Интроверсия определение. Природа подобного явления. Внимание к мелочам и собеседнику

Наклеивание

Экстраверсия/интроверсия. Введение.

Те, кто всерьёз решил разобраться в соционике, задают множество вопросов, связанных с определением базовых соционических понятий. Одним из таких базовых понятий, является признак "экстраверсия/интроверсия”. Это понятие впервые было введено К. Юнгом. По Юнгу интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально различными способами психологической адаптации. Кроме того, для определения природы "интроверсии-экстраверсии" Юнг использовал и другие понятия:

Либидо;
- личностная установка;
- направление движения энергии;
- ведущая мотивация;
- сознательная ориентация.

Однако, помимо Юнга, есть ещё трактовка "интроверсии-экстраверсии" по Леонгарду и Айзенку, не говоря о других, близких по содержанию понятий, таких как "Локус контроля"; "Внутренняя и внешняя референция".

Такая многозначность трактовок, приводит к возникновению множества вопросов. Например:

- Как отличить погруженного в себя интроверта от погруженного в себя экстраверта?

Чем они будут отличаться снаружи (каковы будут различия в реакциях на внешние раздражители, на попытки вытащить их из этого состояния, различия в действиях, поступках в этом состоянии)? И чем - внутри? Что ощущает и, возможно, как себе эти состояния объясняет интроверт, и как - экстраверт? Чем принципиально отличаются эти состояния, если у двоих имеют одинаковую длительность?

Чем отличаются состояния погруженности в себя у интуита-интроверта и интуита-экстраверта?

Как проявляется податливость интровертов внешнему воздействию? За счет чего и каким образом?

Чем ведомый и внушаемый экстраверт отличается от интроверта? В чем принципиальная разница между ведомостью и интровертным откликом на внешние обстоятельства?

Как «поддается»\реагирует интроверт, и как - экстраверт? Как они себя при этом проявляют и что ощущают внутри?

Если экстраверт находится в положении, где ничем не влияет на внешние обстоятельства, в чем проявляется его самоощущение, как влияющего?

Как проявляется соционическое «самосознание» у активно влияющего на физический мир интроверта? Как он себя ощущает и как объясняет себе формулу своего взаимодействия с миром?

Как не перепутать застенчивого, бездеятельного и замкнутого экстраверта с интровертом? И как - общительного и уверенного в себе интроверта с экстравертом?

Может ли, например, на какой-нибудь вечеринке \ каком-нибудь собрании интроверт подойти познакомиться первым? Чем его подход будет отличаться от экстравертного?

И если там же экстраверт жмется по углам, отводит глаза от встречных взглядов и старается быть как можно более не заметным, то как определить, что он все же экстраверт?

Как застенчивость проявляется у интроверта и как - у экстраверта?

Чем будут различаться вдумчивый экстраверт от вдумчивого интроверта?

Как интроверт и экстраверт различаются внешне (жесты, мимика, глаза, скорость речи)?

Есть ли разница в скорости интровертного усвоения новой информации и экстравертного?

Где граница между личным темпераментом \ характером и вертностью?

Поэтому, не смотря на множество литературных источников по вопросу о природе и способах определения интро и экстроверсии, он, на данный момент, остаётся достаточно актуальным. В нашей работе мы коснемся определения этого понятия в трактовке различных авторов, дадим ответы на поставленные вопросы, а также, расскажем о методиках, с помощью которых можно исследовать личность на интро или экстроверсию.

Итак, целью нашей работы является раскрытие понятий интро и экстроверсия, описание методик их исследования.

В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать литературу по исследуемым феноменам;

Описать определения исследуемых феноменов;

Раскрыть их специфику;

Описать методики исследования интро и эктроверсии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТРО И ЭКСТРАВЕРСИИ

"Западный человек, похоже, в большей степени экстравертирован, восточный же, наоборот - скорее интроверт. Первый видит смысл вне себя, проецируя его на объекты, второй ощущает его в себе самом. Но смысл существует как извне, так и внутри нас" . К. Юнг

Экстравертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом вовне, на окружающий мир и людей в нем.
Интровертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом на внутренний мир.

Эти понятия еще в начале XX века были введены швейцарским психологом К. Юнгом для обозначения диаметрально противоположных типов личности. Термины эти образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интро" - "внутрь" и "верто" - "обращаю".

Слово «экстраверт» означает «развернутый наружу», а «интроверт» значит «развернутый внутрь». И именно эта «развернутость», или направленность, будет тем вектором, который определяет его отношение к жизни, проявления и поведение в общении с другими людьми.

Экстраверт предпочитает информацию от Мира. Он больше доверяет независимым источникам.
Интроверт предпочитает информацию от себя самого. Он больше доверяет своему мнению.

Экстраверт наполняет сознание внешней информацией, интроверт, напротив, старается защитить сознание от внешней информации.

Что значит защитить и что значит наполнить?

Для экстравертов главным фактором, определяющим направленность психики и ее реакций, является внешний мир, социальная жизнь. Для них характерно поведение, в котором проявляется стремление к взаимодействию с внешнем миром, обмену информацией, эмоциями и впечатлениями. Экстраверт стремится к вниманию со стороны окружающих. Он ожидает реакции от внешнего мира. Он воздействует на него, используя самые разные средства самовыражения.

Для интроверта же характерно поведение, связанное с погружением в свой внутренний мир, наблюдениями за своим внутренним миром и размышлениями. Для него характерно уединение, самоанализ и тщательное углубление в изучаемый предмет. Он не так жаден до внимания со стороны. Получив свою порцию впечатлений от внешнего мира, он уединяется, чтобы их переварить. Он ищет уединения для того, чтобы осмыслить происходящее. У него не так выражена необходимость во внешней оценке. Ему комфортнее самостоятельно прийти к своим выводам.

Теперь мы остановимся более подробно на разных трактовках данного признака и начнём мы с Юнга, который и ввел данный термин.

Согласно теории Юнга, интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально разными способами психологической адаптации.

Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве и имеет биологические предпосылки. Юнг по этому поводу писал следующее: "В природе существуют два фундаментально отличных способа адаптации, которые обеспечивают непрерывное существование живого организма. Один заключается в высокой скорости воспроизводства при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида; другой состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости... Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все, в то время как тенденция интроверта - оборонять себя от любых внешних требований, воздержаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение ".

Юнг указывает на две стратегии поведения: энергосберегающую-интровертную и энергоотдающую-экстравертную.

Экстраверт воспринимает себя через окружающий мир. Интроверт воспринимает окружающий мир через себя.

Движение энергии у интроверта осуществляется по направлению к внутреннему миру. У экстраверта, наоборот, движение энергии осуществляется по направлению к внешнему миру.

Для интроверта свои собственные субъективные мысли и переживания изначально более значимы, чем внешние оценки. Он склонен к самодостаточности в оценке своей жизнедеятельности.
Для экстраверта мнения других людей, общепринятые знания изначально более значимы, чем его собственное мнение. Он склонен оценивать свою жизнедеятельность глазами окружающих.

Согласно мнению Юнга, в каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено разной.
Юнг уточняет, что речь идёт не о типе вообще, а об экстраверсии или интроверсии доминантной (программной) функции. Подчиненная функция при этом обретает интровертную установку. Так человек с доминирующей экстравертной функций, ориентированный на объективную реальность, факты, получаемые из внешнего мира, в своем восприятии опирается на мир внешний, но взаимодействует с ним пользуясь своей вспомогательной, интровертной функцией.
При разных обстоятельствах индивид может менять свою установку, например, в экстравертном окружении он будет иметь интровертную установку, а в интровертном окружении он будет проявлять экстравертные качества. Тип установки складывается постепенно на протяжении жизнии. То есть в разные периоды жизни человек может себя ощущать более и менее экстра- или интровертированным. Тем не менее, одна из функций обязательно является преобладающей, а остальные - подчиненными, при этом дифференцированная функция есть форма, с помощью которой индивид постигает окружающий психический и физический мир. Подобно тому, как нельзя одновременно мыслить и чувствовать, так и нельзя быть одновеременно и энергосберегающим и энергоотдающим. Какая-то из установок обязательно будет доминировать в сознании.

Следующая известная трактовка этого признака принадлежит немецкому психиатру К. Леонгарду.

Леонгард даёт ему следующее определение: экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт - личность волевая.

Леонгард делает такой вывод, опираясь на свою терапевтическую практику. Он отмечает, что проблемы экстраверта лежат в области внешнего мира. Экстраверт тут выступает как тот, кто не способен игнорировать мнение о нем других людей. Экстраверт становится буквально зависимым от внешней оценки. Он ждёт одобрения, признания. Проблемы интроверта, напротив, лежат в области его собственных ощущений и представлений. Его страхи не имеют прямого отношения к тому, в каком положении он находится. Он больше руководствуется своим собственным мнением, видением и позицией.

По Леонгарду, экстраверт остаётся человеком внешне ориентированным, а интроверт - внутренне ориентированным. Что же касается оценки волевых качеств, то тут, видимо, речь идёт о формах патологии, поскольку Леонгард, будучи психиатром, работал с очень проблемными пациентами.

Юнг, имеющий дело с душевнобольными, по этому вопросу говорил следующее: «Хорошо известно, что истерия и шизофрения представляют собой резкий контраст различного отношения больных к внешнему миру. Чувства, которые внешний мир вызывает в субъектах, страдающих истерией, превышают по своей интенсивности нормальный уровень, тогда как у больных, страдающих шизофренией, эти чувства не достигают его. Преувеличенная эмоциональность у одних и крайняя апатия у других - вот общая картина, которая рисуется нам при сравнении этих двух болезней. В личных отношениях это различие сказывается в том, что мы поддерживаем душевную связь с нашими истеричными больными, чего не бывает с больными шизофренией.
Я предлагаю обозначить эти два противоположных устремления терминами: экстраверсия и интроверсия. Итак, экстраверсия налицо всюду, где человек сосредоточивает свой основной интерес на мире внешнем, на объекте, которому и придается существенная важность и значимость. Напротив, интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где важным и значимым становится самый субъект, как таковой жадно завладевает всеми интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою, которая вносится в счет

Финальную точку в вопросе природы экстравертной и интровертной установки, ставит австралийский психолог Айзенк.

Г. Айзенк делает прорыв в понимании природы экстравертной и интровертной установки. Он проводит серию электроэнцефалографических исследований, в которых доказывает, что интро/экстраверсия генетически детерминированы, тесно связанной с уровнями корковой активации. Айзенк использует термин "активация" для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.

По Айзенку, экстраверты характеризуются медленно развивающимся и слабым возбуждением и быстро развивающимся, сильным и медленно затухающим реактивным торможением. Интроверты имеют противоположные характеристики. Высокий уровень активации интровертов считается причиной того, что они склонны избегать дополнительной внешней стимуляции, которая может вывести их активацию за оптимальные границы. Вследствие этого интроверты, по сравнению с экстравертами, предпочитают более низкую интенсивность стимуляции.

Если подытожить вышесказанное, то можно сделать следующий вывод: интоверт - тот, кто не нуждается в излишней сенсорной стимуляция, а экстраверт, тот, кто нуждается.

Татьяна Николаевна Прокофьева.

(Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений")


Установки психики

К. Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

Вот как разбирает юнговские установки Аушра Аугустинавичюте : «Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это – уход от непризнающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия».

«В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный – интровертированный прижились термины экстраверт – интроверт . К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями» . Аушра отмечает, что по тесту Айзенка в категорию интровертов попадает большинство интуитивно-логических экстравертов лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорно-этический интроверт чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в книге «Акцентуированные личности» определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По соционической типологии «первый полностью обращен к внешнему миру, экстравертированный интуитивный тип, второй – очень практичный сенсорный интровертированный» .

А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт – интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском.

Определения

Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с «внешней» стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта.

Объект – объектные взаимодействия - это действия

Экстраверту важнее получить обратную связь с объектом, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен внешний диалог непосредственно с человеком, устная речь. Важно знать его мнение для последующих умозаключений и для оценки возможности совместных действий. Разные точки зрения имеют право на существование независимо друг от друга: чужая точка зрения воспринимается как самостоятельный объект, ее не обязательно принимать или отвергать, субъект не обязан с ней взаимодействовать.

Мир воспринимается как сумма объектов. Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверт не только замечает объекты, но и считаются с их правом быть такими, как они есть.

Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения , поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения с ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он «может только то, что может», воздействовать на него нет смысла. Легче определить уровень взаимодействия с ним.

«Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, как он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты – точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты – это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные «перевоспитывания», изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию» .

Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть превращение объекта в субъект.

Субъект – субъектные взаимодействия – это отношения

Поэтому для интровертов характерен внутренний диалог, а вместе с ним и письменная речь, ведение дневников. Внесение точки внимания внутрь интересующего объекта. Восприятие мира со своей, в крайнем случае, с его точки зрения. Это способ познания мира для интроверта. В одной картине мира не совмещаются разные точки восприятия. Эти картины как бы мигают. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно. Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты – только узелки.

Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен .

Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Интровертные дела – переделывать одежду, копать землю, преобразовывать природу. Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. «Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей» . Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

«Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он – в противоположность экстраверту – не хочет и не может нарушать» .

Аушра Аугустинавичюте писала о том, что

«у экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям.

У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения» .

Другими словами, экстраверту легче приспособиться к объекту, а интроверту – к отношениям. «Ошибочная идея интроверта, что нет незаменимых людей, что человека как винтик, можно менять, как только он нарушает гармонию отношений». Перегиб экстравертов в том, что «любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить». На самом деле «человеку как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни» .

Экстраверты и интроверты. Разница в поведении

Экстраверты творят новые отношения, интроверты творят новые объекты. Поэтому, как пишет Аушра Аугустинавичюте «качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут быть только экстраверты, какими и были все классики марксизма» . Ее мысль развивает директор Новосибирского института соционики Н. Р. Якушина, «интроверты – изобретатели принципиально новых вещей, экстраверты – синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество – работа на стыке наук». «Юнг (интроверт) изобрел новую типологию, Аушра Аугустинавичюте (экстраверт) ввела в нее кодирование и обозначила связи между типами. Это привело к созданию теории интертипных отношений». Справедливости ради отметим, что экстраверт может сотворить «новый порядок» (Гитлер), а интроверт – «изобрести велосипед», не интересуясь, что было изобретено до него. Экстраверты в своих работах чаще ссылаются на авторов идей, интроверты – не принимают новое мнение, пока не ассимилируют его, потом оно уже прочно сливается с их собственным, поэтому могут забыть, кто его автор.

О разнице в поведении экстравертов и интровертов на работе можно прочитать у А. Аугустинавичюте , где, в частности, отмечено: «Многие экстраверты гордятся тем, что много работают. Интроверты с удовольствием рассказывают, как им удалось отвертеться от дополнительных нагрузок. Между прочим, для большинства интровертов слово «лентяй» – комплимент, а для экстравертов – оскорбление. … Интроверты лучше понимают долг, а экстраверты – ответственность».

Экстраверты чаще выступают перед большим количеством народа, легче знакомятся с новыми людьми; интроверту удобнее беседовать с глазу на глаз или в тесном кругу знакомых людей. В общении экстраверт более открыт, чаще рассказывает о себе, так как недооценивает того отношения, которое при этом вызывает. «Широта души» – это чаще про экстравертов.

Интроверт не стремится открыть свою душу каждому, он сначала убедится, что уже сложились достаточно благоприятные отношения для этого. «Гласность – вещь экстравертная, а в такой интровертной стране, как Россия, информация часто доступна лишь узкому кругу людей»,– пишет Н. Р. Якушина . Она же приводит интересный тест: если попросить человека нарисовать себя во вселенной, то интроверт начинает рисовать с себя, а экстраверт – с других.

В. В. Гуленко описывает характерные черты экстравертов и интровертов. Он отмечает, что для экстравертов свойственны: активный затратный стиль, открытость.

Экстраверт понимает себя через мнение окружающих, испытывает трудности самосовершенствования, т. к. не очень большое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Он не боится противопоставить себя остальным, более заметен в социуме.

Интроверт больше копит, бережет свои ресурсы. Он несколько отделен от мира, может обходиться без обратной связи, но более защищен, т.к. не торопится открыться. У интровертов чаще может быть замыкание на себе, но и самосовершенствование легче. Для них характерна детализация материала, их открытия очень сложны для неспециалистов.

Важное отличие в характерах экстравертов и интровертов отметил А.В. Букалов. Он утверждает, что для экстраверта характерна «тенденция к сжатию, исчезновению под воздействием объекта», для интроверта – «тенденция к расширению, к ассимиляции, подчинению объекта» .

Основные различия экстравертных и интровертных типов приведены в таблице, составленной на основе данных вышеуказанных авторов, а также Ф. Я. Шехтера и Д. Кейрси (табл. 3).


Таблица 3 Различия экстравертов и интровертов


Внешние различия экстравертов и интровертов

Экстраверты отличаются широкой жестикуляцией. Даже при хорошем воспитании экстраверт с трудом сдерживает жесты. Жесты экстравертов широкие, от плеча. Интроверты обычно не жестикулируют, а если есть жестикуляция, то от локтя. То же с мимикой: лица экстравертов более подвижные, эмоции ярко выражены. Интроверты держатся более сдержанно, из-за этого они производят впечатление более скромных, но это не внутренняя скромность, а просто способ выражения активности. Проиллюстрируем эти различия с помощью портретов работы известных художников

Рис.1. Д. Левицкий. Портрет Нелидовой Рис.2. Д. Веласкес. Дама с веером

[Здесь важно понимать, что "внешность обманчива". 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

Взаимная дополняемость экстравертных и интровертных типов

Экстраверсия и интроверсия – дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. «Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту – реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить» [ 3 ]. Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых [ 7 ]).

Экстраверт учится у интроверта : замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.

Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.

Виды деятельности для экстравертов и интровертов

Экстраверты и интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая «чужой» установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко [ 25 ].

Экстраверты лучше справятся с задачами:

Интроверты лучше справятся с задачами:

крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности;

локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы;

требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат;

допускающими постепенность и неспешность в своем решении;

первоочередными, требующими оперативного решения.

требующими углубления, глубокой проработки.


Прокофьев В.Г.:

Для экстраверта: целый мир - его дом.

Для интроверта: его дом - целый мир.

Характеристика понятий «экстраверсия» и «интроверсия»

Интроверсия-экстраверсия - распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Термины интроверсия и экстраверсия впервые были введены Карлом Юнгом, хотя их распространённое понимание и употребление в психологии отличаются от первоначального значения. Экстраверсия проявляется в дружелюбном, разговорчивом, энергичном поведении, в то время как интроверсия проявляется в более замкнутом и уединённом поведении. Фактически все комплексные теории личности содержат эти характеристики в разной форме.

Экстраверсия и интроверсия обычно рассматриваются как единое пространство измерений. Поэтому высокие показатели одной характеристики подразумевают низкие показатели другой. Карл Юнг и авторы типологии Майерс-Бриггс трактуют понятия по-разному и предполагают, что каждому свойственны черты экстраверсии и интроверсии с преобладанием одних над другими. Скорее фокусируясь на межличностном поведении, Юнг однако определял интроверсию как «поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содежание» (фокус на внутреннюю психическую активность); и экстраверсию как «поведенческий тип, характеризуемый концентрацией интересов на внешних объектах», (внешний мир).

В любом случае, люди всё время неустойчивы в своём поведении, и даже ярко выраженные интроверты и экстраверты не всегда следуют поведению своего типа.

Психологии известно два противоположных типа личности: экстраверты и интроверты.

Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Карл Густав Юнг ставит направление движения либидо. Согласно К. Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт - на накопление, движение энергии во внутренний мир. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного. Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологии, Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, Юнг полагает, что, в сущности, схожие концепции этих авторов различаются по причине различной верности их авторов. Если первый, по Юнгу, является интровертом, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо. Экстраверсия-интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции.

Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора - комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Юнгианский термин пришёлся в этой ситуации весьма кстати. Более того, оказалось, что экстраверсия может быть одной из базовых черт личности, которых Айзенк в конце концов определил три.

В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данного термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт - личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Р. Л. Акофф и Эмери), и др.

Впоследствии экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях как «Большая Пятерка» или HEXACO.

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в типологии Майерс-Бриггс, в соционике и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.

Итак, отталкиваясь от вышесказанного, дадим полноценное определение экстраверсии и интроверсии.

Экстраверсия - (англ. extraversion; от лат. extra - вне + versae, versie - поворот; букв.: обращенность вовне) - комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. Как думает Экстраверт: «Мое истинное призвание - общаться с людьми и созидать. Я весь обращен к внешнему миру, весь на виду и рожден для общества и для дружбы». К комплексу черт экстраверта относят также оптимизм, импульсивность, беспечность, непостоянство. Экстраверсия рассматривается как противоположность интроверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала. Шкала Экстраверсии объединяет весьма неоднородные характеристики. Среди них можно найти, если говорить терминами некоторых российских авторов, и формально-динамические, и стилевые, и содержательные личностные свойства. Тем не менее, существует устойчивая традиция трактовать Экстраверсию как свойство темперамента.

Экстраверт - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Это индивидуально-психологический тип человека, для которого характерны активность в общении; склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений на внешний мир и окружающих людей. Экстраверт испытывают потребность в новых учебных речевых ситуациях, стремятся к доминированию в общении, стараются использовать новые слова и выражения, любят групповые занятия, игры.

Интроверсия - (англ. introversion; от лат. intro - внутрь + versae, versie - поворот; букв.: обращенность во внутрь) - комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабельность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир (чувств, мыслей, образов). Крайние степени Интроверсии характерны для аутизма. К комплексу черт интроверта относят также стремление к точности, педантичности, планированию своих действий; нерешительность, осторожность; ответственность. Интроверсия рассматривается как противоположность экстраверсии.

Интроверт - человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

Экстравертам и интровертам присуща разница в поведении. Согласно одному исследованию, экстраверты склонны носить более декоративную одежду, в то время как интроверты предпочитают практичную, удобную одежду. Экстраверты чаще любят более оживлённую, традиционную и энергичную музыку, чем интроверты. Особенности характера также влияют на то, как люди организуют своё рабочее пространство. В целом, экстраверты больше украшают свои офисы, держат свои двери открытыми, держат рядом несколько запасных стульев и более склонны ставить тарелки с конфетами на свой рабочий стол. Им свойственны попытки пригласить других сотрудников и поощрение взаимодействия. Интроверты, наоборот, меньше украшают и стараются изолировать своё рабочее пространство от социального взаимодействия.

Люди сложны и уникальны, и так как интроверсия-экстраверсия представляет собой непрерывное пространство измерений, люди могут иметь совокупность характеристик обоих типов. Человек, который ведёт себя как интроверт в одной ситуации, может вести себя как экстраверт в другой, и люди могут изучать поведение «противоположного типа» в некоторых ситуациях. Теория Юнга основывается на том, что если первичная функция человека экстраверсивна, то вторичная всегда интроверсивна (и наоборот).

Экстраверсия – это базовая черта личности, которая характеризуется направленностью сознания и внимания личности на то, что происходит вне его: других людей, отношения, социум. Дословно понятие можно перевести как «обращённый вовне», и введено оно было Карлом Гюставом Юнгом.

Экстраверсия в психологии – это совокупность качеств личности, определяющие склонность индивида к активным социальным связям, контактам. Внешне это выражается в хорошей коммуникабельности и адаптивности. Так же можно сказать, что такие личности более ориентируются на социальное окружение и оценку, которое оно даёт, нежели на свой внутренний мир и свою личностную систему ценностей.

Экстраверты направлены на общение и контакты с другими людьми. Они жаждут быть вовлеченными в процесс социального взаимодействия, быть на виду, строить и развивать отношения, знать про отношения других. Их основные качества – эмоциональность, вспыльчивость, оптимистическое отношение к жизни, непродуманность, непостоянство.

Интроверсия и экстраверсия по Г.Айзенку — антагонистические определения личности, вернее – части определения его темперамента. Они подразумевают базовые принципы направленности индивида. Опросники, которые предлагают шкалу интроверсии – экстраверсии, предполагают, что наиболее ярко выраженные личности будут составлять полярные противоположности. А средние значения будут показывать большую или меньшую степень выраженности тех или иных черт. Поэтому, ярко выраженные экстраверты, равно как и интроверты встречаются не так уж и часто. Среди знаменитых таких личностей можно припомнить Наполеона, Жукова, Чапаева.

Однако, при всех позитивных моментах, крайняя степень выраженности экстраверсии может иметь неприятные моменты как для окружающих, так и для самой такой личности. Стремление человека быть всегда в центре внимания, может несколько утомлять и при этом становиться просто навязчивой идеей. Кроме того, склонность заводить большее количество новых знакомств и взаимоотношений, может делать эти самые отношения более поверхностными, без глубокой эмоциональной вовлеченности. Потому что ярко выраженным экстравертам одних отношений всегда мало. Они слишком вовлечены в «игры субъектами», что могут полностью потерять своё личное Я. Опасность же такого отношения сводится к совершенному пренебрежению к личным установкам и внутренним мерам вещей. Утрированно может получиться, что экстраверт любит не то, что действительно нравится ему, а что нынче крайне популярно и востребовано в окружающей его действительности.

Именно поэтому, яркого экстраверта можно выделить не только по манере преподать себя или по манере общения, но и по манере одеваться. Невозможно представить себе такого полярного индивида в классической одежде «вне времени». Экстраверт «дышит новыми веяниями». Поэтому его одежда может быть не всегда высокого качества, но всегда самых актуальных тенденций. В исключительных случаях, полярных экстравертов можно назвать «рабами модных новинок».

«Степени выраженности»

Движущей силой экстравертов, несомненно, являются внешние факторы. Поэтому, если вы узнаёте в вышеизложенных описаниях своего ребёнка, помните, что взывать к его разуму и говорить: «подумай сам» — абсолютная трата сил и времени. Экстраверт считывает настроение толпы. И то, чем живёт его ближайшее окружение, тем будет жить и такой человек. Поэтому, либо вы сами должны стать для него «внешним фактором», который детерминирует его активность. Либо приложите силы, чтобы это самое окружение было вам по душе.

Есть ещё один интересной феномен, связанный с экстравертированными личностями. Направленность на взаимоотношение с другими объектами настолько ценно для них, что они сами для себя повышают ценность самих объектов и этих взаимоотношений. Это значит, что близкие люди и семья могут искренне недоумевать о необходимости знать все мелкие нюансы небольшого события. Для кого-то со стороны это может просто напоминать «мышиную возню». При этом событие и ситуации могут быть не связанны с реально близкими людьми. Тем не менее, ярко выраженный экстраверт будет всецело вовлечён в процесс.

Дело в том, что сам процесс не только забирает энергию экстраверта, но и сам заряжает его энергией. Моменты вынужденного «простоя» и бездействия просто сводят человека с ума. Это всё равно, что посадить кого-то в тюрьму.

Хотя в связи с высокими энергетическими затратами и постоянным «движением этой самой энергии», периодически отдыхать экстраверт любит в полном одиночестве, но не слишком долго. По большому счёту происходит его «перезарядка».

Однако, по Юнгу, экстраверсия и интроверсия встречается не только как свойство личности, но и определённое проявление в природе. Экстраверсия в этом смысле заключается в высокой скорости воспроизводства, низкой степенью защитных механизмов и, как следствие – низкой продолжительностью существования. А интроверсия, наоборот, определяется высокими приспособительными способностями, длинной продолжительностью существования и низким воспроизводством.

Кстати, Юнг впоследствии отказался от понятия «экстраверт» и говорил про экстраверсию — доминантную функцию чего-либо: мышления, ощущения, интуиции.

Также экстраверсия, интроверсия и нейротизм являются шкалами теста Айзенка, определяющими темперамент. Помимо направленности личности на внутренний или внешний мир, определяется уровень эмоциональной напряженности и тревожности. На одном полюсе находятся эмоционально устойчивые личности. А на другом – ярко выраженные напряжённо-тревожные личности. Сочетание факторов направленности и выраженности тревожности создают неповторимую комбинацию, определяющую темперамент человека.

Подводя итог что такое экстраверсия, можно сказать, что это безусловное превалирование концентрации внимания на объекте, обращённость вовне.

Характеризуется экстраверсия открытостью, общительностью, и как следствие — высокой степенью адаптации. С этой стороны экстраверсия вполне может выступать как очень позитивная особенность личности. Ведь умение свободно общаться, быстро и безболезненно наладить контакт с кем угодно – являются очень важными и нужными качествами для многих профессий, да и просто – для выхода из многих скользких жизненных ситуаций.

Однако крайние степени проявления экстраверсии могут приводить к потере значимости личного мнения и личной оценки человека, излишняя фиксация его на реально малоценных вещах и объектах, растворение его в процессе постоянного общения со всеми. Кроме того, это может привести к постоянной потребности быть в центре внимания «любой ценой» и неспособности выделить одни наиболее ценные отношения.

Естественно, что такая позиция может существенно влиять на личностно-интимную сферу жизни человека. И получается, как в знаменитой фразе: «столько знакомых, а человек одинок». Естественно, подобная ситуация в первую очередь может тяготить саму личность. А во-вторых, невозможность сконцентрироваться на одних отношениях обижает наиболее близкого партнёра или члена семьи и часто приводит к размолвкам и разрывам. Ведь встречаться с «душой компании» и «всеобщей звездой» очень здорово, но строить семью получается не слишком.

Психотерапия

Стоит так же помнить, что экстраверсия не является приобретённой чертой. Психологи склоняются к базовости такой особенности, а, следовательно, предпосылки заложены. Но, при этом не стоит забывать, что существует понятие «степени выраженности». А вот её во многом можно корректировать.

По крайней мере, осознавая те особенности, которые вам могут мешать и, понимая, с чем это может быть связано, вы можете постараться сами менять свои действия. А ещё лучше – обратиться к специалисту: психологу или психотерапевту, чтобы он помог вам выделить и проработать проблемные моменты.

Любая особенность нашей личности может быть использовано во благо нам самим и наших близких. И, если есть хоть малейший дискомфорт, подобные вещи лучше обсудить со специалистом. Потому что накопившиеся проблемы требуют гораздо больше сил и времени для решения.

В последнее время популярными стали различные социологические тесты, которые позволяют быстро определить тип человека. Чтобы лучше понимать другого и качественнее взаимодействовать с ним, другим интересно узнать характеристику и его черты. Так, одним из популярных терминов стала интроверсия. Следует разобраться с данным понятием в контексте ее социального проявления.

Условно всех людей делят на интровертов и экстравертов. Это жесткое разделение, которое делит людей на две противоположности. То, что не присуще одному, свойственно другому, как и наоборот. Многие пытаются при этом выяснить для себя, какое из данных качеств следует считать наиболее приемлемым. На самом деле ни интроверсия, ни экстраверсия не являются ни плохими, ни хорошими. Многое зависит от того, как сам человек относится к своему природному состоянию.

Поскольку многим людям не нравится быть интровертами, они часто обращаются за помощью психолога на сайте сайт. Специалисты готовы помочь каждому, кто желает измениться. Однако следует знать о том, что интроверсия не делает никого ущербным.

Что такое интроверсия?

Первым, кто ввел термин «интроверсия», был швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг. Он определял интроверсию как обращенность внутрь себя. Более современным языком ответом на вопрос, что такое интроверсия, можно объяснить данное понятие как ориентировка человека на собственный внутренний мир. Ему более комфортно быть увлеченным своими мыслями, желаниями и чувствами, нежели контактировать с другими людьми. Это и отличает интровертов от экстравертов.

Интровертом человека делают его генетические и врожденные особенности психологического характера. Человек становится интровертом, потому что обладает следующими качествами, как и наоборот: данные качества в нем развиваются под действием его склонности быть обращенным внутрь себя.

  • Впечатлительность.
  • Чувствительность.
  • Самоанализ и самокритика.
  • Серьезность.
  • Неразговорчивость и необщительность.
  • Размеренность.
  • Отсутствие спонтанности в действиях.
  • Увлеченность личными размышлениями, нежели контакт с окружающими.
  • Отсутствие инициативы к общению.
  • Недоверчивость.
  • Переживание своих мыслей, эмоций и чувств внутри себя, что делает его внешне стабильным и эмоционально устойчивым.

Несмотря на свою несклонность к общению со многими людьми, интроверт все же имеет друзей. Их обычно насчитывается небольшое количество. Вместе с тем эти друзья воспринимают интроверта таким, каков он есть.

Интроверты кажутся очень скучными, сложными и непонятными. На самом деле люди часто становятся таковыми из-за своей уязвимости и застенчивости. Они не умеют приспосабливаться к внешнему миру, из-за чего бегут от него в свой внутренний.

Противоположностью интроверсии является экстраверсия – качество личности, которая предпочитает общение с людьми, нежели погруженность в собственные чувства и мысли. Именно эти два качества часто приписывают современным людям, деля их на два лагеря. Причем делается это так, будто одно качество лучше другого.

И действительно так: многие полагают, что быть интровертом хуже, чем экстравертом. Это связано с тем, что интроверсивные качества кажутся менее приемлемыми в обществе, нежели экстраверсивные:

  • Нужно быть общительными, нежели замкнутыми.
  • Нужно иметь много друзей, нежели окружать себя малым кругом людей.
  • Нужно больше ориентироваться на внешние обстоятельства, а не на собственные мысли и эмоции.
  • Нужно быть «на волне» со всеми, а не демонстрировать собственную уникальность.

Неправильное восприятие интроверсии заставляет многих людей насильственно менять свои качественные характеристики. Несомненно, желание стать лучше и успешнее только приветствуется. Однако качества интроверсии нисколько не являются худшими, нежели черты экстраверсии.

Интроверсия и экстраверсия

Чтобы лучше и больше понимать, что такое интроверсия и экстраверсия, следует сравнить данные качества. Прежде следует уточнить то, что эти качества приравниваются к восточным понятиям об Инь и Ян, где каждое качество немного присутствует в каждом человеке. Однако одно из них проявляется больше, чем другое.

  1. Интроверт не делится своей энергией с окружающим миром. Он ориентируется на себя и внутренний мир, нежели на внешние обстоятельства. Экстраверт же, наоборот, направляет свою энергию вовне. Он ею делится, чем еще больше подпитывается. Вся его деятельность осуществляется во внешнем мире.
  2. Интроверт постоянно пребывает в размышлениях. Несомненно, новые идеи и постулаты приходят к нему из внешнего мира. Однако он их обязательно просеивает через сито внутренних убеждений, делая их своими или чуждыми. Экстраверт предпочитает постоянно находиться в поиске новой информации, что помогает им продвигаться в рабочей деятельности.
  3. Интроверт обычно долго обдумывает свои дальнейшие действия. Прежде чем что-либо сделать, он долго взвешивает все за и против, а затем, когда уже все сделано, долго сомневается в правильности совершенных поступков. Пока не наступят результаты, он будет мучиться размышлениями о том, все ли он сделал. Экстраверт, наоборот, часто совершает действия быстро и необдуманно. Лишь достигая нежелательных результатов, он ненадолго задумывается, после чего быстро переключается на новую деятельность.

Интроверсия и экстраверсия – это два противоположных качества, которые наблюдаются в людях. Они указывают на то, как люди смотрят на мир, какой вид деятельности им предпочтителен, а также то, на что направлены их установки.

Экстраверт мыслями и чувствами ориентирован на внешний мир. Он предпочитает постоянно контактировать с другими людьми, заводить новые знакомства, что получается у него легко. Он обладает хорошим качеством быстрого приспособления к новым обстоятельствам.

Экстраверты обычно веселые и юморные люди, которые не любят однообразие. Они часто подвержены воздействию собственных эмоций, из-за чего могут совершить поступки, из-за которых потом пожалеют. Они темпераментные, амбициозные, импульсивные. Предпочитают движение пассивности.

Экстраверты, как уже указывалось, любят заводить новые знакомства, полезные связи и постоянно с кем-то общаться. Это делает их немного зависимыми от тех, к кому они в дальнейшем привязываются.

Если экстраверсия заключается в том, что человек постоянно желает быть в социуме, заниматься общественными делами, то интроверсия определяется своей внутренней направленностью. Человеку приятнее предаваться своим размышлениям, фантазиям и , нежели контактировать с внешним миром.

Если экстраверсия заключается в растрачивании энергии во внешнем мире, то интроверсия отмечается накоплением энергии человеком внутри себя. Экстраверт преимущественно черпает энергию из внешнего мира, когда с кем-то общается, получает новые впечатления, бывает в новых местах и т. д. Его можно назвать расточителем энергии. Если вдруг возникают такие дни, когда он должен бездействовать, тогда ему кажется, что он бесцельно их проживает.

Одиночество и покой угнетают экстраверта. Чтобы восстановить силы, он должен вернуться к какой-то деятельности, общению с людьми, вниманию к себе.

Экстраверсия может быть интересна тем, что человек не боится самовыражаться. Направленная вовне энергия предназначена для достижения результата и эффективного действия. Человек не боится быстро меняться и приспосабливаться, если вдруг его поступки не дают должного эффекта.

Жизнь интроверта крутится преимущественно вокруг него самого. Все его действия, желания и мысли координируются внутренним миром его «Я». Вот почему он часто критикует самого себя, постоянно находится в самоанализе, рефлексирует.

Такому человеку достаточно трудно приспособиться к социуму. Правила и нормы, установленные обществом, во многом кажутся бессмысленными и ненужными. Вот почему он их не принимает путем бегства от социума. У интровертов очень сильно развиты защитные психические функции, что можно связать с некоторой слабостью души перед внешним миром.

Их характерными качествами являются:

  1. Педантичность.
  2. Редкая улыбка на лице и блеск в глазах.
  3. Серьезность и угрюмость.
  4. Склонность к депрессии.

Современная психология активно использует эти два понятия, пытаясь четко разделить людей на две половины. Однако многие специалисты настаивают на том, что не следует делить людей, поскольку «чистых» экстравертов и интровертов не существует. В каждом человеке есть качества обоих характеристик, просто в ком-то они преобладают больше в интровертивном или экстравертивном варианте.

Чтобы понять, чем хороша или плоха интроверсия, рассмотрим ее плюсы и минусы:

  1. Минусы:
  • Человек не умеет выражать свои чувства, мысли и идеи.
  • Человек не может адекватно выразить свое отношение к партнеру, что часто приводит к непониманию.
  • Человек кажется непонятным и странным из-за своих убеждений и ценностей, которые могут во многом не согласовываться с общественными.
  1. Плюсы:
  • Человек легко улавливает суть проблемы.
  • Человек может найти новое решение нестандартной проблемы.
  • Человек умеет абстрагироваться от несущественного и заострить внимание на необходимой информации.
  • Человек крепко привязывается к партнеру.

Социальная интроверсия

Поскольку интроверт отличается своей необщительностью и склонностью к бегству от окружающих, его сложно назвать социальным человеком. Однако это мнение ошибочное. Даже у интровертов есть друзья, коллеги, родственники, с которыми он может постоянно и легко контактировать. Соответственно, под социальной интроверсией понимается малый круг общения, который умеет создавать человек и длительное время пребывать в нем.

Интроверт с удовольствием сохраняет прежние контакты со старыми друзьями и знакомыми. Ему не всегда интересны новые знакомства. Это связано больше не с застенчивостью, а с недоверием к новым людям, которых он пока не знает. Интроверту лучше делиться своими мыслями с давно знакомыми людьми, нежели сталкиваться с неопределенной реакцией со стороны малознакомых.

Порой интроверт не заводит новые знакомства лишь потому, что так ему удобно. Он не застенчив и не подозрителен, а просто находится в таком расположении духа, когда ему не хочется напрягаться, чтобы перед кем-то казаться общительным и интересным.

Итог

Многим кажется, что интроверсия – плохое качество. Пожалуй, это связано с неправильным пониманием данного явления, а также неспособностью в полезных для себя целях воспользоваться имеющимися качествами. В итоге люди стараются себя переделать, что не всегда получается в силу особого строения ЦНС.

Если заметить, что интроверты обладают добросовестностью, прямотой, совестливостью, бережливостью, умеренностью, честностью, осторожностью, то можно сказать, что данное качество не такое уж и плохое.