Великобритания. Великобритания форма правления и государственное устройство

Фасада

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Великобритания – сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Великобритания имеет также колониальные владения: остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.

Северная Ирландия с 1920г. обладает политической (законодательной) автономией. Шотландия и Уэльс получают с 2000 г. автономию, разную по своим полномочиям (Уэльс – довольно узкую).

Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором. Некоторые из островов (например, о. Сарк) до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от Короны и управляются местным владельцем.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 – в Англии, 22 – в Уэльсе), а графства – на округа (их всего 339). Шотландия разделена с 1994 г. на 32 единицы местного самоуправления. Северная Ирландия делится на графства (26). После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах есть советы и мэры, но в Большом Лондоне нет ни мэра, ни совета.

Округа в графствах (в каждом округе должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины – низовое звено административно-территориального деления.

Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на 4 года (в Шотландии – 3 года). Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей – лиц, обладающих избирательным правом.

Назначенных на места чиновников для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра существует:

1) наряду с законами министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб;

2) существует институт адаптивных законов: типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов;

3) контроль осуществляется в форме министерского инспектирования (проверки работы), правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т. д.);

4) министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся «нечестные действия»;

5) контроль обеспечивается тем, что многие чиновники муниципального управления должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств. Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. В каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд.

По форме гос.устройства – унитарное государство (форма территориального устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования).

По форме правления - конституционная монархия (но формально конституция отсутствует, существует ряд основных законодательных актов). Глава государства - королева (Елизавета 2).

Законодательная власть осуществляется королевой и двухпалатным парламентом (Палата лордов – лорд канцлер - верхняя палата Парламента, 775 членов и Палата общин - спикер – нижняя палата, 646 членов, избирается на 5 лет по 1 представителю по 1 округу). Парламент избирается по мажоритарной системе, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Система относительного большинства - блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов.

Закон.акты рассматриваются в нижней палате, а затем передаются в верхнюю, в 3-х чтениях.

Исполнительную власть возглавляет премьер-министр (Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии) - лидер партии, получившей большинство голосов на выборах в палату общин и формирующей правительство.

Политические партии – консервативная, лейбористская, либерально-демократическая, ряд национальных партий.

Административно-государственное устройство - состоит из 4-х административно-политических частей (исторических национальных областей): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и особая адм. единица - Большой Лондон), Уэльса (8 графств), Шотландии (12 областей: 9 районов и 3 островные территории) и Северной Ирландии (26 округов).

Остров Мэн и Нормандские острова - самостоятельные административные единицы.

Местное самоуправление - Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства, в свою очередь, делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Низовые территориальные единицы называются общинами. Все административные территории (за исключением приходов и общин, в которых проживает менее 150 жителей) управляются советами, являющимися юридическими лицами. Советы графств, округов и. городских округов избираются на 4 года и обновляются первые три года ежегодно на одну треть. Советы приходов и общин избираются на 3 года без ежегодного обновления.

Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

Судебная система - Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения - Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны.

К низшим в Англии и Уэльсе относятся суды графств и магистратские суды.

Форма гос.устройства – федерация (при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью).

Форма правления – президентская республика. Во главе президент. (Барак Обама) Одно и тоже лицо не может быть избрано президентом более 2 раз.

Правительства как кабинета министров во главе с председателем правительства в США нет. Министры являются советниками президента, то есть фактически составляют кабинет президента, хотя и обладают полномочиями в области своей деятельности. Функции правительства в США выполняет администрация президента, наделенная весьма широкими полномочиями.

В законодательной ветви власти формы правления США высшим органом является двухпалатный Конгресс. Избирается прямыми выборами. Нижняя палата - Палата представителей (спикер), верхняя – Сенат (вице-президент). В Палате представителей насчитывается 435 членов, в Сенате – 100 сенаторов. Сенат считается органом, члены которого выражают интересы населения отдельных штатов, так как каждый штат имеет в нем своих представителей. Конгресс объявляет войну, формирует вооруженные силы, назначает высших должных лиц страны, устанавливает налоги и сборы и решает множество других задач. Законопроекты принятые конгрессом, утверждаются президентом.

Выборы – избираются выборщики. Каждый штат посылает в коллегию выборщиков столько представителей, сколько он избирает членов палаты представителей и сената + 3 выборщика от округа Колумбия. Победитель по абсолютному большинству.

Политические партии - демократическая партия является одной из двух основных политических партий в США, республиканская, (конституционная, партия зеленых, либертарианская).

Исполнительная ветвь власти в форме правления США представлена президентом, вице-президентом, исполнительными департаментами, независимыми агентствами и прочими органами. Вице-президент является вторым человеком в исполнительной власти страны, он должен сменять президента в случае его преждевременного ухода от власти.

Судебная власть в форме правления США представлена основным ее органом – Верховным судом. Избираются члены Верховного суда на пожизненные сроки, причем давление на них не могут оказать ни избиратели, ни конгрессмены, ни президент США. В состав Верховного суда входит девять судей, одного из них выбирают председателем.

Местное самоуправление - большинство штатов (кроме 2) делятся на графства, более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа. Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют 3 системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система «совет – управляющий». Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Графства подразделяются на тауны и тауншипы (иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков). Кроме административно-территориальных единиц, в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников.

Великобритания - или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) - государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория - 244,1 тыс. кв. км, население - более 60 млн. человек, официальный язык - английский, официальная религия - протестантизм (90 % населения); столица - Лондон.

Великобритания - центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

Великобритания - унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы - графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица - Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельные административные единицы - остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

По форме правления Великобритания - парламентская монархия. Политический режим - демократический. Глава государства - монарх (король или королева). Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д. По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх также - главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством. В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов - высшая палата парламента - не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды - судьи по апелляциям и «духовные лорды» - два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г. палата лордов парламента проголосовала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента - принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства - в любое время. Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем - в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах. В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (число членов кабинета 18-25 человек, а в правительстве их около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях кабинета. На деле именно кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Кабинет - организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер. «Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции. Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.

Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе - рудиментарная (ассамблея - лишь совещательный орган).

На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент - тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента. Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная - комитетами, которые утверждаются ассамблеями.

ВВЕДЕНИЕ

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада Британской империи эта роль значительно снизилась. Великобритания — развитое индустриально-аграрное капиталистическое государство. По размерам территории она в 40 раз меньше США, по населению — почти в 5 раз меньше (58 млн. человеке 1997 г.). Она занимает восьмое место в мире по объему ВВП, но 16-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией).

Великобритания - страна унитарная, государственное устройство включает в себя множество традиций. Английский монарх не обладает абсолютной властью, его прерогативы условны и сводятся к представительским функциям, хотя формально он наделен всеми полномочиями главы государства. В настоящее время главой Великобритании является королева Елизавета II, которая может одобрить или отклонить любой новый закон, принятый парламентом, однако отменить закон она права не имеет. Палата общин в парламенте Англии насчитывает 650 членов. Практически все они являются представителями трех политических партий, Консервативной, Либеральной и Лейбористской. Благодаря такому партийному разнообразию в парламенте постоянно ведутся дебаты о том, какая форма правления в Великобритании была бы предпочтительнее, существующая парламентская монархия или монархия конституционная.

Цель данной работы - изучить особенности формы правления в Великобритании.


1. Общая характеристика формы правления в Великобритании

Великобритания (полная официальная форма — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии)— островное государство на северо-западе Европы. Великобритания — одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшей в истории, и существовавшей в XIX — начале XX веков .

Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски — «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства — унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.

Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления — парламентарная монархия.

Монархия — старейший политический институт Великобритании. Наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны .

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

2. Парламент Великобритании

Парламент в Великобритании является высшим законодательным органом и состоит из двух палат. Верхней палатой принято считать Палату лордов (House of Lords), в то время как Палата общин (House of Commons) является нижней. Королева является третьим по значимости законодательным представителем в стране.

После того, как Вильгельм Завоеватель узаконил в Англии феодализм, в стране воцарилась иерархия землевладельцев. Официально Палата лордов образовалась в XIV веке, а в её состав входили только феодалы, участие в Парламенте которых могло передаваться по наследству. Сегодня в Палате лордов заседают четыре вида людей :

1) лорды духовные - старшие епископы англиканской церкви;

2) лорды-юристы, которые назначаются монархом по совету премьер-министра страны;

3) наследственные пэры, в число которых входят герцоги, маркизы, графы и бароны;

4) пожизненные пэры, заслужившие награды перед короной и государством. Во главе Палаты стоит Лорд-канцлер, избираемый раз в пять лет, и назначается монархом.

Палата общин избирается народом раз в пять лет. Выборы происходят с помощью тайного голосования. Есть определённые ограничения, которые не позволяют любому гражданину Великобритании баллотироваться в Палату общин. Иностранцы, члены Палаты лордов, военнослужащие и государственные предатели строго не допускаются к участию в законодательном комитете. Спикер - авторитетное должностное лицо Палаты общин избирается членами самой Палаты, а его кандидатура одобряется монархом .

Заседания обеих палат происходят в различных отдельных помещениях Вестминстерского дворца. По правилам конституции, введённым в 1963 году, все министры страны, включая нынешнего Премьер-министра, являются выходцами из Палаты общин, а не из Палаты лордов.

Парламент Великобритании нередко называют «матерью Парламентов», ссылаясь на то, что Парламент Соединённого Королевства является крупнейшим законодательным органом во всём мире. Кроме того, организации Парламента установили определённые стандарты, которым по сегодняшний день следуют такие демократические страны как Австралия, Индия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Ямайка.

3. Исполнительная власть

В сферах государственной и законодательной деятельности монарх не обладает верховными полномочиями. Несмотря на это, у главы государства есть ряд собственных обязанностей и уставов, которым он должен следовать. Управление собственностью короны и вооружёнными силами страны, подписание национальных и интернациональных договоров, объявление о войне или перемирии, подписание проектов, принимаемых Парламентом, а также назначение членов Парламента являются одними из основных функций Королевы.

Премьер-министр Великобритании и Северной Ирландии назначается монархом Королевства и официально считается главой государства, осуществляющей управление страной. Премьер-министром Соединённого Королевства является главным советником монарха, и чаще всего избирается из Палаты общин. В обязанности премьер-министра входит управление правительством, принятие решений по внутренним и наружным политическим вопросам страны и назначение членов в кабинет министров .

Первым британским премьер-министром стал Роберт Уолпол в 1721 году. Более того, при нём дом 10 на Даунинг-стрит стал первой, официальной и единственной резиденцией всех последующих премьер-министров страны. С 11 мая 2010 года и по сегодняшний день должность премьер-министра Великобритании занимает Дэвид Кэмерон.

Члены кабинета министров избираются по строгому принципу, подразумевающему деятельность в Палате Общин. По традиции 20 членов кабинета министров с премьер-министром во главе, решают вопросы, касающиеся наружной обороны и политики страны, подготовки законопроектов, сохранности и социального благополучия, внутренней экономики, политики и планирования данных аспектов.

Заключение

Итак, характер формы правления существующей в Великобритании, зависит от организации верховной государственной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В Великобритании - монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Современная монархия - конституционная, ее предшественник - абсолютная, которая еще сохраняется в некоторых странах. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную. Современная Великобритания является типичным примером парламентарной монархии. Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, но в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле «король не может поступить неправильно».

Существуют два мнения о Британии, которые имеют огромное влияние, но которые являются ошибочными. Согласно одному из них в качестве принципа английского государственного устройства выступает полное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, каждая из которых вверена отдельному лицу или группе лиц, причем никто из них никоим образом не может вмешиваться в деятельность других. Потрачено много красноречия на доказательство того, что уже в средние века, когда английский народ находился в состоянии совершенной грубости, сам гений этого народа привнес в жизнь и практику тщательно разработанное разделение функций, которое философы излагали на бумаге, но которое они никогда не надеялись увидеть в жизни.

Согласно другому мнению, особое преимущество Британии основывается на уравновешенном союзе трех властей. Говорят, что монархический элемент, аристократический элемент и демократический элемент — каждый обладает своей долей в верховной власти и согласие всех трех элементов необходимо, чтобы эта власть могла функционировать. Великая теория, именуемая теорией «сдержек и противовесов», получила широкое распространение в политической литературе, и многое в этой теории исходит из английского опыта или им поддерживается. Говорят, монархия имеет некоторые недостатки, кое-какие отрицательные тенденции, для аристократии свойственны свои недостатки, для демократии — свои; однако Англия показала, что можно организовать правление, в котором эти отрицательные тенденции будут сдерживать, уравновешивать и нейтрализовать друг друга, когда в целом хорошее правление строится не только несмотря на противодействующие друг другу тенденции, но и благодаря им.

Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - 2-е изд., стереотип. — М. : Флинта: МПСИ, 2011. — 280 с.

6.Симонишвили, Л. Р. Модели организации государственной власти [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - М.: МФПА, 2012. - 304 с.

Ш форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Главой государства является монарх, выступающий, однако, слабой политической фигурой, т.к. его полномочия, формально достаточно сильные, либо фактически им не используются ("спящие прерогативы"), либо используются несамостоятельно: по инициативе парламента или премьер-министра либо с санкции последнего. Источником же полномочий важнейших государственных органов, в том числе правительства, является парламент: именно после парламентских выборов (точнее после выборов его нижней палаты - Палаты общин) правительство формируется каждый раз заново из числа парламентариев-членов партии парламентского большинства. Политическую ответственность правительство также несет перед Палатой общин (нижней палатой парламента), которая может выразить правительству недоверие. Но и сама палата может быть распущена.

Формальное верховенство парламента в государственном механизме на практике адекватного воплощения не получает. Юридическая схема взаимоотношений высших органов государственной власти существенно корректируется существованием двухпартийной системы. Жесткая партийная дисциплина обусловливает то, что парламентское большинство, а через него и весь парламент, оказываются фактически подконтрольными правительству, состоящему из лидеров партии парламентского большинства. Поэтому именно исполнительная власть, а точнее ее глава - премьер-министр - занимает лидирующее положение в государственном механизме. В связи с этим государственный режим, существующий в Великобритании, принято характеризовать как министериальный или режим министериализма.

Существование данного вида государственного режима, доминирование и в нижней палате парламента, и в правительстве одной партии и даже одних лиц, наличие у верхней палаты парламента права действовать в качестве высшей судебной инстанции страны - все это порождает у некоторых специалистов сомнение в том, действует ли в государственном механизме Великобритании принцип разделения властей. Представляется, что если иметь в виду основное предназначение

данного принципа - создавать гарантии против узурпации власти, механизмы "сдерживания" органами государственной власти притязаний друг друга на власть, - то, безусловно, данный принцип работает. Действительно, двухпартийная система обусловливает существование в парламенте сильной оппозиции, готовой в любое время сформировать правительство. Благодаря существованию оппозиции парламент подвергает гласности и критике деятельность правительства, может вынудить его уйти в отставку или отправить в отставку отдельных министров.