создании мира игрой на гуслях Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, известный этнолог и искусствовед, в докладе «Гусли - инструмент гармонизации вселенной», который был
Из книги Древняя история секса в мифах и легендах автора Петров Владислав Из книги В. С. Печерин: Эмигрант на все времена автора Первухина-Камышникова Наталья МихайловнаГлава четвертая «Я живу согражданином будущих племен» На родине его не могли совсем забыть. Мать умерла в 1858 году, до 1866 года был еще жив отец. С ними Печерин, верный сыновнему долгу, никогда после принятия монашества не прекращал связи. С племянником Саввой Федосеевичем
Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий ИвановичЗагадки племен массагетов Главный наш источник по описанию кочевых племен массагетов – «отец истории», Геродот. Он довольно четко отводит им территорию от восточного побережья Каспийского моря до Сыр-Дарьи. «Итак к западу это море, называемое Каспийским, – пишет этот
Из книги Вопросы сюжетосложения. Выпуск 5 автора Коллектив авторовВ. В. МИРСКИЙ Повествовательный элемент и сюжетные ситуации в песнях славянских народов Одной из актуальных проблем поэтики народной песни является проблема сюжета. Большинство современных исследователей справедливо считает, что в народных лирических песнях
Из книги Сыны Перуна автора Рыбников Владимир АнатольевичВторая часть статьи о славянских племенах. В прошлой статье мы познакомились с такими племенами, как: Дулебы, Волыняне, Вятичи, Древляне, Дреговичи, Кривичи, Поляне. Здесь мы продолжим этот длинный список племён. Если говорить сухим научно-историческим языком, то древние славяне — это оседлый народ, который в основном занимался земледелием, разведением домашнего скота и различными ремёслами. По мнению многих исследователей, именно такой образ жизни сделал наших предков цивилизованными — развитие земледелия, постройка сел и городов, инфраструктура и многое другое превратили нас из кочевников в величайшую страну на свете. С Русью издревле считались все остальные народы мира и, несмотря на большое разнообразие племён, в тяжёлые времена все славянские народы объединялись, чтобы отстоять свою жизнь и территории от врагов.
Радимичи . Союз племён, которые обитали в восточной части Верхнего Поднепровья, а также на реке Сож и её притоках. Если верить , то родоначальником Радимичей стал Радим со своим братом Вятко (позднее основавший племя Вятичей), которые были польского происхождения. Археологи отмечают некоторую схожесть между племенами Радимичей и Вятичей. В частности, и те и другие хоронили прах умерших в срубе, и те и другие пользовались женскими украшениями — височными кольцами. В 984 году войска Радимичей были разбиты воеводой князя Киевского Владимира Святославовича. Всё в той же летописи в последний раз они упоминаются в 1169 году. После этой даты земли данного племени вошли в Черниговское и Смоленское княжества.
Русы . Русы до сих пор являются самым спорным, интересным и загадочным племенем. Многие исследователи и в наше время не могут договориться между собой об истории этого народа и их роли в образовании Древнерусского Государства. Арабские географы в IX-X веках писали, что русы главенствовали над славянами и являлись правящей верхушкой в иерархии Руси того периода. Немецкий историк Г.3. Байер (1725 г.), считал русов и норманов одним и тем же племенем, из которого происходил Рюрик. Другие современные историки считают, что Русы связаны с племенем Полян с верховьев Дуная. Третьи, что Русы имеют происхождение Северного Причерноморья и бассейна Дона. Есть даже такое предположение, что Русы — это не кто иные, а народ острова Руян в Балтийском море или современного Рюгена, который более известен под названием Буян.
В древних источниках названия этого племени называют по-разному: руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Есть версия, что слово русы имеет сходство с островом , что может означать, что русы были балтийскими славянами. Версий много и поэтому загадка племени русов не решена до сих пор и остаётся открытой для дискуссии и изучения.
Северяне . Северяне — восточнославянский союз племён, который обитал в бассейнах реки Десна, Сейм и Сула предположительно вплоть до IX-X вв. С названием этого племени связаны некоторые вопросы. Северяне не были наиболее северным народом, Радимичи и Вятичи, к примеру, жили намного севернее, поэтому название не принято связывать с географическим положением племени. Исследователь В. В. Седов, который занимался этим вопросом, выдвигает следующую версию происхождения: Слово «Северяне» может иметь скифско-сарматское происхождение и переводится как «Чёрный», в подтверждении тому город Северян — Чернигов.
Словене Ильменские . Словене Ильменские жили по соседству с Кривичами на территории Новгородской Земли, близ озера Ильмень, отчего, собственно и пошло название. Повесть Временных Лет упоминает словен ильменских, как одно из нескольких племён, призвавших варягов.
Тиверцы . Тиверцы обитали в междуречье Днестра и Прута, Дуная, Буджакского побережья Чёрного моря, на территории Молдавии и Украины. Название Тиверцы, возможно, восходит к древнегреческому слову Тирас, которым те называли реку Днестр. В начале XII века, Тиверцы ушли со своих земель из-за постоянных набегов печенегов и половцев, впоследствии смешались с другими племенами.
Уличи . Жили в нижних течениях Днепра, Буга и по берегам Чёрного моря (ПВЛ. — «Раньше уличи сидели в низовьях Днепра, но потом переселились на Буг и Днестр»). Центральным городом племён был Пересечен. Вероятно, что этноним Уличи происходит от слова «Угол». Известно, что в 885 году с Уличами воевал Олег Вещий. Киевский воевода Свинельд в X веке три года держал главный город Пересечен в осаде.
Чудь . Легендарное племя, которое обитало на севере европейской части Руси и Приуралья. Об этом племени в основном известно только из преданий народностей Коми. В настоящее время считается, что Чудь — это предки современных эстонцев, вепсов, карелов, коми и коми-пермяков. Название связано с тем, что остальные племена считали, что у этого племени чудной язык и чудные обычаи.
Появление славянских племён (II - I тысячелетие до н.э.)Считается, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, которое включает в себя такие народы как германские, балтийские, романские, греческие, иранские, индийские или арийские занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Центром этого массива была территория нынешней Малой Азии. Примерно 4000 - 3500 лет назад произошло отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских, и расселение их на север. Славяне заняли значительные территории к северу от Чёрного моря. С запада на восток их территория простиралась полосой от Одера до низовий Дона. Жили древние славяне в небольших деревнях. «Хозяйство велось на основе четырёх отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты» (2,23). Несмотря на открытия бронзы, из неё делались лишь украшения, а орудия труда (топоры, ножи, серпы) до сих пор изготовлялись из камня. Иногда бронза применялась также для изготовления долот, необходимых в строительстве. Это нетрудно объяснить тем, что открытых залежей необходимого сырья для производства бронзы не было, или были, но в незначительном количестве.
Древние славяне верили в переселение душ, поэтому, как и многие другие народы, придавали покойнику при похоронах форму эмбриона, подготавливая его к следующему рождению.
Рассвет славянской культуры (X в до н.э. - III в н.э.) и последующее расселение славян
Большим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие на рубеже I тысячелетия до н.э. плужного земледелия. Это позволило древним славянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море в Грецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа, залежами которого изобиловала праславянская родина. Существуют сведения, что древнеславянские купцы путешествовали на юго-восток, через Каспийское море вплоть до Багдада. Также о наших предках упоминает в своих произведения отец истории Геродот (V - век до н.э.), который как считает Рыбаков, сам путешествовал по Днепру.
Сказания о тех далёких временах сохранились и в нашем фольклоре, это сказания о богатыре - кузнеце, который побеждает Змея, либо запрягает его в плуг и пашет на нём огромные борозды. Речь в нём очевидно идёт о борьбе древних славян с набегами киммерийцев (I тысячелетие до н.э.), и последующее использование захваченных пленников для строительства укреплений на юге славянской прародины (эти укрепления сохранились до наших дней).
В III веке до н.э. славяне уже были близки к созданию собственного государства, но натиск сарматских племён заставил их расселяться дальше на северо-восток и отбросил их в развитии на несколько веков назад. Второй раз к рубежу государственности славянские племена подошли уже к IV веку н.э. но нашествие Гуннов (около 375 года) снова отбросило их назад и вызвало их последующее расселение.
Исторические моменты развития Руси VI - X в.
Итак, в V - VI веках начинается грандиозное расселения славян с их праславянской родины на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, на территории отвоёванные у Византийской империи. Вторым немаловажным событием, которое привело к основанию Русского государства, стала постройка на Днепре города Киева. Киев, по приданию, был построен тремя братьями Кием, Щекем, и Хоривем в честь старшего брата Кия. Нужно отметить, что в силу своего географического положения (Киев находился на пути торговых караванов шедших по Днепру в Византию, и был трудно досягаем для вражеских набегов) этот древнерусский город стал центром консолидации славянских племён. Таким образом «Строитель крепости на Днепре становился одним из руководителей общеславянского движения на Балканы»(2,36). Неудивительно, что подобные походы на юг, а также беспрерывная борьба со степняками - кочевниками привела к созданию союза славянских племён названного Русью.
Первые данные о Руси и о Россах появились в VI - VII веке н.э. хотя некоторые тогдашние источники упоминают «мужей - россов» и значительно раньше (Иордан 370 годы). В те далёкие времена Русь занимала следующую территорию: Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переславль Русский, Северная Земля, Курск (где располагались княжества: Киевское, Переяславское, Черниговское, Северское). Но давайте рассмотрим внимательнее процесс его образования. Для этого нам понадобиться снова вернуться на несколько веков назад и проследить за бытом и деятельностью племенных союзов, которые в последствии и образовали Русское государство.
V век у славянских племён, образовавших Русское государство, протекал как период военной демократии. Крупные производственные и родовые коллективы заменялись территориальными или соседскими общинами (объединявшими в себе малые индивидуальные семьи). Законы в тот период у них были суровые, так например мать имела право убить новорожденную дочь, если семья становилась слишком большой, или дети имели право убить своих престарелых родителей, если те состарившись не приносили пользу семье. Но, не смотря на это славянин уходя из дома оставлял еду на столе а дверь открытой, дабы странник мог поесть и отдохнуть. В это же время появляются и укрепляются такие интересные образования как дружины - объединение свободных воинов профессионалов поклявшихся князю в верности на поле брани. Этот процесс стимулируют многочисленные набеги степняков и кочевников. Постепенно князь - глава такой дружины - опираясь на неё сосредотачивает в своих руках власть и начинает игнорировать некоторые законы и обычаи. Князья также заключали между собой различные союзы, или выбирали главного князя - командира над остальными. Это было одной из предпосылок создания единого государства. Также в этот период идёт образование городов. Вначале строились так называемые городища - убежища, куда во время вражеских набегов стекались окрестные жители, в мирное время такие города обычно пустовали. Вскоре в этих городишках стали селиться князья с дружинами, а им требовались одежда, оружие, продукты питания и многое другое. Так возле городов постепенно стали образовываться посады, места где проживали различные купцы и ремесленники. Это также послужило толчком для появления единого государства. Но вообще росичи жили очень бедно. Одежда их состояла из шкур или грубого полотна, орудий труда было мало, а жили славяне в основном в земляках и норах. И поэтому образование единого государства, и соответственно усиление торговли было очень полезно для них.
Но давайте вернёмся к появлению Руси. Первым Русским князем по преданию был варяг Рюрик. Его с братьями Синеусом и Трувором пригласили на Русь княжить. Вначале Рюрик построил город Новгород и поселился в нём, но затем переехал в стольный Киев. Так полностью завершилось образование русского государства. С этого момента Русь начинает быстро развиваться, русские купцы всё чаще наведываются в другие страны. По этому с этим временем связанно появление в русском языке таких исконно не русских слов, как топор (в русском языке секира) или собака (в русском языке пёс). Также русские князья разворачивают активную компанию по обороне от кочевников и завоеванию земель Византии. Такая жизнь на Руси продолжалась достаточно долго, до тех пор, пока к власти в конце X века не пришёл князь Владимир.
Исторический и культурный образ Руси на рубеже первого тысячелетия
Подведём итог, с каким - же багажом подошла древняя Русь ко второму этапу своего развития - Киевской Руси. Итак, Русское государство, образовавшись в VI - VII веках из славянских племён (Полян, Кривичей и других) проживавших на территории от Чёрного моря и Днепра, до Балтийского моря и верховий Волги, стало быстро расти и развиваться. Быстро увеличивалось количество городов, а также населения в них. Как следствие этих процессов увеличивалась полюдье, а также процветала торговля. Русские купцы активно посещали культурные страны, и как следствие на Русь стали проникать элементы иностранной культуры (не только одежда или украшения, но и слова, письменность, а в последствии и христианство). Усиливались процессы расслоения общества, всё больше выделялись купцы, государственные чиновники, армия. Эта верхушка получала какие то свои особые льготы. Между тем в самом низу шли процессы интеграции. Маленькие племена (а также племена, которые присоединялись к Руси) ассимилировались остальными, при этом происходило образование единой русской народности и культуры. Итак, к X веку практически всё было готово к образованию из «союза племён» единого, полноценного государства Киевской Руси.
Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко. Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).
В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.
С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.
Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.
Бужане (волыняне) - племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).
Волыняне -восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.
В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.
Древляне - одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.
Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)
Дреговичи - восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.
Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».
Подименем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны ужеКонстантину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.
Дулебы(не дулёбы) - союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI-начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.
Кривичи- многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI-X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.
Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.
Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.
Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.
Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.
Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.
Полочане - восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.
Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.
Поляне(поли) - название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе - к южным поселениям дреговичей, наюго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам.
Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».
История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке- прекратилась же во время усобиц удельных князей.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты -Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.
Радимичи - наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.
Северяне (правильнее- Севера) - племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.
Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.
Словене(ильменские славяне) - восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.
Тиверцы - восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.
Уличи- восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.
Хорваты - восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии - скотоводстве.
Бодричи (ободриты, рароги) -полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII-XII вв. - союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) – главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик - славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).
Висляне -западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.
Зличане(чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.
Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды - коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы - областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.
Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.
Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы - название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.
Лужицкие сербы - одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. - в Верхней Лужице (Саксония).
Лютичи (вильцы, велеты) -союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.
Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.
Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.
Поморяне,помераны - западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.
В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.
С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.
Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.
Новости Соснового Бора